Статья посвящена исследованию распределения сверхсхемных ударений (ССУ) в стихотворных текстах XVIII–начала XXв., написанных 4-стопным ямбом. Материалом для исследования послужили произведения 34 поэтов XIX–начала XX в. объемом около 36тыс. строк, а также произведения М.В. Ломоносова, К.Ф. Тредиаковского. В статье использовались количественные данные трех типов: относительные частоты, теоретические подсчеты, а также в некоторых случаях были подсчитаны отношения относительных частот в различные периоды для более явственной картины. В ходе проведенной работы выявилось, что можно выделить три основных типа распределений ССУ за изученный период: ломоносовский тип, тип распределений частот ССУ, характерный для произведений В.К. Тредиаковского; тип распределений ССУ в русском 4-стопном ямбе XIX –начала XX века. ССУ функционируют в стихе не изолированно, они всегда взаимодействуют с ударениями на сильных местах стиха (для четырехстопного ямба —это четные слоги).Трактовка полученных результатов дается на основе модели порождения и восприятия стихотворных текстов М.А. Краснопёровой.
Статья посвящена исследованию распределения сверхсхемных ударений (ССУ) в стихотворных текстах XVIII–начала XXв., написанных 4-стопным ямбом. Материалом для исследования послужили произведения 34 поэтов XIX–начала XX в. объемом около 36тыс. строк, а также произведения М.В. Ломоносова, К.Ф. Тредиаковского. В статье использовались количественные данные трех типов: относительные частоты, теоретические подсчеты, а также в некоторых случаях были подсчитаны отношения относительных частот в различные периоды для более явственной картины. В ходе проведенной работы выявилось, что можно выделить три основных типа распределений ССУ за изученный период: ломоносовский тип, тип распределений частот ССУ, характерный для произведений В.К. Тредиаковского; тип распределений ССУ в русском 4-стопном ямбе XIX –начала XX века. ССУ функционируют в стихе не изолированно, они всегда взаимодействуют с ударениями на сильных местах стиха (для четырехстопного ямба —это четные слоги).Трактовка полученных результатов дается на основе модели порождения и восприятия стихотворных текстов М.А. Краснопёровой.
Мақола XVIII аср охири–ХХ аср бошларида тўрт туроқли ямбда ёзилган шеърий матнлардаги нометрик урғуларнинг тақсимланишини тадқиқ этишга бағишланган. Тадқиқот учун ХIХ–ХХ асрнинг бошларида яшаб ижод қилган 34 шоирниг 36мингга мисрага яқин шеъри, шунингдек, М. В. Ломоносов ва К. Ф. Тредиаковскийнинг асарлари материал сифатида хизмат қилади. Мақолада уч турдаги миқдорий маълумотлардан фойдаланилган, булар: нисбий частоталар, назарий ҳисоб-китоблар ва айрим ҳолатларда манзарани аниқроқ тасаввур этиш учун турли даврлардаги нисбий частоталар муносабати ҳисоблаб чиқилган. Олиб борилган изланишлар давомида ўрганиш учун танлаб олинган давр шеъриятида нометрик урғунинг учта асосий тури мавжудлиги аниқланган: Ломоносов тури, В. К. Тредиаковский асарларига хос нометрик урғу частоталари тақсимоти тури; ХIХ–ХХ аср бошлари тўрт туроқли рус ямбидаги нометрик урғуларни тақсимлаш тури. Нометрик урғулар шеърда алоҳида амал қилмайди, улар ҳар доим шеърнинг кучли ўринларидаги урғулар (тўрт туроқли ямб учун, бу —жуфт бўғинлар) билан ўзаро алоқада бўлади. Олинган натижалар М. А. Краснопёрова шеърий матнларининг вужудга келиши ва уларни идрок этиш моделига асосланиб тушунтирилган.
The article is devoted to the study of the distribution of hypermetrical stressing (hypermetrical stressing) in verses of the XVIII–early XX century, written in iambic tetrametre. The material for the study was the works of 34 poets of the XIX –early XX centurythevolume of about 36thousand lines, as well as the works of M. V. Lomonosov, K. F. Trediakovsky. The article used quantitative data of three types: relative frequencies, theoretical calculations, and in some cases, the ratio of relative frequencies in different periods was calculated for a clearer picture. During the work, it was found that there are three main types of hypermetrical stress distributions for the studied period: the Lomonosov type, the type of hypermetrical stress frequency distributions typical of the works of V. K. Trediakovsky; the type of hypermetrical stress distributions in the Russian iambic tetrametre of the XIX –early XX century. Hypermetrical stressing does not function in the verse in isolation, They always interact with the stress on the strong places of the verse (for iambic tetrametre, these are even syllables). The interpretation of the results obtained is based on the model of generation and perception of poetic texts by M. A. Krasnoperova.
№ | Муаллифнинг исми | Лавозими | Ташкилот номи |
---|---|---|---|
1 | Kayumova V.F. | Кандидат филологических наук, доцент | Узбекский государственный университет мировых языков |
№ | Ҳавола номи |
---|---|
1 | Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. —М., 1984. —352 с. |
2 | Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. —М., 1974. —448 с. |
3 | Каюмова В. Ф. Сверхсхемные ударения в русской поэзии XIX–начала XXв. (на материале 4-стопного ямба) // Актуальные вопросы в области гуманитарных и социально-экономических наук. Межвузовский сборник научных трудов. —Ташкент, 1998. —С. 8–15. |
4 | Каюмова В. Ф. Некоторые замечания о сверхсхемных ударениях в русском четырехстопном ямбеXVIIIвека // Формальные методы в лингвистической поэтике. Сборник научных трудов. —СПб, 2001. —С. 49–56. |
5 | Красноперова М.А. Основы реконструктивного моделирования стихосложения. —СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. —237 с. |
6 | Краснопёрова М.А. Основы сравнительного статистического анализа ритмики прозы и стиха. —СПб., 2004.—151 с. |
7 | Сахаров В.И. В.Г. Бенедиктов: поэзия и судьба// Бенедиктов. Стихотворения. —М., 1991. —С. 5–20. |
8 | Сумароков А. П. О стопосложении // Русская литература XVIIIвека. 1700–1775. Хрестоматия. —М., 1979. —С. 153–155. |
9 | Тарановский К. Ф., Прохоров А. В. К характеристике русского четырехстопного ямба XVIIIвека: Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков // Тарановский К. Русские двусложные размеры. Статьи о стихе. —М., 2010. —С. 398–444. |
10 | Томашевский Б.В. Ритмика четырехстопного ямба по наблюдениям над стихом «Евгения Онегина» // Избранные работы о стихе. —М. —СПб., 2008. —С. 101–139. |
11 | Тредиаковский В. К. Письмо, в котором содержится рассуждение о стихотворении, поныне на свет изданном от автора двух од, двух трагедий и двух эпистол, писанное от приятеля к приятелю// Критика XVIII века. —М.: ООО "Издательство "Олимп": ООО "Издательство ACT", 2002. (Библиотека русской критики) —// http://az.lib.ru/t/trediakowskij_w_k/text_0220oldorfo.shtml |
12 | Шишкин А.Б. Из неопубликованных поэтических трудов Тредиаковского (стихотворная «Псалтирь»)// Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1984. —Л.: Наука, 1986. —С. 29–39. |