24

В статье исследована проблема выбора рациональных критериев качества организации дорожного движения в городах. В зависимости от целей анализа, сложности сети, технических возможностей, качество организации дорожного движения может оцениваться по показателям экономической эффективности транспортного процесса, уровня аварийности, экологической безопасности и социальной привлекательности. Осуществлен мониторинг скоростного режима движения транспортного средства. Получены характеристики качества организации дорожного движения при помощи экспериментальных исследований на участке улично-дорожной сети города Джизака. По результатам обработки данных GPS-трека были построены гистограмма распределения мгновенной скорости и графики движения автомобиля в координатах «время– расстояние», «время–скорость», «расстояние–скорость», которые позволяют визуально оценить режим движения на протяжении всего маршрута и определить потенциальные «узкие места». Также были рассчитаны такие пространственно-временные характеристики, как средняя техническая скорость, удельное время в движении, удельное время простоя, а также энергетические показатели качества организации дорожного движения: шум ускорения, градиент скорости, градиент энергии. После разделения экспериментального маршрута на отдельные километровые участки были проанализированы изменения характеристик качества организации дорожного движения по мере приближения к центру города.

  • Internet havola
  • DOI
  • UzSCI tizimida yaratilgan sana 20-01-2025
  • O'qishlar soni 24
  • Nashr sanasi 28-12-2024
  • Asosiy tilRus
  • Sahifalar58-64
English

The article examines the problem of choosing rational criteria for the quality of traffic management in cities. Depending on the objectives of the analysis, the complexity of the network, and technical capabilities, the quality of traffic management can be assessed by indicators of the economic efficiency of the transport process, the level of accidents, environmental safety, and social attractiveness. The monitoring of the vehicle's speed mode has been carried out. The characteristics of the quality of traffic management were obtained using experimental studies on a section of the street and road network of the city of Jizzakh. Based on the results of processing the GPS track data, a histogram of the distribution of instantaneous speed and graphs of the car's movement in the coordinates "time-distance", "time–speed", "distance–speed" were constructed, which allow you to visually assess the driving mode throughout the route and identify potential "bottlenecks". Spatial and temporal characteristics such as average technical speed, specific time in motion, specific downtime, as well as energy indicators of the quality of traffic management were also calculated: acceleration noise, speed gradient, energy gradient. After dividing the experimental route into separate kilometer sections, changes in the characteristics of the quality of traffic management were analyzed as they approached the city center.

Русский

В статье исследована проблема выбора рациональных критериев качества организации дорожного движения в городах. В зависимости от целей анализа, сложности сети, технических возможностей, качество организации дорожного движения может оцениваться по показателям экономической эффективности транспортного процесса, уровня аварийности, экологической безопасности и социальной привлекательности. Осуществлен мониторинг скоростного режима движения транспортного средства. Получены характеристики качества организации дорожного движения при помощи экспериментальных исследований на участке улично-дорожной сети города Джизака. По результатам обработки данных GPS-трека были построены гистограмма распределения мгновенной скорости и графики движения автомобиля в координатах «время– расстояние», «время–скорость», «расстояние–скорость», которые позволяют визуально оценить режим движения на протяжении всего маршрута и определить потенциальные «узкие места». Также были рассчитаны такие пространственно-временные характеристики, как средняя техническая скорость, удельное время в движении, удельное время простоя, а также энергетические показатели качества организации дорожного движения: шум ускорения, градиент скорости, градиент энергии. После разделения экспериментального маршрута на отдельные километровые участки были проанализированы изменения характеристик качества организации дорожного движения по мере приближения к центру города.

Havola nomi
1 Ernazarov A. The calculation of the amount of emissions of harmful substances by cars at urban intersections //Acta of Turin Polytechnic University in Tashkent. – 2022. – Т. 12. – №. 1. – С. 51-54.
2 Комарова М.В., Лихвойнен А.В., Розов А.А., Солодкова Е.В., Степанова А.А. ВЛИЯНИЕ РАЗВИТОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ МЕГАПОЛИСОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 4-2. – С. 205-212
3 Мишарин А. С. Транспорт больших городов: повысить комфорт и безопасность // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2011. №6 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transport-bolshih-gorodovpovysit-komfort-i-bezopasnost (дата обращения: 27.10.2024)
4 Ernazarov A. Efficiency of functioning of intersections with high-intensity traffic and pedestrian flows //Technical science and innovation. – 2022. – Т. 2022. – №. 1. – С. 192-197
5 Эрназаров А. А. Закономерность образования задержек автотранспортных средств перед перекрестками //Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник, (2). – 2022. – Т. 7
6 Балахонова Е. В. Инновационное развитие умных городов как необходимое условие достижения целей устойчивого развития // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2023. № 1. С. 37–55. doi:10.21685/ 2227-8486-2023-1-2
7 Zhuravleva, Natalia & Volkova, Elena & Solovyev, Daniil. (2020). Smart technology implementation for road traffic management. E3S Web of Conferences. 220. 01063. 10.1051/e3sconf/202022001063.
8 Abdunazarov, Jamshid & Azizov, Kudratulla & Shukurov, Ilkhomjon. (2020). Method of Analysis of the Reasons and Consequences of Traffic Accidents in Uzbekistan Cities. International Journal of Safety and Security Engineering. 10. 483-490. 10.18280/ijsse.100407.
9 Lako, Arian & Gjevori, Shkelqim. (2024). Road Maintenance Planning of the Fier-Vlore Road Axis, based on the Assessment and Forecast of AADT and Los Service Level. Qubahan Academic Journal. 4. 127-136. 10.58429/qaj.v4n1a269.
10 Diyar Khan, Rafał Burdzik, Measurement and analysis of transport noise and vibration: A review of techniques, case studies, and future directions, Measurement, Volume 220, 2023, 113354, ISSN 0263- 2241, https://doi.org/10.1016/j.measurement.2023.113354.
11 Faghri, Ardeshir & Hamad, Khaled. (2001). Application of GPS in Traffic Management Systems. GPS Solutions. 5. 52-60. 10.1007/PL00012899.
12 Yasunori IIDA, Fumitaka KURAUCHI, Hirofumi SHIMADA, TRAFFIC MANAGEMENT SYSTEM AGAINST MAJOR EARTHQUAKES, IATSS Research, Volume 24, Issue 2, 2000, Pages 6-17, ISSN 0386-1112, https://doi.org/10.1016/S0386-1112(14)60024- 8.
Kutilmoqda