428

Впервые проведено изучение возрастных, тендерных и связанных с адаптацией к интеллектуальным нагрузкам особенностей физического развития учащихся 7-11 лет, занимающихся по программе шахматного всеобуча. Выявлено, что дополнительные умственные нагрузки, связанные с занятиями по программе шахматного всеобуча, не оказывают статистически значимого влияния на показатели физического развития учащихся младшего школьного возраста. Однако у них выше показатели заболе-ваемости, больше число лиц с признаками вегетативных изменений (45%), что требует проведения коррекционных мероприятий. 
 

  • Read count344
  • Date of publication20-03-2020
  • Main LanguageRus
  • Pages47-52
Русский

Впервые проведено изучение возрастных, тендерных и связанных с адаптацией к интеллектуальным нагрузкам особенностей физического развития учащихся 7-11 лет, занимающихся по программе шахматного всеобуча. Выявлено, что дополнительные умственные нагрузки, связанные с занятиями по программе шахматного всеобуча, не оказывают статистически значимого влияния на показатели физического развития учащихся младшего школьного возраста. Однако у них выше показатели заболе-ваемости, больше число лиц с признаками вегетативных изменений (45%), что требует проведения коррекционных мероприятий. 
 

English

For the first time, a study was conducted of age, gender, and features related to adaptation to intellectual stresses of the physical development of students 7-11 years old, engaged in the program of chess universal education. It was revealed that additional mental stress associated with classes in the program of chess universal education do not have a statistically significant effect on the indicators of physical development of students of primary school age. However, they have higher incidence rates, a greater number of people with signs of vegetative changes (45%), which requires corrective measures. 

Ўзбек

Birinchi marotaba shaxmat bilan shug’ullangan  7-11 yoshli o'quvchilarning jismoniy rivojlanishiga bog'liq holda yosh, jins va aqliy zo'riqishlarning xususiyatlar bo'yicha tadqiqot o'tkazildi. Shaxmat mashg'ulotlar bilan bog'liq qo'shimcha ruhiy stresslar boshlang'ich maktab yoshidagi o'quvchilarning jismoniy rivojlanish ko'rsatkichlariga statistik ahamiyatga ega emasligi aniqlandi. Shu bilan birga, ularda kasallanish darajasi yuqori, vegetativ o'zgarishlar alomatlari (45%) kuzatildi.
 

Author name position Name of organisation
1 Akbarova G.X. Ассистент кафедры педиатрии факультета ПКиП Андижанский Государственный медицинский институт
2 Kosimov D.S. Старший преподаватель кафедры педиатрии факультета ПКиП Андижанский Государственный медицинский институт
3 Xalilov O.N. Ассистент кафедры педиатрии факультета ПКиП Андижанский Государственный медицинский институт
4 Xashimova Z.M. Ассистент кафедры педиатрии факультета ПКиП Андижанский Государственный медицинский институт
5 Xudoyberdiyeva X.T. Заведующая кафедрой педиатрии факультета ПКиП, профессор Андижанский Государственный медицинский институт
Name of reference
1 1. Безруких М М Особенности организации внимания у гиперактивных детей 5,5-7 лет / М.М. Безруких Н Е Рейсих T А Филлипова // Научные труды I съезда физиологов СНГ.М.«МедицинаЗдоровье», 2005; 1445-146.
2 2. Быков Е.В. Онтогенетические аспекты регуляции артериального давления у учащихся младших классов с различным уровнем умственных нагрузок / Е.В. Быков Е.А. Мекешкин, О.В Казакова. Н.Г. Зинурова // Вестник ЮУрГУ Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». 2010; 24; 24(200): 24-27.
3 3. ГребневаН.Н. Исследование психофизиологических функций у детей с синдромом дефицита RE-HEALTH JOURNAL 1(5)`2020 51 внимания и гиперактивностью /Н.Н. Гребнева, Ю.В. Евсеева // Здоровая образовательная среда здоровое поколение: матер. Всерос. с междунар участием науч.-практ. конф. Тюмень: ИздвоТюмГУ, 2009: 69-76.
4 4. ЗайнеевМ.М. Возрастные особенности реакции кардиореспираторной системы младших школьников на динамическую и изометрическую нагрузки в различные периоды учебного года; автореф. дис. канд. биол. наук/М.М. Зайнеев. Казань, 2009:
5 5. ЗвездинаИ.В., ЖигареваН.С., АгаповаИ.А. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей в динамике обучения в начальной школе. Российский педиатрический журнал: научно-практический журнал 2009; 2: 19-23.
6 6. Кокорева Е.Г. Гетерохронизм развития психофизиологических функций у детей с сенсорными нарешениями: дис. докт. биол наук. Челябинск, 2010: 26.
7 7. КолосоваТ.С Особенности эмоционального статуса младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам / Т.С. Колосова, М.Ю. Кондратьева // Новые исследования. 2004; 1-2: 213-214.
8 8. Н.С Майк. Кардиоваскуларная система. Sato N. Miyake S. Cardiovascular reaction to mental stress: relationship with enstrual cycle and gender. J. Pysiol. Anthropol. App! Hum. Science 2004; 6(23): 215.
9 9. Кахаров Зафар Абдурахманович, Саттибаев Илхом Иномович, Салиева Минора Юлбарсовна, Абдурахимов Абдухалим Холиддинович, Бобоев Мухаммадаюбхон Муродхонович Антропометрические показатели физического развития у детей в Андижанской области // Universum: медицина и фармакология. 2018. №9 (54).
10 10. Худойбердиева Хамрохон Тиллаевна, Арзикулов Абдураим Шамсиевич, Акбарова Гулноза Хайдаралиевна, Хашимова Замира Махмуджановна Факторы риска и особенности течения адаптационных процессов у детей младшего школьного возраста // Re-health journal. 2019. №3.
Waiting