В настоящей статье роман«Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса анализируется в парадигме жанра роман воспитания. Для реализации этой цели исследуется литературная критика на тему детства в художественной литературе. В работе описываются факторы, повлиявшие на создание образа ребёнка в викторианской литературе. Концепция личности изучается с позиции его развития и становления на протяжении развёртывания сюжетных коллизий при помощи основных жанровых признаков романа воспитания. «Оливер Твист» определяется как идилистически-циклический или же «частично возрастной» инвариант жанра. У Диккенса ребёнок превращается в центрального героя в произведении большого эпического формата, где отображается не только тема детства, но и судьба ребёнка. Ребёнок становиться полноценным литературным образом, наделённым богатым внутренним миром, личностью, способной представить свою историческую эпоху. Также исследуются события, ситуации и роль второстепенных персонажей, оказавших влияние на трансформацию характера героя в период от детства к отрочеству. Этот произведение заложило основы «диккенсовского романа воспитания», таких как «Дэвид Копперфилд»и «Большие Надежды».
В настоящей статье роман«Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса анализируется в парадигме жанра роман воспитания. Для реализации этой цели исследуется литературная критика на тему детства в художественной литературе. В работе описываются факторы, повлиявшие на создание образа ребёнка в викторианской литературе. Концепция личности изучается с позиции его развития и становления на протяжении развёртывания сюжетных коллизий при помощи основных жанровых признаков романа воспитания. «Оливер Твист» определяется как идилистически-циклический или же «частично возрастной» инвариант жанра. У Диккенса ребёнок превращается в центрального героя в произведении большого эпического формата, где отображается не только тема детства, но и судьба ребёнка. Ребёнок становиться полноценным литературным образом, наделённым богатым внутренним миром, личностью, способной представить свою историческую эпоху. Также исследуются события, ситуации и роль второстепенных персонажей, оказавших влияние на трансформацию характера героя в период от детства к отрочеству. Этот произведение заложило основы «диккенсовского романа воспитания», таких как «Дэвид Копперфилд»и «Большие Надежды».
Ушбу мақолада, C. Диккенснинг “Оливер Твистнинг саргузаштлари”романи тарбиявий жанр парадигмасида таҳлил қилинади. Ушбу мақсадга эришиш учун мақолада бадиий адабиётда болалик мавзусига доир адабий-танқидий қарашлар ўрганилади, Виктория давр адабиётида бола образини яратишга таъсир кўрсатган омиллар аниқланади, тарбиявий романининг асосий жанр ҳусусиятлари эътироф этилади, ва энг асосийси сюжет воқеаларининг ривожланиш жараёнида боланинг шахсияти шаклланиши таҳлил этилади. “Оливер Тwист” идиллик-циклик ёки “тарбияланиш қисман кўрсатилган” жанр турига киради. Диккенс нафақат болалик мавзусини тасвирлайди, балки боланинг тақдирини эътибор марказига тортади, шу сабабли, бу романда биринчи бор катта эпик хажмдаги асарда бола марказий қаҳрамонга айланади. Диккенс романида бола ўзининг бой ички дунёсига эга бўлган шаҳс, ўзининг тарихий даврини акс эттиришга қодир бўлган тўлақонли адабий образига айланади. Шунингдек, қаҳрамон фъели ва хулқ-атворини болаликдан ўсмирлик даврига ўзгаришига таъсир қилган воқеалар, вазиятлар ва иккинчи даражали қаҳрамонлар ҳам мақолада изчил ўрганилган. Ушбу асар “Дэвид Копперфилд” ва “Буюк Умидлар” сингари муаллифнинг тарбиявий романларига асос солган.
In this article, the novel “The Adventures of Oliver Twist” by C. Dickens is analyzed in the paradigm of Bildungsroman genre. To achieve this aim, the research puts forward the following objectives: to consider literary criticism on the topic of childhood in fiction, reveal the factors that influenced the creation of the child’s image in Victorian literature, also study the concept of personality from the perspective of its development and formation during the flow of plot applying the principle genre features. “Oliver Twist” is defined as an idyllic-cyclical or “partially age-related” invariant of the genre. For the first time the child turns into a central hero in a work of a large epic format, that displays not only the theme of childhood, but also the fate of the child. The child becomes a full-fledged literary image endowed with a rich inner world, a personality capable of representing his historical era. The events, situations and the role of secondary characters that have influenced the transformation of the hero’s character in the period from childhood to adolescence are studied inthe article as well. The novel laid the foundations for “Dickensian Bildungsroman”, such as “David Copperfield” and “Great Expectations”.
№ | Author name | position | Name of organisation |
---|---|---|---|
1 | Maxmudova N.A. | Старший преподавательКафедра лингвистики и литературоведения | Узбекский государственный университет мировых языков |
№ | Name of reference |
---|---|
1 | Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. —М.: Искусство, 1979. —424 с. |
2 | Влодавская И. А. Поэтика английского романа воспитания начала ХХ века: Типология жанра. —Киев: Вища школа, 1983. —184 с. |
3 | Ивашева В.В. Творчество Диккенса.—М.: Издательство Московского университета, 1954. —473 с. |
4 | Катарский И.М. Диккенс (Критико-биографический очерк). —Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1960. —272 с. |
5 | Купченко М. Л. Детские образы в творчестве Ч. Диккенса и Л. Андреева: традиция и новаторство. Санкт-Петербург: Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры, vol. 215, 2017.—с. 92-98. |
6 | Матвеева А.С. Онтологическая ситуация порога в романе Ч. Диккенса «Большие надежды»// Проблемы истории, филологии, культуры, No. 19. —2008. —С. 139-145. |
7 | Матвеева, A.C. Мир ребенка в творчестве Чарльза Диккенса в контексте онтологической поэтики: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. —Самара, 2009. —22c. |
8 | Михальская Н.П. Чарлз Диккенс. —Москва: Просвещение, 1987. —128 с. |
9 | Педагогическое наследие/ Сост. В.М. Кларин,А.Н. Джуринский. —М.: Педагогика, 1989. —416 c. |
10 | Тайна Чарльза Диккенса. Литературно-художественное издание Библиографические разыскания// Под редакцией Гениевой Е.Ю. —Москва: Издательство «Книжная палата», 1990. —535 с. |
11 | Уилсон А. Диккенс о детях и детстве// Под редакцией Майкла Слейтера. —Лондон: Чепмен и Холл, 1970. —195-231c. |
12 | Черкасова Т.М.Типы детского характера в творчестве Диккенса// Высшее образование сегодня. Москва: РоссийскийНовыйУниверситет. —No2. —2007. —С. 58-60. |
13 | A Routledge Literary Sourcebook on Charles Dickens's David Copperfield. Richard J. Dunn. —Psychology Press, 2004. —170 p. |
14 | Adrian A. Dickens and the Parent-Child Relationship. —Athens, OH: Ohio University Press, 1984.—169 p. |
15 | Andrews M. Dickens and the Grown-up Child. —Iowa City: University of Iowa Press, 1994. —214 p. |
16 | Blake W.Ed. By David Erdman.The Complete Poetry and Prose(Newly revised ed.). Anchor Books. 1988. —1028 p. |
17 | BradburyN. Dickens and the form of the novel/ Edited byJohnO.Jordan.—SantaCruz:UniversityofCalifornia,Cambridge University Press, 2006. —p. 152-166 |
18 | Brian Ch. A Companion to Charles Dickens / Ed. byDavid Paroissien. —Oxford,UK: Blackwell Publishing,2008. —p. 308-317 |
19 | Brook B. G. Dickens 'Child Characters: the techniques of child characterization in four novels. Thesis. —Australian National University: Canberra, 1976. —283 p. |
20 | Buckley J.Н. Season of Youth. The Bildungsroman from Dickens to Golding. —Harvard: Harvard University Press, 2013. —352 p. |
21 | Cain L. Dickens, Family, Authorship (Nineteenth Century). —Farnham, UK: Ashgate, 2008.—202 p. |
22 | Chlebek D. Dickens, Charles // Encyclopedia of Themes in Literature. Ed. by Jennifer Mc Clinton-Temple. New York: Facts on File, 2011. p. 341-344. |
23 | Coveney P. The Image of Childhood: the Individual and Society: a Study of the Theme in English Literature. —Harmondsworth: Penguin, 1967.—361 p. |
24 | Crothers S. The Children of Dickens. —Chicago, IL: Academy Chicago, 2000.—259 p. |
25 | Dickens Ch. Oliver Twist. Penguin Classics, Reissue edition, 2003. —608 p. |
26 | Donovan F. The children of Charles Dickens. —Leslie Frewin: London, 1969. —238p. |
27 | Ericsson C. A child is a child, you know: the inversion of father and daughter in Dickens's novels. —Stockholm, Sweden, 1986. —р. 22 |
28 | Furneaux H. “Childhood.” // Charles Dickens in Context. Edited by Holly Furneaux and Sally Ledger. —Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2011. —p. 186—193 |
29 | Golban P. The Victorian Bildungsroman. —Turkey: Dumlupınar Üniversitesi yayınları, 2003. —268 р. |
30 | Hartog D. Dickens and romantic psychology: The self in time in nineteenthcentry literary. —L.: Macmillan, 1987. —177 p. |
31 | Iversen A.T. Change аnd Continuity: The Bildungsroman in English. Dsc. Thesis. University of Tromsø. 2009. —397 p. [cited 2020 February 5]. Available from: https://munin.uit.no/bitstream/handle/10037/2486/thesis.pdf?sequence=1 |
32 | Jeffers Th. Apprenticeships: The Bildungsroman from Goethe to Santayana. —New York: Palgrave Macmillan, 2005. —246 р. |
33 | Langton R. The childhood and youth of Charles Dickens. Wentworth Press, 2019. 294 p. |
34 | Law J. The Social Life of Fluids: Blood, Milk, and Water in the Victorian Novel. —Ithaca: Cornell University Press, 2010. —208 p. |
35 | Manning S. B. Families in Dickens. New Haven, 1979. 109 p. |
36 | Michael A. Charles Dickens's Childhood. —London: Macmillan, 1988.—160 p |
37 | Moses В. Charles Dickens and His Girl Heroines. —Sagwan Press, 2018. —350 p. |
38 | Nabergoj I. A. Children Without Childhood: The Emotionality of Orphaned Children and Images of Their Rescuers in Selected Works of English and Canadian Literature. ACTA Neophilologica. Slovenia: Ljubljana University Press, 2017. —p. 95-135. [cited 2020 February 5], available from: https://revije.ff.uni-lj.si/ActaNeophilologica/issue/download/613/401 |
39 | Newsom R. Fictions of Childhood //The Cambridge Companion to Charles Dickens. Edited by John Jordan. —Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2001. —p. 92–105. |
40 | Orwell G. The Collected Non-Fiction: Essays, Articles, Diaries and Letters, 1903-1950. —Penguin UK, 2017. —11359 p. |
41 | Patten R.l. From Sketchesto Nickleby. Edited byJohnO.Jordan,UniversityofCalifornia.—SantaCruz: Cambridge University Press, 2006. —P. 16–33. |
42 | Pearman J. Bastards, Baby Farmers, and Social Control in Victorian Britain. PhD Thesis. —University of Kent, 2017. —231p. |
43 | Perkins D. Charles Dickens: A new perspective. Edinburgh: Floris books, 1982. —184 p. |
44 | Phares J. Natural, Civilized, Citizen: Dickens‘s characters and Rousseau‘s Philosophy. PhD Thesis. The Florida State University, 2009. —203 p. [cited 2020 February 5], available from:https://diginole.lib.fsu.edu/islandora/object/fsu:176427/datastream/PDF/view |