В статье проанализированы институциональные модели современного университета, задачи, функции и особенности деятельности вузов в условиях модели «Университет 3.0», обеспечивающей неотъемлемую связь между коммерциализацией результатов образования, науки, инноваций и исследований в высших учебных заведениях, модернизацию и развитие системы высшего образования в нашей стране, а также интернационализацию международного сетевого академического образования. Обоснованы этапы изменений для перехода к университету предпринимательства (3.0) в зависимости от трансформационных процессов, наблюдаемых сегодня в высшем образовании. Рекомендованы на базе передовых вузов открытие венчурных фондов и венчурных банков с предоставлением гарантированных льгот и внедрение механизма предоставления специальных льгот резидентам, осуществляющим коммерциализацию существующих инновационных разработок, при условии их размещения в созданных при вузах научно-производственных инновационных центрах (технопарках).
В статье проанализированы институциональные модели современного университета, задачи, функции и особенности деятельности вузов в условиях модели «Университет 3.0», обеспечивающей неотъемлемую связь между коммерциализацией результатов образования, науки, инноваций и исследований в высших учебных заведениях, модернизацию и развитие системы высшего образования в нашей стране, а также интернационализацию международного сетевого академического образования. Обоснованы этапы изменений для перехода к университету предпринимательства (3.0) в зависимости от трансформационных процессов, наблюдаемых сегодня в высшем образовании. Рекомендованы на базе передовых вузов открытие венчурных фондов и венчурных банков с предоставлением гарантированных льгот и внедрение механизма предоставления специальных льгот резидентам, осуществляющим коммерциализацию существующих инновационных разработок, при условии их размещения в созданных при вузах научно-производственных инновационных центрах (технопарках).
Maqolada zamonaviy universitetning institutsional modellari, oliy taʼlim muassasalari faoliyatining vazifalari, funksiyalari va xususiyatlari “Universitet 3.0” modeli asosida tahlil qilingan bo‘lib, u oliy o‘quv yurtlarida ta’lim, fan, innovatsiya va tadqiqotlar natijalarini tijoratlashtirish o‘rtasidagi integratsiya, shuningdek, mamlakatimizda oliy ta’lim tizimini rivojlantirish va akademik ta’lim tarmog‘ini xalqarolashtirishni nazarda tutadi. Tadbirkorlik universitetiga (3.0) o‘tish bo‘yicha o‘zgarish bosqichlari bugungi kunda oliy ta’limda kuzatilayotgan transformatsion jarayonlarga qarab asoslab berilgan. Universitetlarda tashkil etilgan ilmiy ishlab chiqarish innovatsion markazlari (texnoparklar)ga aholini joylashtirishda mavjud innovatsion ishlanmalarni tijoratlashtiradigan rezidentlarga kafolatlangan va maxsus imtiyozlar berish mexanizmini joriy etish bilan ilg‘or universitetlar asosida venchur fondlari va venchur banklari ochish tavsiya etiladi.
The article analyzes institutional models of a modern university, tasks, functions and features of higher education institutions in the context of the “University 3.0” concept, which envisages integration between the commercialization of educational achievements, science, innovation and research in higher education institutions, as well as modernization and development of higher education system in our republic, as well as internationalization of the academic education network. The stages of change for transition to a university - entrepreneurship (3.0) depending on transformational processes observed in the current higher education system, have been justified. Opening of venture funds and banks ensuring secured benefits and introduction of a mechanism for providing special incentives to residents who deal with commercializing existing innovative developments and accommodating residents with innovative research and production centres (Technoparks) established at universities, has been recommended on the basis of advanced universities.
№ | Author name | position | Name of organisation |
---|---|---|---|
1 | Muxiddinov Z.N. | texnika fanlari nomzodi, dotsent, “Mashinasozlik texnologiyasi” kafedrasi mudiri | Islom Karimov nomidagi Toshkent davlat texnika universiteti |
2 | Nematov S.Q. | fizika-matematika fanlari doktori, professor, boshqarma boshlig‘i | O‘zbekiston Respublikasi Oliy va o‘rta maxsus ta’lim vazirligi |
3 | Mannanov U.V. | texnika fanlari doktori, professor, xalqaro aloqalar boʻyicha prorektor | Islom Karimov nomidagi Toshkent davlat texnika universiteti |
4 | Dudko N.A. | xalqaro ilmiy-texnikaviy hamkorlik bo‘limi boshlig‘i | ”BNTU “Politexnika” ilmiy-texnologik parki” Respublika innovatsion unitar korxonasi (Belarus Respublikasi) |
№ | Name of reference |
---|---|
1 | Mirziyoyev Sh.M. My postroim nashe velikoye budushhee vmeste s nashim smelym i blagorodnym narodom [We will build our great future together with our brave and noble people]. Tashkent, Uzbekistan, 2016. |
2 | Yefimov V.S., Lapteva A.V. Universitet 4.0: filosofsko-metodologicheskiy analiz. Univerersitet upravleniya: praktika i analiz [University 4.0: philosophical and methodological analysis]. University of Management: Practice and Analysis, Minsk, 2017, no. 1 (21), pp. 16–29. |
3 | Kasperovich S.A. O sovershenstvovanii deyatel’nosti uchrezhdeniy vysshego obrazovaniya na osnove modeli «Universitet 3.0» [On improving the activities of higher education institutions based on the model “University 3.0”]. Moscow, Vysshaya shkola, 2018, no. 2, pp. 5–7. |
4 | Mannanov U., Gancherenok I. International higher education cooperation under conditions of fuzzy terminology: intellectual mobility vector. Ch. Techn.: Control and Management, 2020, no. 2 (92), pp. 5–10. |
5 | Zaripov O., Mannanov U., Donaev S., Bekpulatov I., Abdurakhmanov Kh., Sapaev U. Otchet o protsedurakh vnutrennego obespecheniya kachestva obrazovaniya v Uzbekistane [Report on procedures for internal quality assurance of education in Uzbekistan]. Tashkent, Tashkent State Technical University, 2020, 165 p. |
6 | Zhuk O.L. Predprinimatel’skaya transformatsiya universitetov v usloviyakh 4-y promyshlennoy revolyutsii [Entrepreneurial Transformation of Universities in the 4th Industrial Revolution]. Zhurnal BGU Pedagogika – Journal of BSU Pedagogy, 2019, no. 1, pp. 108–116. |
7 | Lozitskiy V.L. Evolyutsiya institutsional’noy modeli universiteta 3.0 v usloviyakh tsifrovizasii [The evolution of the institutional model of the university 3.0 in the context of digitalization]. Proceedings of the Minsk Scientific and Practical Conference, Grodno, 2021, pp. 216–222. |
8 | University 5.0. Fresh Thinking about Higher Ed in an Online World. Available at: http://www. university5dot0.com/aboutuniversity-5-0/. |