Статья посвящена когнитивно-стилистическому анализу примеров девиации регистра как эффективного средства выдвижения в англоязычном поэтическом тексте (на материале стихотворения «Critics and Connoisseurs» американской поэтессы XX в. Марианны Мур). В статье на основе разработанной автором комплексной методики когнитивно-стилистического анализа средств выдвижения выявляются и описываются стилистические аттракторы, когнитивные процессы, структуры и механизмы, а также функциональные особенности, определяющие общую когнитивно-стилистическую специфику выдвижения девиации регистра в поэтической речи. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что выдвижение девиации регистра обусловлено нагнетанием случаев стилевого контраста, разноуровневостью составляющих их основу языковых средств и соответственно системным характером смены фреймов речевого события. Салиентность (выделенность) случаев девиации регистра в художественном тексте определяется функциональностилевой аномальностью (контрастностью) использования языковой формы, в результате которого имеет место эффект стилистического выдвижения, основанный на взаимодействии языковых модификаций и когнитивных структур. Свойство салиентности примеров девиации регистра, их деавтоматизированный характер и оригинальность способствуют проявлению различного рода индивидуально-авторских инноваций в поэтическом тексте и в итоге обеспечивают особый креативный потенциал языка поэтического произведения.
Статья посвящена когнитивно-стилистическому анализу примеров девиации регистра как эффективного средства выдвижения в англоязычном поэтическом тексте (на материале стихотворения «Critics and Connoisseurs» американской поэтессы XX в. Марианны Мур). В статье на основе разработанной автором комплексной методики когнитивно-стилистического анализа средств выдвижения выявляются и описываются стилистические аттракторы, когнитивные процессы, структуры и механизмы, а также функциональные особенности, определяющие общую когнитивно-стилистическую специфику выдвижения девиации регистра в поэтической речи. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что выдвижение девиации регистра обусловлено нагнетанием случаев стилевого контраста, разноуровневостью составляющих их основу языковых средств и соответственно системным характером смены фреймов речевого события. Салиентность (выделенность) случаев девиации регистра в художественном тексте определяется функциональностилевой аномальностью (контрастностью) использования языковой формы, в результате которого имеет место эффект стилистического выдвижения, основанный на взаимодействии языковых модификаций и когнитивных структур. Свойство салиентности примеров девиации регистра, их деавтоматизированный характер и оригинальность способствуют проявлению различного рода индивидуально-авторских инноваций в поэтическом тексте и в итоге обеспечивают особый креативный потенциал языка поэтического произведения.
Мақола инглиз тилидаги бадиий матнда регистр девиациясининг самарали илгари суриш воситаси сифатида когнитив-стилистик таҳлилига бағишланган (XX аср америкалик шоира Марианна Мурнинг «Critics and Connoisseurs» шеъри матни асосида). Мақолада муаллиф томонидан ишлаб чиқилган илгари суриш воситаларини когнитив-стилистик таҳлил қилишнинг мажмуавий методикаси негизида бадиий матндаги регистр девиацияси воқеланишининг умумий когнитивстилистик имкониятини белгиловчи турли аттрактив (жозибадор) хусусиятлар, когнитив механизмлар ва функционал ўзига хосликлари аниқланади. Матнни таҳлил қилиш натижасида илгари сурилувчи регистр девиациясига оид мисолларнинг когнитив-стилистик ўзига хослиги стилистик контраст ҳолатларнинг фаоллаштирилиши ва уларнинг асосини ташкил этувчи тил воситаларининг турли даражалилиги ҳамда нутқий ҳодиса фреймларининг алмашинуви билан билан бевосита боғлиқ эканлиги аниқланди. Бадиий матнда регистр девиацияси мисолларининг салиентлиги (ажратилганлиги) уларнинг функционал-стилистик аномаллиги билан белгиланади ва натижада тил модификация ва когнитив структураларнинг ўзаро боғликлигига асосланган илгари суриш эффекти рўй беради. Регистр девиацияси намуналарининг салиентлик хусусияти, уларнинг деавтоматлашув характери ва оригиналлиги бадиий матнда турли индивидуал-муаллифлик инновацияларнинг воқеланишига имкон беради ва шеърий асарнинг креатив имкониятларининг акс эттирилишини таъминлайди.
The paper deals with studying the deviations of register as effective foregrounding devices in Marianne Moore’s Critics and Connoisseurs. The research is carried out in the light of cognitive stylistics and the linguistic theory of foregrounding. It employs the model of cognitive stylistic analysis of foregrounding devices developed by the author of the article. The cognitive stylistic analysis is aimed at revealing and describing stylistic attractors, cognitive processes, structures and mechanisms, as well as functional characteristics which determine the cognitive stylistic specificity of deviations of register in a poetic text. The results of conducted analysis show that the foregrounding of deviations of register in Moore’s poem is mainly explained by the accumulation of stylistic contrasts, multifaceted nature of language structures and regularity in the shift of speech event frames. The salience of deviations of register in the poetic text is determined by the functional stylistic abnormality in the use of linguistic forms which gives rise to a foregrounding affect based on the correlation of language modifications and cognitive structures. The salience of deviations of register, as well as their deautomatization and originality, contribute to revealing the poet’s individual innovations and provide the creative potential of poetic work.
№ | Author name | position | Name of organisation |
---|---|---|---|
1 | Maxa N.M. | Filologiya fanlari doktori (DSc) Lingvistika va ingliz adabiyoti kafedrasi | O'zbekiston Davlat Jahon Tillari Universiteti |
№ | Name of reference |
---|---|
1 | Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 384 с |
2 | Арутюнова Н. Д. Аномалии и язык (к проблеме языковой «картины мира») // Вопросы языкознания. 1987. — № 3. — С. 3–19. |
3 | Болдырев Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. — № 1. — С. 18–36. |
4 | Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Аномалии в тексте: проблемы интерпретации // Логический анализ языка: Противоречивость и аномальность текста / Ин-т языкознания; Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. — М.: Наука, 1990. — С. 94–106. |
5 | Джусупов Н. М. Когнитивно-стилистический подход к исследованию заголовка художественного текста (на материале англоязычной художественной прозы) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2013. — № 2. — С. 47–61. |
6 | Ирисханова О. К. Игры фокуса в языке. Семантика, синтаксис и прагматика дефокусирования. — М.: Языки славянской культуры, 2014. — 320 с. |
7 | Кобозева И. М. Лингвистическая семантика: Учебник. 3-е изд. — М.: КомКнига, 2007. — 352 с. |
8 | Кобозева И. М. Прагмасемантическая аномальность высказывания и семантика модальных частиц // Логический анализ языка: Противоречивость и аномальность текста / Ин-т языкознания; Отв. Ред. Н. Д. Арутюнова. — М.: Наука,1990. — С. 194–203. |
9 | Кобозева И. М., Лауфер Н. И. Языковые аномалии в прозе А. Платонова через призму процесса вербализации // Логический анализ языка: противоречивость и аномальность текста. — М.: Наука, 1990. – С. 125–139. |
10 | Кубрякова Е. С., Ирисханова О. К. К вопросу о природе объяснений в лингвистике // Кубрякова Е. С. В поисках сущности языка: Когнитивные исследования. — М.: Знак, 2012. — С. 181–194. |
11 | Кухаренко В. А. Интерпретация текста. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 192 с. |
12 | Молчанова Г. Г. Английский как неродной: текст, стиль, культура, коммуникация. — М.: Олма Медиа Групп, 2007. — 384 с. |
13 | Нестерова Н. М., Наугольных Е. А. Деформация языка в произведениях Дж. Джойса: проблема интерпретации и перевода // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика = Russian Journal of Linguistics. 2019. — Т. 23. — No 2. — С. 460–472. doi: 10.22363/2312-9182-2019-23-2-460-472. |
14 | Радбиль Т. Б. Языковые аномалии в художественном тексте: Андрей Платонов и другие. — М.: Флинта, 2012. — 322. |
15 | Якобсон Р. О. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений // Теория метафоры. — М.: Прогресс, 1990. — С. 110–132. |
16 | Ashurova D.U., Galieva M.R. Stylistics of Literary Text. Tashkent: Alisher Navoiy nomidagi 0‘zbekiston Milliy kutubxonasi nashriyoti, 2013. — 204 p |
17 | Douthwaite J. Towards a Linguistic Theory of Foregrounding. — Alessandria: Edizioni dell'Orso, 2000. — 404 p. |
18 | Evans V., Green M. Cognitive Linguistics. An Introduction. — Edinburgh: Edinburgh University Press Ltd, 2006. — 830 p. |
19 | Fillmore Ch. Scenes-and-frames Semantics // Linguistic Structures Processing. A. Zampolli (ed.). — Amsterdam: North Holland, 1977. pp. 55– 82. |
20 | Fillmore Ch. Frame Semantics // Linguistic Society of Korea (ed.), Linguistics in the Morning Calm. — Seoul: Hanshin Publishing, 1982. pp. 111–137 |
21 | Fillmore Ch. Frames and the Semantics of Understanding // Quaderni di Semantica. 1985. No. 6. pp. 222–254 |
22 | Geeraerts D. Theories of Lexical Semantics. — Oxford: Oxford University Press, 2010. — 341 p. |
23 | Givón T. Isomorphism in the Grammatical Code: Cognitive and Biological Considerations / R. Simone (ed.) // Iconicity in Language. — Amsterdam: John Benjamins, 1995. pp. 47–76. |
24 | Haiman J. Natural Syntax: Iconicity and Erosion. — Cambridge: Cambridge University Press, 1985. — 285 p |
25 | Leech G. A Linguistic Guide to English Poetry. — London, New York: Longman, 1969. — 237 p |
26 | Leech G. Language in Literature: Style and Foregrounding. — Harlow, England; New York: Pearson/Longman Education, 2008. — 240 p |
27 | Leech G., Short M. Style in Fiction: A Linguistic Introduction to English Fictional Prose. 2nd edition. — London: Pearson Education, 2007. — 404 p |
28 | Levin S. R. Deviation — Statistical and Determinate // Lingua. 1963. No. 12. pp. 276–290. |
29 | Levin S. R. Internal and External Deviation in Poetry // Word. 1965. No. 21. pp. 225–237 |
30 | Moore M. Critics and Connoisseurs // The Oxford Book of American Poetry. D. Lehman (ed.). — Oxford: Oxford University Press, 2006. pp. 326–327. |
31 | Peirce Ch. S. Collected Papers of Charles Sanders Peirce / Hartshorne C., Weiss P. (eds.). — Cambridge, MA: Harvard University Press, 1974. 962 p. |
32 | Radden G. The Cognitive Approach to Language / G. Radden // When Grammar Minds Language and Literature: Festschrift for Prof. Bela Korponay on the Occasion of his 80th Birthday. — Derbecen: Institute of English and American Studies, 2008. pp. 387– 412 |
33 | Schmid H. Entrenchment, Salience, and Basic Levels // Geeraerts D., Cuyckens H. (eds.) The Oxford Handbook of Cognitive Linguistics. — Oxford: Oxford University Press, 2007. pp. 117–138 |
34 | Short M. Exploring the Language of Poems, Plays and Prose. — London: Routledge, 1996. — 426 p |
35 | Ungerer F., Schmid H. J. An Introduction to Cognitive Linguistics. — Oxford: University Press, 1996. — 384 p |
36 | Van Langendonck W. Iconicity // The Oxford Handbook of Cognitive Linguistics. Geeraerts D., Cuyckens H. (eds.). — Oxford: Oxford University Press, 2007. pp. 394– 418 |
37 | Wales K. A Dictionary of Stylistics. 2nd edition. — London: Longman, 2001. — 429 p |