В статье рассматривается проблема в целом типов концептов и в частности устойчивого и неустойчивого концепта как базы для формирования константы национальной культуры. Одна из традиционных классификаций типов концепта, которая является доминирующей, построена на основе чувственнонаглядного образа предмета и подразделяет их на устойчивые и неустойчивые: 1) то, что можно видеть и потрогать — это устойчивый концепт (корона, сарафан, тюбетейка, …); 2) то, что не имеет вещественного признака (наглядности, предметности), т.е. то, что абстрагировано — это неустойчивый концепт (щедрость, жадность, доброта…). Такие понятия как щедрость, жадность, доброта и т.д. являются постоянными психообразами в сознании человека — устойчивого концепта. Эти абстрагированные, но сформированные в сознании человека как постоянные поведенческие психообразы, которые проявляются ситуативно, на наш взгляд, также являются устойчивыми концептами, так как они постоянно присутствуют во внутреннем и внешнем мире человека. Итак, постоянство человека, как устойчивого концепта, содержит в себе постоянные понятия, например, доброта и злость, щедрость и жадность и т.д. Разница в устойчивости чувственно-наглядного и нечувственно-наглядного (абстрактного) концептов — в месте их обитания («дислокации») и во времени служения человеку. Они постоянны (устойчиво присутствуют) в жизни человека, т.е. функционируют для антропоса, а значит, они антропоцентричны и являются элементами, формирующими антропоцентризм. В истории человечества под влиянием колонизации, внедрения другой идеологии, религии национальные устойчивые концепты и константы могут перейти в статус неустойчивых. Под влиянием идеологии атеизма и коммунизма в XX веке в тюркском мире Центральной Азии некоторые традиционные устойчивые концепты, а также некоторые константы из категории устойчивого стали переходить в категорию неустойчивого (концепт Белый платок, константа Наурыз — восточный Новый год с 21 на 22 марта). В ходе ведения научного исследования были использованы такие методы, как сравнительный, лингвистического описания, анализ словарных дефиниций, семантико-стилистический, что способствовало получению результатов, имеющих теоретическое и практическое значение.
This article addresses the problem of concepts types in general and the stable and unstable concepts in particular as a base for forming the constant of national culture. One of the traditional classifications of concept types, which is dominant, is based on the sensually concrete image of an object and divides them into stable and unstable: 1) those that can be seen and touched — a stable concept (a crown, a sarafan, a tubeteika,...); 2) those that do not have a material attribute (visibility, objectivity), i.e., those that are abstract — an unstable concept (generosity, greed, kindness...). Such notions as generosity, greed, kindness, etc., are constant psycho-images in the human consciousness — a stable concept. These abstracted but formed in human consciousness as constant behavioral psychoimages, which manifest situationally, in our view, are also stable concepts because they are constantly present in the inner and external world of a person. Therefore, the constancy of a person, as a stable concept, contains constant notions, such as kindness and malice, generosity and greed, etc. The difference in the stability of sensuallyconcrete and non-sensually-concrete (abstract) concepts lies in their place of residence ("dislocation") and the time they serve to a person. They are constant (stably present) in the life of a person, i.e., they function for an anthropos, and therefore, they are anthropocentric and are elements that form anthropocentrism. In the history of humankind, under the influence of colonization, the introduction of other ideologies, religions, national stable concepts, and constants can cause the transition into the status of unstable. Under the influence of atheist and communist ideologies in the 20th century in the Turkic world of Central Asia, some traditional stable concepts, as well as some constants from the category of stable, started to transition into the category of unstable (the concept of the "White scarf" on the heads of Turkic women; the constant Nowruz — the eastern New Year from March 21 to 22). In the course of scientific research, methods such as comparative, linguistic description, analysis of dictionary definitions, and semantic-stylistic were used, which contributed to obtaining results of theoretical and practical significance.
В статье рассматривается проблема в целом типов концептов и в частности устойчивого и неустойчивого концепта как базы для формирования константы национальной культуры. Одна из традиционных классификаций типов концепта, которая является доминирующей, построена на основе чувственнонаглядного образа предмета и подразделяет их на устойчивые и неустойчивые: 1) то, что можно видеть и потрогать — это устойчивый концепт (корона, сарафан, тюбетейка, …); 2) то, что не имеет вещественного признака (наглядности, предметности), т.е. то, что абстрагировано — это неустойчивый концепт (щедрость, жадность, доброта…). Такие понятия как щедрость, жадность, доброта и т.д. являются постоянными психообразами в сознании человека — устойчивого концепта. Эти абстрагированные, но сформированные в сознании человека как постоянные поведенческие психообразы, которые проявляются ситуативно, на наш взгляд, также являются устойчивыми концептами, так как они постоянно присутствуют во внутреннем и внешнем мире человека. Итак, постоянство человека, как устойчивого концепта, содержит в себе постоянные понятия, например, доброта и злость, щедрость и жадность и т.д. Разница в устойчивости чувственно-наглядного и нечувственно-наглядного (абстрактного) концептов — в месте их обитания («дислокации») и во времени служения человеку. Они постоянны (устойчиво присутствуют) в жизни человека, т.е. функционируют для антропоса, а значит, они антропоцентричны и являются элементами, формирующими антропоцентризм. В истории человечества под влиянием колонизации, внедрения другой идеологии, религии национальные устойчивые концепты и константы могут перейти в статус неустойчивых. Под влиянием идеологии атеизма и коммунизма в XX веке в тюркском мире Центральной Азии некоторые традиционные устойчивые концепты, а также некоторые константы из категории устойчивого стали переходить в категорию неустойчивого (концепт Белый платок, константа Наурыз — восточный Новый год с 21 на 22 марта). В ходе ведения научного исследования были использованы такие методы, как сравнительный, лингвистического описания, анализ словарных дефиниций, семантико-стилистический, что способствовало получению результатов, имеющих теоретическое и практическое значение.
Maqolada umuman konsept turlari va xususan, milliy madaniyat konstantasini shakllantirish asosi sifatida barqaror va noto‘g‘ri konsept muammosi ko‘rib chiqildi. Konsept turlarining anʼanaviy klassifikatsiyalari orasida ustun bo‘lib, obektning sezgiranʼanaviy tasviri asosida qurilgan va ularni barqaror va noto‘g‘ri guruhlarga ajratadi: 1) ko‘rish va tegish mumkin bo‘lgan narsa — bu barqaror konsept (toj, sarafan, do‘ppi, ...); 2) moddiy belgisiz (sezgir, obektiv), yaʼni abstrakt — bu noto‘g‘ri konsept (saxovat, baxillik, yaxshilik...). Sahovat, baxillik, yaxshilik kabi tushunchalar odam shuurida doimo mavjud bo‘lgan psixo-tasvirlar — barqaror konseptdir. Bular abstrakt, lekin odam ongida doimiy xulq-atvor psixo-tasvirlari sifatida shakllangan va vaziyatga qarab namoyon bo‘ladi, bizning fikrimizcha, ular ham barqaror konseptlar, chunki ular doimiy ravishda odamning ichki va tashqi dunyosida mavjud. Demak, odamning doimiyligi, barqaror konsept sifatida doimiy tushunchalarni o‘z ichiga oladi, masalan, yaxshilik va yomonlik, sahovat va baxillik va h.k. Sezgir-anʼanaviy va sezgisiz-anʼanaviy (abstrakt) konseptlarning barqarorligidagi farq ularning yashash joyida (“dislokatsiyada”) va odamga xizmat qilish vaqtida. Ular odamning hayotida doimiy (barqaror mavjud) bo‘lib, yaʼni antropos uchun ishlaydi, demak ular antropotsentrik va antropotsentrizmni shakllantiruvchi elementlardir. Insoniyat tarixida mustamlakachilik, boshqa ideologiya, dinlarning kirib kelishi taʼsirida milliy barqaror konseptlar va konstantalar noto‘g‘ri holatga o‘tishi mumkin. XX asrda Markaziy Osiyoning turkiy dunyosida ateizm va kommunizm ideologiyasi taʼsirida baʼzi anʼanaviy barqaror konseptlar, shuningdek baʼzi konstantalar barqaror kategoriyadan noto‘g‘ri kategoriyaga o‘ta boshladi (turkiy ayollarning boshlaridagi “Oq ro‘mol” konsepti; Navro‘z konstantasi — sharqiy Yangi Yil 21-martdan 22-martgacha). Ilmiy tadqiqot olib borish jarayonida taqqoslash, lingvistik tavsif, lug‘at taʼriflarini tahlil qilish, semantik-stilistik kabi usullar qo‘llanilgan, bu esa nazariy va amaliy ahamiyatga ega natijalarni olishga yordam bergan.
№ | Author name | position | Name of organisation |
---|---|---|---|
1 | DJUSUPOV M.. | Filologiya fanlari doktori, professor | O‘zbekiston Davlat Jahon tillari Universiteti |
№ | Name of reference |
---|---|
1 | Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурологическое ценностносмысловое пространство языка. — Москва: Флинта, 2010. — 288 с. |
2 | Антропоцентризм в языке и культуре. — Москва: Индрик, 2017. — 264 с. |
3 | Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности до к структуре текста. Антология. — Москва: 1997. — С. 267–279. |
4 | Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. — Воронеж: изд-во Воронежского университета, 1996. — 104 с. |
5 | Болдырев Н.М. Типология концептов и языковая интерпретация// Новая Россия: Традиции и инновации в языке и в науке о языке: материалы докладов и сообщений Международной научной конференции, посвящённой юбилею заслуженного деятеля науки РФ, док.филол.наук, проф. Л.Г.Бабенко. — Екатеринбург: 2016. — С.16– 25. |
6 | Джусупов М. Антропоцентрические пословицы как лингвоконтрастивная и лингвометодическая проблема // Иностранные языки в Узбекистане. — Ташкент, 2022, № 5 (46). — С. 37–52. |
7 | Джусупов М. Звуковые системы русского и казахского языков. Слог. Интерференция. Обучение произношению. — Ташкент: Фан, 1991. — 241 с. |
8 | Джусупов М. Межъязыковое и межкультурное контактирование: понятие, слово, психообраз, интерференция // Филологические науки. НДВШ. — Москва: 2016, №5. — С. 22–34. |
9 | Джусупов Н.М. Проблема концепта в современной лингвистике // Преподавание языка и литературы. — Ташкент, 2004, № 4. — С. 12– 17. |
10 | Джусупов Н.М. Теория выдвижения в лингвистических исследованиях: истоки, тенденции, вопросы интерпритации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. — Москва: 2016, №2. — С. 41–50. |
11 | Джусупов Н.М. Теория выдвижения: когнитивно-стилистические характеристики и практические аспекты реализации // Иностранные языки в Узбекистане. — Ташкент, 2014, № 1. — С. 46–52. |
12 | Карасик В.И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс. — Волгоград: 2002. — 477 с. |
13 | Кибрик А.Е. Константы и переменные в языке. — СанктПетербург: Алетейя, 2003. — 719 с. |
14 | Кубрякова Е.С. Концепт // Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лунина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. — Москва: 1996. — С. 90–93. |
15 | Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Сер. лит. и яз. — Москва: 1993, Т. 52, № 1. — С. 3–9. |
16 | Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. — Москва: Флинта; Наука, 2006. — 297 с. |
17 | Попова З.Д., Стернин И.А. Типы концептов // Очерки по когнитивной лингвистике. — Воронеж: Истоки, 2001. — С. 72–74. |
18 | Прохоров Ю.С. В поисках концепта. Учебное пособие. — Москва: Флинта, 2009. — 179 с. |
19 | Самситова Л.Х. Сущность и специфика культурных концептов в языковой картине мира // Вестник Башкирского университета. — Уфа: 2012, № 3/1. — С. 1529–1532. |
20 | Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. — Москва: Акад. проект, 2001. — 989 с. |
21 | Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. — Москва: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. — 747 с |