46

Антропоцентрический подход в лингвистике привел к развитию лингвоперсонологии, центральным понятием которой является языковая личность (ЯЛ). ЯЛ исследуется с точки зрения структуры, типологии, лингвокогнитивных, психолингвистических и коммуникативно-прагматических аспектов. Развитие критического дискурсивного анализа расширило понятие ЯЛ, трансформируя его в дискурсивную личность (ДЛ), которая учитывает языковые способности и дискурсивные практики человека. Формируется новая теория ДЛ, включающая изучение ДЛ в художественном дискурсе, где автор и персонаж рассматриваются как модели ДЛ. Актуальность исследования подтверждается задачами лингвоперсонологии: анализ структуры, языковых маркеров и дистинктивных признаков ДЛ. ДЛ автора отражает концептуально значимую картину мира, а ДЛ персонажа включает языковую, коммуникативную, когнитивную и культурологическую компетенции. Таким образом, исследование ДЛ демонстрирует антропоцентризм, связанный с авторской модальностью и интенциональностью, и способствует пониманию творческого потенциала автора и персонажа

  • Read count 46
  • Date of publication 20-06-2024
  • Main LanguageRus
  • Pages32–52
English

The anthropocentric approach in linguistics has led to the development of linguopersonology, whose central concept is the langauge identity (LI). LI is studied in terms of structure, typology, linguocognitive, psycholinguistic, and communicative-pragmatic aspects. The development of critical discourse analysis has expanded the concept of LI, transforming it into discursive personality (DP), which takes into account a person's linguistic abilities and discursive practices. A new theory of DP is being formed, which includes the study of DP in artistic discourse, where the author and characters are considered the models of DP. The relevance of the research is confirmed by the tasks of linguopersonology: the analysis of the structure, linguistic markers, and distinctive features of DP. The author's DP reflects a conceptually significant worldview, while the character's DP includes linguistic, communicative, cognitive, and cultural competences. The study of DP demonstrates anthropocentrism, associated with authorial modality and intentionality, and contributes to understanding the creative potential of the author and characters.

Русский

Антропоцентрический подход в лингвистике привел к развитию лингвоперсонологии, центральным понятием которой является языковая личность (ЯЛ). ЯЛ исследуется с точки зрения структуры, типологии, лингвокогнитивных, психолингвистических и коммуникативно-прагматических аспектов. Развитие критического дискурсивного анализа расширило понятие ЯЛ, трансформируя его в дискурсивную личность (ДЛ), которая учитывает языковые способности и дискурсивные практики человека. Формируется новая теория ДЛ, включающая изучение ДЛ в художественном дискурсе, где автор и персонаж рассматриваются как модели ДЛ. Актуальность исследования подтверждается задачами лингвоперсонологии: анализ структуры, языковых маркеров и дистинктивных признаков ДЛ. ДЛ автора отражает концептуально значимую картину мира, а ДЛ персонажа включает языковую, коммуникативную, когнитивную и культурологическую компетенции. Таким образом, исследование ДЛ демонстрирует антропоцентризм, связанный с авторской модальностью и интенциональностью, и способствует пониманию творческого потенциала автора и персонажа

Ўзбек

Antropotsentrik yondashuv lingvistikada lingvopersonologiyaning rivojlanishiga olib keldi, uning markaziy tushunchasi lison shaxsi (LSh) hisoblanadi. LSh tuzilishi, tipologiyasi, lingvokognitiv, psixolingvistik va kommunikativpragmatik jihatlari nuqtai nazaridan o‘rganildi. Tanqidiy diskursiv tahlilning rivojlanishi LSh tushunchasini kengaytirib, uni diskursiv shaxs (DSh) sifatida shakllantirdi, bu insonning til qobiliyatlari va diskursiv amaliyotlarini hisobga oladi. Yangi DSh nazariyasi shakllanmoqda, u badiiy diskursda DShni o‘rganishni o‘z ichiga oladi, bu erda muallif va qahramon DSh modellari sifatida ko‘rib chiqildi. Tadqiqotning dolzarbligi lingvopersonologiyaning vazifalari bilan tasdiqlanadi: DShning tuzilishini, til belgilarini va farqlovchi xususiyatlarini tahlil qilish. Muallifning DShsi kontseptual jihatdan muhim dunyo manzarasini aks ettiradi, qahramonning DShsi esa til, kommunikativ, kognitiv va madaniy kompetentsiyalarni o‘z ichiga oladi. Shunday qilib, DSh tadqiqoti muallifning modaliteti va intensionalligi bilan bog‘liq antropotsentrizmni namoyon etadi va muallif va qahramonning ijodiy salohiyatini tushunishga yordam beradi.

Author name position Name of organisation
1 Normurodova N.Z. Filologiya fanlari doktori, professor Xalqaro hamkorlik bo‘yicha prorektor − Alisher Navoiy nomidagi Toshkent davlat o‘zbek tili va adabiyoti universiteti
Name of reference
1 Андреева Е. В. Речь героя и позиция автора в поздних рассказах А. П. Чехова Текст. /Е. В. Андреева: Автореф. … дис. канд. филол. наук: 10.02.01. — СПб, 2004. — 23 с.
2 Ашурова Д. У. Развитие когнитивной лингвистики в Узбекистане// Хорижий филология: тил, адабиёт, таълим. — Самарканд, 2016. — № 3. — С. 54–58.
3 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. — 423 с. — URL: www.lib.ru
4 Бородина Л.В. Антропоцентризм юмористического дискурса. Автореф. дис. … канд. филол. наук. — Волгоград, 2015. — 26 с.
5 Бубнова, И. А. Формирование языковой личности как основная цель обучения иностранному языку в неязыковом вузе Текст. / И. А. Бубнова // Вопросы гуманитарных наук. — М., 2004. — № 1. — С. 250–251.
6 Виноградов В.В. О языке художественной прозы. — М.: Гослитиздат, 1980. — 360 с.
7 Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М.: Просвещение, 1963. — 256 с.
8 Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. — 2001. №1. —С. 64–72.
9 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования — М.: Наука, 1981. —139 с.
10 Гинзбург E. Преобразования словообразовательных гнезд. I. // Проблемы структурной лингвистики 1979. — М.: Наука, 1981. — С. 32–54.
11 Емельянова Т. К., Язык, культура, языковая личность // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе. — Балашов: «Аспект-Пресс», 2005. — С. 178–180.
12 Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — Волгоград: Перемена, 2004. — 390 c.
13 Карасик В. И. Этнокультурные типы институционального дискурса // Этнокультурная специфика речевой деятельности: сб. обзоров. — М.: ИНИОН РАН, 2000. — С. 37–64.
14 Караулов Ю.Н. Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы. Доклады советской делегации на VI конгрессе МАПРЯЛ. — М.: Русский язык, 1986. — С. 105–126.
15 Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Издательство ЖИ, 1989. — 264 с
16 Караулов Ю.Н. Структура языковой личности и место литературы в языковом сознании // Материалы конгресса «Русская литература в формировании современной языковой личности». — СанктПетербург, 2007. — С. 286–294.
17 Котова Н.С. Амбивалентность языковой личности: лексика, грамматика. прагматика: Автореф. дис. … канд. филол. наук. — Краснодар, 2008. — 26 с.
18 Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1969. — 308 с.
19 Маслова В.А. Homo lingualis в культуре. — М.: Гнозис, 2009. — 175 с
20 Маслова В.А. Современные направления в лингвистике. — М.: РУДН, 2008. — 220 c. (URL: www.books.gumer bibliotec)
21 Нерознак В.П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины// Язык. Поэтика. Перевод. Сб. науч. тр. — М.: Московский государственный лингвистический университет, 1996. — С. 112–116.
22 Никишина Т.Г. Проблема человека в парадигме западного антропоцентризма. Автореф. дис. … канд. филол. наук. — Ростов-наДону, 2008. — 26 с.
23 Нормуродова Н.З. Выражения языковой личности в художественном диалоге (на материале английского языка). Автореф. дис. … канд. филол. наук. — Самарканд, 2012. — 26 с.
24 Нормуродова Н.З. Размышления как репрезентация модальности автора в художественном дискурсе// Бюллетень науки и практики. Научный журнал. — Нижневартовск. — Т. 5. — № 5. 2019. — С. 487–492. — URL: http://www.bulletennauki.com; https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/72.
25 Остин Д. Как совершать действия при помощи слов // Избранное. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. — С. 13–135.
26 Павлючко И.П. Эмотивность языковой личности в творческом ракурсе // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. — Волгоград: Перемена, 1998. — С. 116–126
27 Сафаров Ш.С. Когнитив тилшунослик. — Жиззах: Сангзор нашриёти, 2006. — 92 б.
28 Сулименко Н.Е. Антропоцентрические аспекты изучения лексики: Учеб. пособие к спецкурсу — М.: СПб., 1994. — 86 с.
29 Соловьева А.И. О некоторых общих вопросах диалога // Вопросы языкознания. — 1965. — №6. — С. 103–110.
30 Сухих С.А., Зеленская В.В. Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте реализаций. — Краснодар.: Кубанский государственный университет, 1997. — 71 с.
31 Худойберганова Д.С. Антропоцентрическое толкование художественных текстов в узбекском языке: Автореф. дисс...д-ра филол. наук. — Тошкент, 2015. — 34 С.
32 Lakoff G. Metaphors We Live by. — Chicago: Univ. of Chicago Press, 1980. — 456 p.
33 Leech N. Style in Fiction. — New-York, Longman, 1981. — 325 p.
34 Normurodova N.Z. Verbalization of linguistic personality in literary discourse//European Journal of English Language, Linguistics and Literature. Progressive Academic Publishing, UK, 2019. —Vol. 6. —№. 1, —P. 1–6. Режим доступа: www.idpublications.org
35 Normurodova N.Z. Verbal explication of pragmatic interpretation in literary discourse//American Journal of Research. — Michigan, 2019. — №7–8. —P. 45–59. Режим доступа: www.journalofresearch.us; http://dx.doi.org/10.26739/2573-5616-2019-8-4
Waiting