Статья посвящена вопросам модификации художественно-публицистических жанров на радио. На примере очерковых передач радиоканалов Узбекистана обосновывается положение о том, что, несмотря на активизировавшиеся в последнее время в научной среде высказывания об исчезновении публицистических и художественнодокументальных журналистских жанров, национальная радиопублицистика не утратила своих позиций, она представлена в узбекистанском эфире новыми видовыми формами, в новом преломлении и оформлении. Анализируя очерковые передачи государственных и негосударственных радиостанций республики, автор приходит к выводу, что на их трансформацию должным образом оказали влияние процессы глобализации, коммерциализации, медиаконвергенции. Изменения, произошедшие в очерковой радиожурналистике, обусловлены также интенсивным развитием информационных технологий, современными подходами к программированию, меняющимися запросами аудитории. В статье раскрывается социальная миссия радиоочерка, его сущностные и функциональные характеристики. Доказано превалирование в практике радиовещания Узбекистана портретного очерка, в частности, такой его разновидности, как историкобиографического. Исследованы особенности развития путевого очерка. Рассмотрены модели представления очерка как стержня всего выпуска и как совокупности емких радиоочерковых зарисовок. Выявлено, что радиоочерк в отечественном радиоэфире чаще используется в вещательных проектах сборного характера — радиожурналах, радиокомпозициях, информационно-публицистических программах. Показано, что различные программы предоставляют очерку для проявления его жанровых особенностей различные возможности. На конкретных примерах продемонстрировано, что иными стали подходы не только к использованию очерка в радиовещании, изменился его характер взаимоотношений с другими жанрами в рамках программы, преобразование претерпела его внутрижанровая структура. Показано, что современные очерковые передачи стали более «облегченными», более мобильными и динамичными. Определено, что, в отличие от европейской практики, очерки узбекистанского эфира характеризуются большей заостренностью на нравственных проблемах становления личности, вниманием к людям, способным стать примером для других. Им свойственна большая художественность, мягкая тональность. Отмечена усиливающаяся персонификация очерковых материалов, проявляющаяся в особых приемах ведения эфира, использования образности, экспрессивной оценочности. Обозначены проблемы очерковой радиожурналистики, представлены рекомендации по оптимизации контента и форм его преподнесения слушателям.
The article is devoted to the modification of artistic and journalistic genres on the radio. It states that despite the recently intensified statements in the scientific community about the disappearance of journalistic and artistic-documentary journalistic genres, national radio journalism has not lost its position; it is represented on the Uzbek airwaves in new specific forms, in new refraction and design. Analyzing the feature programs of state and non-state radio stations of the republic, the author comes to the conclusion that the processes of globalization, commercialization, and media convergence duly influenced their transformation. The changes that have occurred in feature radio journalism are also due to the intensive development of information technology, modern approaches to programming, and the changing demands of the audience. The article reveals the social mission of the radio essay and its essential and functional characteristics. The prevalence of portrait sketches, in particular, of such a variety as historical and biographical ones in the practice of radio broadcasting in Uzbekistan has been proven. The features of the development of a travel essay have been studied. Models for presenting the essay as the core of the entire issue and as a collection of capacious radio essays are considered. It has been revealed that radio essays on domestic radio are more often used in broadcast projects of a national nature — radio magazines, radio compositions, information, and journalistic programs. It has been demonstrated that various programs provide the essay with various opportunities to demonstrate its genre features. Specific examples show that approaches not only to the use of essays in radio broadcasting have changed, but the nature of its relationships with other genres within the program has changed, and its intra-genre structure has undergone transformations. It is shown that modern feature programs have become more “lightweight”, more mobile, and more dynamic. It has been determined that, in contrast to European practice, the essays of the Uzbek broadcast are characterized by a greater focus on moral issues of personality development. They are characterized by great artistry and soft tonality. The increasing personification of essay materials, the use of imagery, and expressive evaluation manifested in special techniques of broadcasting is noted. The problems of feature radio journalism are identified, and recommendations for optimizing content and the forms of its presentation to listeners are presented.
Статья посвящена вопросам модификации художественно-публицистических жанров на радио. На примере очерковых передач радиоканалов Узбекистана обосновывается положение о том, что, несмотря на активизировавшиеся в последнее время в научной среде высказывания об исчезновении публицистических и художественнодокументальных журналистских жанров, национальная радиопублицистика не утратила своих позиций, она представлена в узбекистанском эфире новыми видовыми формами, в новом преломлении и оформлении. Анализируя очерковые передачи государственных и негосударственных радиостанций республики, автор приходит к выводу, что на их трансформацию должным образом оказали влияние процессы глобализации, коммерциализации, медиаконвергенции. Изменения, произошедшие в очерковой радиожурналистике, обусловлены также интенсивным развитием информационных технологий, современными подходами к программированию, меняющимися запросами аудитории. В статье раскрывается социальная миссия радиоочерка, его сущностные и функциональные характеристики. Доказано превалирование в практике радиовещания Узбекистана портретного очерка, в частности, такой его разновидности, как историкобиографического. Исследованы особенности развития путевого очерка. Рассмотрены модели представления очерка как стержня всего выпуска и как совокупности емких радиоочерковых зарисовок. Выявлено, что радиоочерк в отечественном радиоэфире чаще используется в вещательных проектах сборного характера — радиожурналах, радиокомпозициях, информационно-публицистических программах. Показано, что различные программы предоставляют очерку для проявления его жанровых особенностей различные возможности. На конкретных примерах продемонстрировано, что иными стали подходы не только к использованию очерка в радиовещании, изменился его характер взаимоотношений с другими жанрами в рамках программы, преобразование претерпела его внутрижанровая структура. Показано, что современные очерковые передачи стали более «облегченными», более мобильными и динамичными. Определено, что, в отличие от европейской практики, очерки узбекистанского эфира характеризуются большей заостренностью на нравственных проблемах становления личности, вниманием к людям, способным стать примером для других. Им свойственна большая художественность, мягкая тональность. Отмечена усиливающаяся персонификация очерковых материалов, проявляющаяся в особых приемах ведения эфира, использования образности, экспрессивной оценочности. Обозначены проблемы очерковой радиожурналистики, представлены рекомендации по оптимизации контента и форм его преподнесения слушателям.
Maqola radioda badiiy-publitsistik janrlar modifikatsiyasi masalalariga bag‘ishlanadi. O‘zbekiston radiokanallaridagi ocherk dasturlari misolida ilmiy muhitda publitsistik va badiiy-publitsistik janrlar yo‘qolib borayotgani xususidagi qarashlar so‘nggi vaqtlarda faollashganiga qaramay, milliy radiopublitsistika o‘z o‘rnini qo‘ldan boy bermagani, u O‘zbekiston efirida yangi shakllar, yangi ko‘rinish va bezakda taqdim etilayotgani haqidagi fikr asoslab berildi. Respublikaning davlat va nodavlat radiostansiyalaridagi ocherk dasturlarni tahlil qilar ekan, muallif ularning transformatsiyasiga globalizatsiya, tijoriylashuv, mediakonvergensiya jarayonlari katta hissa qo‘shgan, degan xulosaga keladi. Ocherk radiojurnalistikasida sodir bo‘lgan o‘zgarishlarda, shuningdek, axborot texnologiyalarining jadal rivoji, dasturlashga zamonaviy yondashuvlar, auditoriyaning o‘zgarib borayotgan talablari ta’siri bor. Maqolada radioocherkning ijtimoiy vazifasi, uning mohiyati va funksional xarakteristikalari ochib beriladi. O‘zbekiston radioeshittirishi amaliyotida portret ocherki, xususan, uning tarixiy-biografik turi ustunlik qilishi isbotlab berildi. Yo‘l ocherki rivojining o‘ziga xosliklari tadqiq etildi. Butun dastur ustuni va qisqa radioocherk zarisovkalari majmui sifatida taqdim etish modellari ko‘rib chiqilgan. Milliy radioefirda radioocherk majmua xarakteridagi eshittirish loyihalari — radiojurnallar, radiokompozitsiyalar, axboriy-publitsistik dasturlarda ko‘proq foydalanilishi aniqlandi. Turli dasturlar ocherkka uning turli janr imkoniyatlarini namoyon qilish imkonini berishi ko‘rsatib berildi. Radioeshittirishda ocherkni qo‘llashga nafaqat yondashuvlar, balki dastur doirasida uning boshqa janrlar bilan munosabati xarakteri ham o‘zgacha tus olgani, janr ichki strukturasi ham o‘zgargani aniq misollarda ko‘rsatib berildi. Zamonaviy ocherk dasturlari yanada “yengil”, yanada mobil va dinamik bo‘lgani isbotlandi. Yevropa tajribasidan farqli ravishda o‘zbek efiri ocherki shaxs shakllanishidagi ma’naviy muammolari, boshqalarga o‘rnak bo‘la oladigan kishilarga e’tibor bilan xarakterlanishi aniqlandi. Ularga badiiylik, yumshoq tonallik xos. Efirni olib borishning o‘zgacha usullari, obrazlilikdan foydalanish, ekspressiv bahoda namoyon bo‘ladigan ocherk materiallarining kuchayib borayotgan personifikatsiyalashuvi ta’kidlandi. Ocherk radiojurnalistikasining muammolari aniqlandi, kontent va tinglovchilarga yetkazish shakllarini optimallashtirish bo‘yicha tavsiyalar berildi.
№ | Author name | position | Name of organisation |
---|---|---|---|
1 | ISMOILOVA K.F. | Filologiya fanlari doktori (DSc), professor v.b. Axborot xizmati va jamoatchilik bilan aloqalar kafedrasi Xalqaro jurnalistika fakulteti | O‘zbekiston Davlat Jahon tillari Universiteti |
№ | Name of reference |
---|---|
1 | Бараневич Ю. Жанры радиовещания. — Киев: Вища школа, 1978. — 194 c. |
2 | Войтак М. О жанрах речи и их публицистических / печатных конкретизациях // Медиалингвистика. Вып. 3. Речевые жанры в массмедиа. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т: Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций, 2014. — С. 9-13. |
3 | Дегальцева А.В., Сиротинина О.Б. Изменения в информационных и аналитических жанрах современных СМИ// Жанры речи. 2023. Т. 18, № 2 (38). С. —155–165. |
4 | Дмитровский А.Л. Виды композиций в журналистском тексте // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2009. — № 1. — С. 189-197. |
5 | Ismailova K.F. Modern Manifestations of Radio Journalism// International Journal of Social Science Research and Review Volume 5, Issue 2 February, 2022. — P.83-90 http://ijssrr.com |
6 | Клюев Ю. Публицистичность радиоречи//Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. —2015. — №2(61). — С.89-95. |
7 | Колесниченко А.В. Техника и технология СМИ. Подготовка текстов: учебник и практикум для вузов / А. В. Колесниченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2024. — 325 с. |
8 | Лазутина Г. В. Жанры журналистского творчества: учеб. пособие для студентов вузов / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. — М., 2011. — 320 c. |
9 | Малышева, Е. Г. «Гибридный» публицистический текст в региональных печатных СМИ (на материале публикаций С. Шкаева)// Медиаскоп. — 2014, № 3. — URL: http://www. mediascope.ru/node/1552 |
10 | Панцирев К.А. Путевой очерк: эволюция и художественнопублицистические особенности жанра. Дисс…канд. филол. наук. — СПб., 2004. — 207 c |
11 | Радиожурналистика. Под ред. А. Шереля. — М.: Изд-во Московского университета, 2000. — 480 c. |
12 | Сибирко Н.С. Коммуникативно-когнитивные и функциональнопрагматические особенности модификации публицистических жанров (на примере англоязычной «качественной прессы». Автореф. дисс. …канд. филол. наук. — Пятигорск, 2010. —31 с |
13 | Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 288 с. |
14 | Тертычный, А. А. Становление и развитие теории жанров в отечественной науке о журналистике / А. А. Тертычный // Жанры СМИ: история, теория, практика: сб. материалов VI и VII Всерос. науч.-практ. конф. — Самара, 2014. — С. 80–92. |
15 | Худойкулов М. Журналистика ва публицистика. — Т.: Тафаккур, 2010. —288 c. |
16 | Hanusch F. (2014). On the Relevance of Travel Journalism: an Introduction. New York: Palgrave Macmillan. — P.1-17. |
17 | Шостак М. И. Новостная журналистика. Новости прессы: учебник и практикум для вузов / М. И. Шостак. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство Юрайт, 2024. — 192 с. |