В статье рассматривается организация занятия по изучению русского языка как неродного/иностранного, базирующаяся на применении технологий коллективного способа обучения. Озвучиваются основные направления методики обучения языку и их возможности реализации. По мнению автора, среди всех имеющихся методик наиболее универсальным является обучение в сотрудничестве с использованием метода работы в малых группах. Автор обосновывает и презентует свое видение возможностей данного метода, на основе которого предлагает программу организации урока с учетом всех особенностей, целей и задач. Пошагово выделяет каждый пункт процесса подготовки. Также автором приводится пример одного из этапов занятия с использованием указанного метода и графических органайзеров для наглядного представления анализа информации. При этом отмечается, что использование данной методики в узбекской среде имеет свои особенности и очень хорошо себя зарекомендовало именно своим социально значимым характером. Результатом грамотного применения данной методики, по мнению автора, станут не только освоение и закрепление новых знаний, но и умение работать в команде, раскрытие творческого потенциала студентов, снятие языкового и психологического барьера.
В статье рассматривается организация занятия по изучению русского языка как неродного/иностранного, базирующаяся на применении технологий коллективного способа обучения. Озвучиваются основные направления методики обучения языку и их возможности реализации. По мнению автора, среди всех имеющихся методик наиболее универсальным является обучение в сотрудничестве с использованием метода работы в малых группах. Автор обосновывает и презентует свое видение возможностей данного метода, на основе которого предлагает программу организации урока с учетом всех особенностей, целей и задач. Пошагово выделяет каждый пункт процесса подготовки. Также автором приводится пример одного из этапов занятия с использованием указанного метода и графических органайзеров для наглядного представления анализа информации. При этом отмечается, что использование данной методики в узбекской среде имеет свои особенности и очень хорошо себя зарекомендовало именно своим социально значимым характером. Результатом грамотного применения данной методики, по мнению автора, станут не только освоение и закрепление новых знаний, но и умение работать в команде, раскрытие творческого потенциала студентов, снятие языкового и психологического барьера.
Мақолада умумий таълим усули технологияларидан фойдаланишга асосланган она тили бўлмаган/хорижий тил сифатида рус тилини ўрганишда дарсни ташкил этиш жараёни кўриб чиқилди. Тилни ўқитиш услубиятининг асосий йўналишлари ва уларни амалга ошириш имкониятлари баён қилинди. Муаллифнинг фикрига кўра, мавжуд бўлган барча усуллар орасида кичик гуруҳларда ишлаш усули билан ҳамкорлик асосида ўқитиш универсаллик касб этади. Муаллиф барча хусусиятлар, мақсадлар ва вазифаларни ҳисобга олган ҳолда дарсни ташкил этиш дастурини таклиф қиладиган ушбу усулнинг имкониятларини ўз фикри асосида тушунтирди ва тақдим этди. Тайёрлаш жараёнининг ҳар бир пунктини қадам-бақадам таъкидллаб ўтди. Шунингдек, муаллиф ахборотни таҳлил қилиш учун кўрсатилган усул ва график органайзерлар ёрдамида дарс босқичларидан бирига мисол келтирди. Шу билан бирга, ўзбек муҳитида ушбу техникадан фойдаланиш ўзига хос хусусиятларга эга бўлиб, ўзининг ижтимоий аҳамиятга молик хусусиятига эга эканлиги қайд этилди. Муаллифнинг фикрига кўра, ушбу техниканинг тўғри қўлланилиши натижасида нафақат янги билимларни ўзлаштириш ва мустаҳкамлаш, балки жамоада ишлаш қобилияти, талабаларнинг ижодий салоҳиятини намоён этиш, тил ва психологик тўсиқни олиб ташлаш мумкин бўлади.
The article deals with the organization of classes on learning Russian as a non-native/foreign language, based on the use of technologies of a collective method of learning. The main directions of the language teaching methodology and their implementation have been reviewed. According to the author, among all available methods, the most universal is training in collaboration using the method of working in small groups. The author justifies and presents his/her vision of the possibilities of this method, on the basis of which he/she offers a program for organizing the lesson, taking into account the goals and tasks, highlighting each item in the preparation process step-by-step. The author also provides an example of one of the stages of the lesson using graphic organizers for visual representation of information analysis. At the same time, it is noted that the use of this technique in the Uzbek environment has its own characteristics and has proven itself for its socially significant nature. The result of the competent application of this method, according to the author, is not only the development and consolidation of new knowledge but also the ability to work in a team, the disclosure of the creative potential of students, the removal of the language and psychological barrier.
№ | Author name | position | Name of organisation |
---|---|---|---|
1 | FYODOROVA L.I. | Катта ўқитувчи | Ўзбекистон халқаро ислом академияси |
№ | Name of reference |
---|---|
1 | Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. — Ташкент: Издательско-полиграфический творческий дом имени Чулпана, 2005. — 200 с |
2 | Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного. — М.: Русский язык. Курсы, 2012. — 256 с. |
3 | Асилова Г.А. Русский язык. — Ташкент: Издательство Национального общества философов Узбекистана, 2008. — 240 с. |
4 | Ахмедова Л.Т., Лагай Е.А. Современные технологии преподавания русского языка и литературы. — Ташкент: Fan va texnologiya, 2016. — 296 с. |
5 | Воинова М.Г. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. — Ташкент: Iqtisod-moliya, 2006. — 172 с. |
6 | Мирзаева И.Р. Русский язык. Практический курс. — Ташкент: Ўқитувчи, 1993. — 200 с. |
7 | Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с. |
8 | Толипова Р.Т. Рус тилининг амалий грамматикаси. — Тошкент: Lesson Press, 2017. — 176 с. |
9 | Фёдорова Л.И. Работа в малых группах как один из эффективных методов обучения языку // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «XV Виноградовские чтения» (Ташкент,22 мая 2019 г.) — Ташкент: Архангельск: Изд-во САФУ, 2019. Т.2., — С. 183–187 |
10 | Ходиев Б.Ю., Голиш Л.В. Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности студентов: Учебнометодическое пособие для студентов. — Ташкент: ТГЭУ, 2008. — 94 с. |