16

Статья является третьей, заключительной частью цикла «Две галактики: языковая галактика Ноама Хомского и технологическая галактика Герберта Маклюэна» (См. № 1, 5 за 2020 г.). В настоящей части предпринята попытка доказательства ряда идей, связанных с нетрадиционным толкованием канадским ученым Гербертом Маклюэном восприятия со стороны массовой аудитории сообщений медиа. Так, в отличие от своих предшественников, Г. Маклюэн считает, что представители аудитории в первую очередь воспринимают то, как медиа воздействуют на массы, а не то, что они сообщают. Канальная специфика медиа, считает ученый, является более важной по сравнению с передаваемым им содержанием новостей. Таким образом, в основе функционирования любого медиа, как считает ученый, лежат прежде всего именно индустриальноинформационные технологии воздействия на аудиторию, которые носят тотальный характер. При этом данные технологии обладают двусторонним воздействием. Во-первых, журналисты, через канал передачи информации, влияют на аудиторию. Во-вторых, аудитория, в зависимости от того, как она воспринимает информацию, влияет на журналистов, опять-таки через канал передачи. Как показало изучение творческой биографии Г. Маклюэна, подобный подход был настолько новым, что окружающие его ученые его не воспринимали его идеи в течение 30 лет. И, как бы восполняя этот пробел, сегодня специалисты называют его пророком медиа.

  • Read count 16
  • Date of publication 31-12-2020
  • Main LanguageRus
  • Pages120–149
Русский

Статья является третьей, заключительной частью цикла «Две галактики: языковая галактика Ноама Хомского и технологическая галактика Герберта Маклюэна» (См. № 1, 5 за 2020 г.). В настоящей части предпринята попытка доказательства ряда идей, связанных с нетрадиционным толкованием канадским ученым Гербертом Маклюэном восприятия со стороны массовой аудитории сообщений медиа. Так, в отличие от своих предшественников, Г. Маклюэн считает, что представители аудитории в первую очередь воспринимают то, как медиа воздействуют на массы, а не то, что они сообщают. Канальная специфика медиа, считает ученый, является более важной по сравнению с передаваемым им содержанием новостей. Таким образом, в основе функционирования любого медиа, как считает ученый, лежат прежде всего именно индустриальноинформационные технологии воздействия на аудиторию, которые носят тотальный характер. При этом данные технологии обладают двусторонним воздействием. Во-первых, журналисты, через канал передачи информации, влияют на аудиторию. Во-вторых, аудитория, в зависимости от того, как она воспринимает информацию, влияет на журналистов, опять-таки через канал передачи. Как показало изучение творческой биографии Г. Маклюэна, подобный подход был настолько новым, что окружающие его ученые его не воспринимали его идеи в течение 30 лет. И, как бы восполняя этот пробел, сегодня специалисты называют его пророком медиа.

Ўзбек

Мазкур мақола “Икки галактика: Ноам Хомскийнинг тил галактикаси ва Герберт Маклюэннинг технологик галактикаси” деб номланган туркумнинг учинчи, якуний қисмидир. Ушбу қисмда канадалик олим Герберт Маклюэннинг оммавий аудитория томонидан медиа хабарларини ноанъанавий қабул қилиниши билан боғлиқ бир қатор ғояларини исботлашга ҳаракат қилинган. Касбдошларидан фарқли ўлароқ, Маклюэннинг фикрича, аудиториянинг диққати хабарларнинг мазмунидан кўра кўпроқ, биринчи навбатда, медиа оммага қандай таъсир қилганига қаратилади. Олимнинг фикрича, медианинг канал хусусияти уларда берилган янгилик мазмунидан кўра муҳимроқдир. Шундай қилиб, олимнинг қарашларига кўра, медиалар фаолиятининг асосларини, энг аввало, тотал характерга эга бўлган индустриал-ахборот технологиялари ташкил этади. Бу ҳолатда мазкур технологиялар икки томонлама ўзаро таъсирга эга бўлади. Биринчидан, журналистлар ахборот узатиш канали орқали аудиторияга таъсир этади. Иккинчидан, аудитория, айнан шу канал ёрдамида, ахборотни қандай қабул қилганлик даражасига қараб, журналистларга таъсир этишга ҳаракат қилади. Г.Маклюэннинг ижодий таржимаи ҳолини ўрганиш шуни кўрсатмоқдаки,, мазкур ёндашув шу қадар янги бўлиб чиқдики, мутахассислар олимнинг ушбу қарашини 30 йил давомида қабул қилолмаганлар. Мазкур бўшлиқни тўлдириш учун бўлса керак, бугунги кунда мутахассислар томонидан Маклюэнга медиалар башоратчиси деган нисбат берилмоқда.

English

It is the third and final part of the series "Two Galaxies: Noam Chomsky's Language Galaxy and Herbert McLuhan's Technology Galaxy". In this part, an attempt is made to prove a number of ideas related to the non-traditional interpretation by the Canadian scientist Herbert McLuhan of the perception of mass media messages by the mass audience. Unlike his predecessors, Mr. McLuhan believes that audience primarily perceives how the media affects the masses, and not what they report. According to the scientist, the channel specificity of the media is more important than the news content transmitted through it. The functioning of any media, according to the scientist, is primarily based on industrial and information technologies of influence on the audience, which are of a total nature. At the same time, these technologies have a two-way impact. First, journalists, through the channel of information transmission, influence the audience. Secondly, the audience, depending on how it perceives the information, influences the journalists, again, through the transmission channel. As shown by the study of the creative biography of G. McLuhan, this approach was so new that the scientists around him did not perceive his ideas for 30 years. And, as if to fill this gap, today experts call him the prophet of the media.

Author name position Name of organisation
1 MUMINOV F.A. Доктор филологических наук, профессор Факультет международной журналистики Узбекский государственный университет мировых языков
Name of reference
1 Архангельская И.Б. Герберт Маршалл Маклюэн: От исследования литературы к теории массмедиа. Монография. — М.: Изд-во Моск. унта, 2007, 210 с.
2 Большая советская энциклопедия // http://niv.ru/doc/ encyclopedia /bse/articles/10737/tehnologiya.htm
3 Большой толковый социологический словарь = Collins dictionary of sociology: Рус.-англ. Англ.-рус. / Дэвид Джери, Джулия Джери. — М.: Вече: АСТ, 1999, Т. 2: П-Я. — 527 с.
4 Большой энциклопедический справочник: БЭС: [Пер. с англ.]. — М.: Астрель: АСТ, 2009. — 943 с.
5 Маклюэн Г.М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего / пер. И. О. Тюриной. — М.: Акад. Проект: Фонд "Мир", 2005. — 495 с.
6 Маклюэн Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. — 2-е изд. — М.: Гиперборея, Кучково поле, 2007. — 462 с.
7 Новейший социологический словарь. Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин и др. — Мн: Книжный Дом, 2010. — 1310 с.
8 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с
9 Фролов И.Т. (ред.) Философский словарь (7 издание). — М.: Издательство: Республика, 2003 г. — 576 с.
Waiting