Проблеме изучения коммуникативной структуры лирических стихотворений различных поэтов до настоящего времени уделялось недостаточно внимания. А между тем исследование этого явления способствует выявлению индивидуальной поэтики того или иного автора. Статья посвящена исследованию коммуникативной структуры лирических стихотворений Вл. Ходасевича, выявлению различных типов субъектов в его поэзии. Автор статьи доказывает, что в лирике поэта преобладает чистый «Я»-субъект, отражающий черты его внутреннего мира. Эта форма перволичностного повествования воплощена с помощью специального набора языковых средств (глаголов 1и 2 лица настоящего, будущего времени и 2 лица повелительного наклонения, личных и притяжательных местоимений, обращений, вопросов). Второе место по употребительности имеют у данного поэта стихи с имплицитным «Я»-субъектом, воплощенным в третьеличностном повествовании, переходящим иногда в перволичностное. Особое место в лирике Вл. Ходасевича занимают стихи, в которых представлено явление автоадресации, сопровождающееся «расщеплением» чистого «Я»-субъекта на «Я» физическое и духовное, «Я» разных временных срезов. Исследователь отмечает, что в этих стихах наблюдается «расщепление» не только адресата, но и нададресата, что способствует формированию эмоционального соучастия читателя. Чрезвычайно интересны рассмотренные в статье примеры стихов, в которых, вследствие смены «Я»- субъектов (ролевой и позиционный «Я» субъекты; чистый и имплицитный «Я»-субъекты), а также при включении в стих прямой речи различных героев, обращенной к разным адресатам, возникает не только субъектное, но и адресатное многоголосие.
Проблеме изучения коммуникативной структуры лирических стихотворений различных поэтов до настоящего времени уделялось недостаточно внимания. А между тем исследование этого явления способствует выявлению индивидуальной поэтики того или иного автора. Статья посвящена исследованию коммуникативной структуры лирических стихотворений Вл. Ходасевича, выявлению различных типов субъектов в его поэзии. Автор статьи доказывает, что в лирике поэта преобладает чистый «Я»-субъект, отражающий черты его внутреннего мира. Эта форма перволичностного повествования воплощена с помощью специального набора языковых средств (глаголов 1и 2 лица настоящего, будущего времени и 2 лица повелительного наклонения, личных и притяжательных местоимений, обращений, вопросов). Второе место по употребительности имеют у данного поэта стихи с имплицитным «Я»-субъектом, воплощенным в третьеличностном повествовании, переходящим иногда в перволичностное. Особое место в лирике Вл. Ходасевича занимают стихи, в которых представлено явление автоадресации, сопровождающееся «расщеплением» чистого «Я»-субъекта на «Я» физическое и духовное, «Я» разных временных срезов. Исследователь отмечает, что в этих стихах наблюдается «расщепление» не только адресата, но и нададресата, что способствует формированию эмоционального соучастия читателя. Чрезвычайно интересны рассмотренные в статье примеры стихов, в которых, вследствие смены «Я»- субъектов (ролевой и позиционный «Я» субъекты; чистый и имплицитный «Я»-субъекты), а также при включении в стих прямой речи различных героев, обращенной к разным адресатам, возникает не только субъектное, но и адресатное многоголосие.
Турли шоирларнинг лирик шеърлари коммуникатив структурасини ўрганиш муаммосига бугунги кунга қадар етарлича эътибор қаратилмаган эди. Ушбу ҳодисани тадқиқ қилиш эса у ёки бу муаллифни индивидуал шеъриятини аниқлашга ёрдам беради. В.О. Ноненмахернинг мақоласи В. Ходасевич лирик шеърларининг коммуникатив тузилишини ўрганишга, унинг шеъриятидаги ҳар хил турдаги субъектларни аниқлашга бағишланган. Мақола муаллифи шоирнинг лирикасида соф «МЕН», яъни уни ички дунёсини, қирраларини акс эттирувчи субъект устунлик қилишини исботлайди. Ушбу биринчи шахс номидан ҳиқоя қилиш шакли лисоний воситаларнинг махсус тўплами (феълларнинг ҳозирги ва келаси замон I ва II шахслари, буйруқ майлининг II шахси, кишилик ва эгалик олмошлари, мурожаатлар, саволлар) ёрдамида амалга оширилган. Ушбу шоирнинг шеърларида қўлланиши бўйича иккинчи ўринни имплицит «МЕН», яъни учинчи шахс, баъзи пайтларда биринчи шахс номидан ҳиқоя қилувчи субъект эгаллайди. В. Ходасевичнинг лирикасида автоадресация (адресантга йўналтириш) ҳодисасини камровчи, яъни соф «МЕН» субъекти жисмоний ва маънавий субъектга бўлинган шеърлар алоҳида ўрин эгаллайди. Тадқиқотчи ушбу шеърларда нафақат адресат, балки адресат усти ҳам «бўлиниши» ҳодисаси учрайди. Бу эса ўқувчиларни эмоционал қатнашишини шаклланишига ёрдам беради. Мақолада кўриб чиқилган шеърлар намунаси, айниқса, шеърга турли каҳрамонларни турли адресатларга қаратилган кўчирма гаплари кўшилиши оқибатида нафақат субъект, балки адресат кўп овозлик пайдо бўлади.
Until now, insufficient attention has been paid to the problem of studying the communicative structure of lyric poems by various poets. Meanwhile, the study of this phenomenon contributes to the identification of the individual poetics of one or another author. Article is devoted to the study of the communicative structure of lyric poems by Vl. Khodasevich, identifying different types of subjects in his poetry. The author of the article proves that pure "I" prevails in the poet's lyrics — a subject reflecting the features of his inner world. This form of primary narrative is embodied with the help of a special set of linguistic means (verbs in 1st and 2nd person of the present, future tense and 2nd person of the imperative mood, personal and possessive pronouns, addresses, questions). The second place in terms of usage belongs to this poet's poems with an implicit "I" -subject, embodied in the third personal narrative, sometimes turning into a primary one. A special place in the lyrics by Vl. Khodasevich are the poems in which the phenomenon of auto-addressing is presented, accompanied by the "splitting" of the pure "I" -subject into the "I" physical and spiritual, "I" of different times. The researcher notes that in these verses there is a "splitting" not only of the addressee, but also over the addressee, which contributes to the formation of the reader's emotional complicity. The examples of verses considered in the article are extremely interesting, in which, due to the change of "I" – subjects (role and positional "I" subjects; pure and implicit "I" – subjects), as well as when the direct speech of various characters is included in the verse, addressed to different addressees, not only subjective, but also addressee polyphony arises.
№ | Author name | position | Name of organisation |
---|---|---|---|
1 | NONNENMACHER V. . | PhD, Assistant Professor The Department of Russian Philology, Faculty of Foreign Philology | National University of Uzbekistan |
№ | Name of reference |
---|---|
1 | Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. — С. 464–482. |
2 | Ревзина О.Г. Системно-функциональный подход в лингвистической поэтике и проблемы описания поэтического идиолекта. АДД. — М., 1998. — 86 c. |