Антропоцентризм художественного дискурса отображается в дискурсивной личности автора и персонажа. Дискурсивная личность автора, проявляемая в авторской модальности и интенциональности, определяется всей системой языковых средств, используемых в художественном дискурсе, что отражается в отборе лексических средств, в семантической, прагматической и композиционной структуре дискурса. Вместе с тем очевидно, что некоторые фрагменты дискурса выражают дискурсивная личность автора и персонажа с наибольшей степенью, что позволяет рассматривать их в качестве вербальных маркеров антропоцентризма. Вербальными маркерами дискурсивной личности персонажа являются: а) художественный диалог; б) несобственно-прямая речь; в) графические средства, характеризуемые выражением авторской модальности и направленные на характеризацию образа персонажа в коммуникативно-прагматическом, когнитивном, культурном и психологическом аспектах. Несобственно-прямая речь (далее — НПР), являясь сложным языковым явлением, основанным на взаимодействии речи автора и персонажа, способствует, с одной стороны, раскрытию концептуальной информации, с другой стороны, — выражению авторской модальности и интенциональности. Сущностной характеристикой НПР является её двуплановость, которая может быть представлена неравнозначно, т.е. в зависимости от прагматической установки на первый план может выходить дискурсивная личность (ДЛ) автора или персонажа. Другой характеристикой НПР является стилистическая маркированность и стилистическая гетерогенность, проявляемая в сентенции различных стилевых регистров, создающих контрастирование литературных и разговорных пластов, лексических и синтаксических единиц.
Антропоцентризм художественного дискурса отображается в дискурсивной личности автора и персонажа. Дискурсивная личность автора, проявляемая в авторской модальности и интенциональности, определяется всей системой языковых средств, используемых в художественном дискурсе, что отражается в отборе лексических средств, в семантической, прагматической и композиционной структуре дискурса. Вместе с тем очевидно, что некоторые фрагменты дискурса выражают дискурсивная личность автора и персонажа с наибольшей степенью, что позволяет рассматривать их в качестве вербальных маркеров антропоцентризма. Вербальными маркерами дискурсивной личности персонажа являются: а) художественный диалог; б) несобственно-прямая речь; в) графические средства, характеризуемые выражением авторской модальности и направленные на характеризацию образа персонажа в коммуникативно-прагматическом, когнитивном, культурном и психологическом аспектах. Несобственно-прямая речь (далее — НПР), являясь сложным языковым явлением, основанным на взаимодействии речи автора и персонажа, способствует, с одной стороны, раскрытию концептуальной информации, с другой стороны, — выражению авторской модальности и интенциональности. Сущностной характеристикой НПР является её двуплановость, которая может быть представлена неравнозначно, т.е. в зависимости от прагматической установки на первый план может выходить дискурсивная личность (ДЛ) автора или персонажа. Другой характеристикой НПР является стилистическая маркированность и стилистическая гетерогенность, проявляемая в сентенции различных стилевых регистров, создающих контрастирование литературных и разговорных пластов, лексических и синтаксических единиц.
Бадиий дискурс антропоцентризми, аввало, муаллиф ва персонаж дискурсив шахсиятида акс этади. Муаллиф модаллиги ва интенционаллигида намоён бўлувчи муаллиф дискурсив шахсияти бадиий дискурсда ишлатиладиган тил воситаларининг бутун бир тизими билан аниқланади. Буни лексик воситаларнинг танланишида, дискурснинг семантик, прагматик ва композицион тузилишида кўриш мумкин. Шу билан бирга, дискурснинг айрим парчалари муаллиф ва персонаж дискурсив шахсиятини юқори даражада ойдинлаштиради. Бу эса уларга антропоцентризмнинг вербал маркерлари сифатида қараш имконини беради. Персонаж дискурсив шахсининг вербал маркерларига қуйидагилар: а) бадиий диалог; б) нохусусий-тўғри нутқ; в) муаллиф модаллиги ифодаси билан характерланувчи ва персонаж образини коммуникативпрагматик, когнитив, маданий ҳамда психологик аспектларда характерлашга йўналтирилган график воситалар киради. Нохусусий-тўғри нутқ (кейинги ўринларда – НТН) муаллиф ва персонаж нутқининг ўзаро таъсирига асосланган мураккаб тил ҳодисаси бўлиб, бир томондан, концептуал ахборотни очиб беришга, иккинчи томондан эса муаллиф модаллиги ва интенционаллигини очиб беришга хизмат қилади. НТНнинг табиий характеристикаларидан бири икки планлилигидир. У турлича намоён бўлиши мумкин, яъни прагматик мақсадга кўра биринчи планга муаллиф ёки персонаж дискурсив шахсияти чиқарилиши мумкин. НТНнинг бошқа бир хусусияти стилистик маркерланганлик ҳамда турли услубий регистрлар сентенциясида намоён бўлувчи, адабий ва сўзлашув сатҳлари (пластлари), лексик ва синтактик бирликлар ўртасида контрастликни юзага келтирувчи стилистик гетерогенликдир..
Anthropocentrism of literary discourse is primarily manifested in the discursive personality of the author and character. The author’s discursive personality manifested in the author’s modality and intentionality is determined by the entire system of language tools used in the literary discourse, which is reflected in the selection of lexical tools, in the semantic, pragmatic and compositional structure of the discourse. At the same time, some fragments of the discourse express the discursive personality of the author and the character with the greatest degree of obviousness, which allows us to consider them as verbal markers of anthropocentrism. The character's discursive personality is a complicated structure and includes the characteristics inherent in the discursive personality of the character and the author. The verbal markers of the character's discursive personality are a) literary discourse; b) represented speech; c) graphical means characterized by the expression of the author’s modality and aimed at characterizing the character’s image in communicatively pragmatic, cognitive, cultural, and psychological aspects. Represented speech, being a complex linguistic phenomenon based on the interaction of the speech of the author and the character, contributes, on the one hand, to the disclosure of conceptual information underlying in the literary discourse, and, on the other hand, to express author’s modality and intentionality. The essential characteristic of the not pure direct speech is its double-sided nature, which can be presented unequally, i.e. depending on the pragmatic attitude, DL of the author or character may come to the fore. Another characteristic of not pure direct speech is its stylistic markedness and heterogeneity, presented in the convergence of stylistic techniques aimed at creating emotiveness and imagery.
№ | Author name | position | Name of organisation |
---|---|---|---|
1 | Normurodova N.Z. | Филология фанлари доктори, доцент “Маданиятлараро мулокот ва туризм” кафедраси мудири | Алишер Навоий номидаги Тошкент давлат Ўзбек тили ва адабиёти университети |
№ | Name of reference |
---|---|
1 | Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. 5-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2002. 384 с. |
2 | Ашурова Д.У. Производное слово в свете коммуникативной теории языка. — Ташкент: Фан, 1991. — 100 с. |
3 | Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования — М.: Наука, 1981. —139 с. |
4 | Кухаренко В.А. Интерпретация художественного текста. — М.: Просвещение, 1988. — 192 c. |
5 | Словарь литературоведческих терминов, / Редакторысоставители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. — М., 1974. — URL: http://niv.ru/doc/dictionary/literary-terminology/index.htm |
6 | Словарь лингвистических терминов. Жеребило Т. В. — Назрань: Пилигрим, 2010. — 486 с. |
7 | Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. — 889 c. |
8 | Серебренников Б.А. Как происходит отражение картины мира в языке/ Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. — М.: Наука, 1988. — C. 87–108 с. |
9 | Серикова Л.В. Портрет персонажа в прозе В.М. Шукшина: системное лексико-семантическое моделирование. Автореф. дис…канд. филол. наук. — Бийск: 2004. — 24 с |
10 | Хализев В.Е. Теория литературы. — М.: Азбуковник, 1999. — 403 с. |
11 | Collection of English classical literature. 100 Selected Stories. — Wordsworth Editions Limited, 1995. — 735 p. |
12 | English Selected prose. — M.: Менеджер, 1999. — 588 p. |