24

В статье раскрывается значение самостоятельной познавательной деятельности студентов-медиков в процессе их профессиональной подготовки в контексте современных реформ Республики Узбекистан. Обозначены направления решения данной задачи, показаны педагогические пути развития самостоятельно-творческих навыков студентов на практике в медицинских учреждениях через систему заданий, ориентацию на содержание и особенности лечебной практики, учет психологических факторов, индивидуальный подход. Учитывая быстрое развитие информационно-технических средств, происходящее параллельно с новыми научными открытиями в медицине, закономерно определить подготовку будущего специалиста-медика к активной самостоятельной познавательно-творческой деятельности в постоянно развивающемся мире научных медицинских исследований как одну из важнейших целей медицинского образования в целом. Для этого в учебном процессе должны быть созданы условия для самообразования — развития умений самостоятельного поиска (информации, решения учебных и профессиональных задач). В статье также подробно рассматриваются принципы подбора заданий на активность студентов в виде таблиц. Анализ влияния указанных принципов на процесс обучения студентов также показал, что побудительными стимулами проявления познавательной, действенной и творческой активности студентов являются: желание выполнять именно это задание; желание узнавать и осваивать новое; трудность задания, превышающего уровень сложности предыдущих учебных задач; поддержка в разрешении сложных моментов со стороны преподавателя. Эти стимулы способствовали вызову заинтересованности, активности, целеустремлённости процесса познания — в данном случае развитию практических лечебных навыков, освоению нового материала, для которого мобилизовались волевые качества и способности студента.

  • Read count 24
  • Date of publication 20-06-2021
  • Main LanguageRus
  • Pages167-176
Русский

В статье раскрывается значение самостоятельной познавательной деятельности студентов-медиков в процессе их профессиональной подготовки в контексте современных реформ Республики Узбекистан. Обозначены направления решения данной задачи, показаны педагогические пути развития самостоятельно-творческих навыков студентов на практике в медицинских учреждениях через систему заданий, ориентацию на содержание и особенности лечебной практики, учет психологических факторов, индивидуальный подход. Учитывая быстрое развитие информационно-технических средств, происходящее параллельно с новыми научными открытиями в медицине, закономерно определить подготовку будущего специалиста-медика к активной самостоятельной познавательно-творческой деятельности в постоянно развивающемся мире научных медицинских исследований как одну из важнейших целей медицинского образования в целом. Для этого в учебном процессе должны быть созданы условия для самообразования — развития умений самостоятельного поиска (информации, решения учебных и профессиональных задач). В статье также подробно рассматриваются принципы подбора заданий на активность студентов в виде таблиц. Анализ влияния указанных принципов на процесс обучения студентов также показал, что побудительными стимулами проявления познавательной, действенной и творческой активности студентов являются: желание выполнять именно это задание; желание узнавать и осваивать новое; трудность задания, превышающего уровень сложности предыдущих учебных задач; поддержка в разрешении сложных моментов со стороны преподавателя. Эти стимулы способствовали вызову заинтересованности, активности, целеустремлённости процесса познания — в данном случае развитию практических лечебных навыков, освоению нового материала, для которого мобилизовались волевые качества и способности студента.

Ўзбек

Мақолада Ўзбекистон Республикасининг замонавий ислоҳотлари шароитида тиббиёт талабаларининг касбий тайёргарлиги жараёнида мустақил билим олиш фаолияти муҳимлиги очиб берилди. Ушбу муаммони ҳал қилишнинг йўналишлари кўрсатилган, психологик омилларни ҳисобга олган ҳолда тиббий амалиёт мазмуни ва хусусиятларига йўналтириш, вазифалар тизими орқали тиббиёт муассасаларида талабаларнинг мустақил равишда ижодий қобилиятларини ривожлантиришнинг педагогик усуллари кўрсатилган. Тиббиётдаги янги илмий кашфиётлар билан параллел равишда амалга оширилаётган ахборот-техник воситаларнинг жадал ривожланишини ҳисобга олган ҳолда, келажакда тиббий мутахассисни доимий равишда ривожланиб бораётган илмий тиббий тадқиқотлар дунёсида фаол мустақил когнитив ва ижодий фаолиятга тайёрлашни умуман тиббий таълимнинг энг муҳим мақсадларидан бири сифатида белгилаш табиийдир. Бунинг учун таълим жараёнида мустақил изланиш кўникмаларини ривожлантириш ўз-ўзини тарбиялаш учун шарт-шароитлар яратилиши керак (ахборот, ўқув ва касбий муаммоларни ҳал қилиш). Шунингдек, мақолада жадвал шаклида талабалар фаолияти учун топшириқларни танлаш принциплари батафсил муҳокама қилинди. Ушбу тамойиллар талабаларнинг ўқув жараёнига таъсирини таҳлил қилиш шуни кўрсатдики, ўқувчиларнинг билим, самарали ва ижодий фаоллигини намоён қилиш учун рағбатлантириш: бу аниқ вазифани бажаришга интилиш; янги нарсаларни ўрганиш ва ўзлаштириш истаги; топшириқнинг аввалги ўқув вазифаларининг қийинлик даражасидан ошиб кетиши; ўқитувчидан қийин дақиқаларни ҳал қилишда қўллабқувватлашни ўз ичига олади. Ушбу имтиёзлар билим олиш жараёнининг қизиқарли, фаол бўлишига ҳисса қўшди — бу ҳолда ўқувчининг иродавий фазилатлари ва қобилиятлари амалий даволаш қобилиятларини ривожлантириш, янги материални ишлаб чиқишга сафарбар қилинган.

English

The article reveals the importance of independent cognitive activity of medical students in the process of their professional training in the context of modern reforms of the Republic of Uzbekistan. The directions of solving this problem are indicated; the pedagogical ways of developing students' self-creative skills in practice in medical institutions through a system of tasks, orientation to the content and features of medical practice, taking into account psychological factors, and an individual approach is shown. Taking into account the rapid development of information and technical means, which is taking place in parallel with new scientific discoveries in medicine, it is natural to determine the preparation of a future medical specialist for active independent cognitive and creative activity in the constantly developing world of scientific medical research as one of the most important goals of medical education in general. For this purpose, in the educational process, conditions for self-education — the development of the skills of independent search (information, solving educational and professional problems) must be created. The article also discusses in detail the principles of selection of tasks for student activity in the form of tables. Analysis of the influence of these principles on the learning process of students also showed that incentives for the manifestation of cognitive, effective and creative activity of students are: the desire to perform this particular task; desire to learn and master new things; the difficulty of the task exceeding the level of difficulty of the previous educational tasks; support in resolving difficult moments from the teacher. These incentives contributed to the challenge of interest, activity, purposefulness of the cognition process — in this case, the development of practical healing skills, the development of new material, for which the student's volitional qualities and abilities were mobilized.

Author name position Name of organisation
1 LUTFULLAYEVA K.A. Ўқитувчи Хорижий тиллар кафедраси Тошкент педиатрия тиббиёт институти Нукус филиали пeдиaтрия фaкультети
Name of reference
1 Гамбургская декларация об обучении взрослых 1997 г. Пятая Международная конференция по образованию взрослых. Гамбург, Германия, 14–18 июля 1997 года. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/hamburg_decl.sh tml
2 Dilnoza Usta-Azizova et al / Self-education of medical students as a Factor of their professional development// International Journal of Pharmaceutical Research | Oct - Dec 2020 | Vol 12 | Issue 4. 565-573 p. DOI: https://doi.org/10.31838/ijpr/2020.12.04.091
3 Кёльнская Хартия «Цели и задачи обучения в течение всей жизни» (пересмотренный вариант от 15 июня 1999 года). — URL: http://malitikov.ru/2020/11/29/kyolnskaya-hartiya-czeli-i-zadachiobucheniya-v-techenie-vsej-zhizni-1999-g/
4 Лутфуллаева Х.А. Самообразование как важный компонент в профессиональном изучении английского языка в медицинском вузе// Ўзбекистонда хорижий тиллар. — 2020. — № 2 (31). — С. 205–215. https://doi.org/ 10.36078/1589972563. — URL: https://journal.fledu.uz/uz/tibbiyot-institutlarida-ingiliz-tilinimusta%d2%9bil-professional-%d1%9erganishning-mu%d2%b3imtarkibij-%d2%9bismi-sifatida/
5 Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе "Школа 2000". — М.: ЮВЕНТА, 2008. — 48 с.
6 Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Дидактические принципы деятельностного метода в системе непрерывного образования (детский сад-школа-вуз)//Педагогическое образование и наука, 2014, № 2. — С.59–64.
7 Образование 2020 — стратегические рамки Европы. — URL: https://onlineurope.com/blog/obrazovanie-2020-strategicheskieramki-evropy
8 Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию организации деятельности учреждений первичной медико-санитарной помощи Республики Узбекистан» от 29 марта 2017 г. № ПП-2857. — URL: https://lex.uz/docs/3177802
9 Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников» 04.04.2017 г. № 174. — URL: https://lex.uz/docs/3152879
10 Постановление Президента «О мерах по дальнейшему реформированию системы медицинского образования в Республике Узбекистан» от 6 мая 2017. № ПП 4310. — URL: https://lex.uz/ru/docs/4323167
Waiting