Статья посвящена комплексному исследованию древнерусской агиографии как центрального явления в культурном пространстве Древней Руси. В статье прослеживается генезис жанра от раннехристианских «мартириев» до полноценных житий («биосов»), анализирует процесс творческой трансплантации и адаптации византийского канона на русской почве. Особое внимание уделяется уникальным особенностям национальной агиографической традиции, которая, в отличие от византийской, сместила акцент с внешних событий и чудес на внутренний мир человека, тонкую мотивацию его поступков и психологическую глубину духовного конфликта. В работе подробно рассматриваются структура агиографического канона, система литературного этикета, эволюция идеала святости и мировоззренческое значение житий как инструмента формирования духовных координат средневекового сознания. Делается вывод о том, что древнерусская агиография представляет собой не просто заимствованный жанр, а самобытную литературную вселенную, отражающую зрелость и творческую самостоятельность национальной культуры.
The article is devoted to a comprehensive study of Old Russian hagiography as a central phenomenon in the cultural space of Old Rus. The article traces the genesis of the genre from the early Christian “martyria” to full-fledged lives (“bioses”), analyzes the process of creative transplantation and adaptation of the Byzantine canon on Russian soil. Particular attention is paid to the unique features of the national hagiographic tradition, which, unlike the Byzantine one, shifted the emphasis from external events and miracles to the inner world of man, the subtle motivation of his actions and the psychological depth of spiritual conflict. The work examines in detail the structure of the hagiographic canon, the system of literary etiquette, the evolution of the ideal of holiness and the ideological significance of lives as a tool for shaping the spiritual coordinates of medieval consciousness. It is concluded that Old Russian hagiography is not merely a borrowed genre but an original literary universe, reflecting the maturity and creative independence of the national culture.
Статья посвящена комплексному исследованию древнерусской агиографии как центрального явления в культурном пространстве Древней Руси. В статье прослеживается генезис жанра от раннехристианских «мартириев» до полноценных житий («биосов»), анализирует процесс творческой трансплантации и адаптации византийского канона на русской почве. Особое внимание уделяется уникальным особенностям национальной агиографической традиции, которая, в отличие от византийской, сместила акцент с внешних событий и чудес на внутренний мир человека, тонкую мотивацию его поступков и психологическую глубину духовного конфликта. В работе подробно рассматриваются структура агиографического канона, система литературного этикета, эволюция идеала святости и мировоззренческое значение житий как инструмента формирования духовных координат средневекового сознания. Делается вывод о том, что древнерусская агиография представляет собой не просто заимствованный жанр, а самобытную литературную вселенную, отражающую зрелость и творческую самостоятельность национальной культуры.
Maqola Qadimgi Rus madaniy makonidagi markaziy hodisa sifatida qadimgi rus agiografiyasini (avliyo va zohidlar hayoti haqidagi adabiyot) har tomonlama tadqiq etishga bag‘ishlangan. Unda janrning kelib chiqish jarayoni erta xristianlik davridagi “martiriylar”dan (shahidlar haqidagi matnlar) to to‘laqonli “jitiya”lar (“bios” — hayotiy tarjimai hol janri) shakllanishigacha bosqichmabosqich kuzatib boriladi. Shuningdek, Vizantiya adabiy kanonining rus zaminida ijodiy tarzda ko‘chirib olinishi va moslashtirilishi jarayoni tahlil qilinadi. Alohida e’tibor rus milliy agiografik an’analarining o‘ziga xos jihatlariga qaratilgan. Vizantiya an’analaridan farqli o‘laroq, rus adabiyoti tashqi voqealar va mo‘jizalardan ko‘ra insonning ichki olamiga, uning harakatlarining nozik motivatsiyasiga hamda ruhiy ziddiyatlarning psixologik chuqurligiga urg‘u beradi. Ishda agiografik kanonning tuzilmasi, adabiy etiket tizimi, muqaddaslik idealining evolyutsiyasi va jitiya matnlarining o‘rta asr ongining ma’naviy ko‘rsatkichlarini shakllantirish vositasi sifatidagi dunyoqarashiy ahamiyati batafsil yoritilgan. Xulosa shuki, qadimgi rus agiografiyasi bu shunchaki o‘zlashtirilgan janr emas, balki milliy madaniyatning yetukligi va ijodiy mustaqilligini aks ettiruvchi betakror adabiy olamdir.
| № | Author name | position | Name of organisation |
|---|---|---|---|
| 1 | TSOY M.K. | O‘qituvchi | O‘zbekiston Davlat Jahon tillari Universiteti |
| № | Name of reference |
|---|---|
| 1 | Вагнер Г. К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. — М.: Искусство, 1974. — 271 c. |
| 2 | Видмарович Н. П. «Художество нисхождения» / Н. П. Видмарович // Теория Традиции: христианство и русская словесность: коллектив. моног. / науч. ред., сост., предисл. Е. В. Мосалева. — Ижевск, 2009. — С. 186–201. |
| 3 | Виролайнен М. Н. Типология культурных эпох русской истории / М. Н. Виролайнен // Русская литература. — 1991. — № 1. — C. 3–20. |
| 4 | Ключевский В. О. Древнерусские жития как исторический источник. — М.: Астрель: ACT, 2003. — 395 с. |
| 5 | Концевич И. М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. — М.: Никея, 2009. — 229 с. |
| 6 | Левшун Л. В. Категория жанра в средневековой восточнославянской книжности / жанр и канон / Л. В. Левшун // Древняя Русь; вопросы медиевистики. — 2006. — № 4 (26). — С. 101–116 |
| 7 | Лихачев Д. С. Избранные работы. В 3 т. Т. 3. Человек в литературе Древней Руси / Д. С. Лихачев. — Л.: Худож. лит., 1987. — 517 с. |
| 8 | Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. — СПб.: Алетея, 1997. — 508 с. |
| 9 | Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили. — Л.: Наука, 1973. — 206 с. |
| 10 | Лосев А. Ф. О понятии художественного канона / А. Ф. Лосев // Проблема канона в древнем и средневековом каноне Азии и Африки / АН СССР, Ин-т востоковедения, Ин-т истории искусств. — М., 1973. — 87 с. |
| 11 | Пак Н. И. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. — М.: Интелвак, 2003. — 336 с. |
| 12 | Растягаев А. В. Проблема художественного канона древнерусской агиографии / А. В. Растягаев // Вестник Самарского государственного университета. — 2006. — № 5/1 (45). — С. 86–92. |
| 13 | Сперанский М. Н. История древней русской литературы / М. Н. Сперанский. – 4-е изд. — СПб.: Лань, 2002. — 544 с. |
| 14 | Толстой H. И. История и структура славянских литературных языков. — М.: Наука, 1988. — 237 с. |
| 15 | Ужанков А. Н. О специфике развития русской литературы XI - первой трети XVIII века: Стадии и формации. — М.: Яз. славян, культуры, 2009. — 264 с. |
| 16 | Федотов Г. П. Русская религиозность. Ч. 1. Христианство Киевской Руси X-ХШ вв. / Г. П. Федотов// Собрание сочинений: в 12 т. — М., 2001. — Т. 10. — С. 126–129. |
| 17 | Флоровский Г. В. Христианство и цивилизация / Г. В. Флоровский // Избранные богословские статьи. — М., 2000. — С. 218–227. |
| 18 | Цой М. К. Русский литературный язык: демократизация и предпосылки его национализации в период Московского государства // Вестник науки. 2025. №5 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-literaturnyy-yazykdemokratizatsiya-i-predposylki-ego-natsionalizatsii-v-periodmoskovskogo-gosudarstva (дата обращения: 24.09.2025). |