Данная статья посвящена одномуиз основных компонентов журналистского произведения — авторской позиции, ее роли и значению в медиатексте. Цель статьи — определить значение понятия на основе анализа российских, зарубежных и узбекских исследований. Используются теоретические методы: анализ, сравнение, сопоставление и др. Результаты исследования показывают, что представленные в научной литературе подходы к определению понятия «позиция» разнообразны, но их объединяет понимание того, что позиция автора является основой журналистского произведения.
Мазкур мақола журналистик материалнинг муҳим белгилари бири — медиаматнда муаллиф ёндашувнинг ўрни ва аҳамиятига бағишланади. Мақоланинг мақсади — Россия, хорижий ва Ўзбекистонда мавжуд тадқиқотларини ўрганиш ва таҳлил қилиш орқали ушбу тушунчанинг моҳиятига ойдинлик киритишдир. Бунда назарий методлардан: таҳлил, қиёслаш, солиштириш каби методлардан фойдаланилади. Тадқиқот натижалари тақдим этилган илмий адабиётларда “позиция” тушунчасига ёндашув кенг ва турли туман эканлиги, уларни бирлаштирувчи муҳим белги бу — муаллиф ёндашуви журналистик асарнинг энг муҳим белгиларидан эканлигига ойдинлик киритади.
Данная статья посвящена одномуиз основных компонентов журналистского произведения — авторской позиции, ее роли и значению в медиатексте. Цель статьи — определить значение понятия на основе анализа российских, зарубежных и узбекских исследований. Используются теоретические методы: анализ, сравнение, сопоставление и др. Результаты исследования показывают, что представленные в научной литературе подходы к определению понятия «позиция» разнообразны, но их объединяет понимание того, что позиция автора является основой журналистского произведения.
This scientific article is dedicated to clarify the role and value of “point of view” of the author in the media text, which is considered as one of the most important components of journalistic composition. The goal of writing of this article is the identification of the meaning of “point of view” of author and the value of its usage according to scientific conclutions of Russian and foreign researchers. It’s noticed that this given scientific problem is the object of investigation of such sciences as philosophy, political science, psychology, sociology, philology. During the creation of the article such theoretic methods as analysis, comparison, collation, logical approach were used. According to research the conception of “point of view” in different scientific sources are interpreted differently. In the basis of reaserches and analyzes, we have concluded, that the only aspect which unite all scientific definitions listed above is the point of view of the author, as the basis of journalistic composition and in our opinion, the “point of view” is the system of author’s thoughts in the relation to concrete reality.
№ | Author name | position | Name of organisation |
---|---|---|---|
1 | TASHPULATOVA N.K. | Филология фанлари номзоди, доцент | Ўзбекистон журналистика ва оммавий коммуникациялар университети |
№ | Name of reference |
---|---|
1 | Аграновский В. Вторая древнейшая: беседы о журналистике. — М.: Вагриус, 1999. — 189 с. |
2 | БлотноваН.С.,БолотновА.В. Когнитивный стиль языковой личности в структуре модели идиостиля: к постановке проблемы // Сибир. филол. журн. 2012. No 4. — С. 187–193. |
3 | БолотновА. В. Текстовая деятельность как отражение коммуникативного и когнитивного стилей информационно-медийнойязыковойличности. — Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2015. — 274 с |
4 | Большой энциклопедический словарь. Режим доступа: https://gufo.me/dict/bes/МИРОВОЗЗРЕНИЕ(дата обращения 2018) |
5 | Дмитровский А.Л. Виды композиций в журналистском тексте // УченыезапискиОрловскогогосударственногоуниверситета.Серия:Гуманитарныеисоциальныенауки2001. — С.189–197 |
6 | ДобросклонскаяТ.Г. Роль СМИ в динамике языковых процессов // Вестн. Моск. унта. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. No3. — С. 38–54. |
7 | ДускаеваЛ.Р.Медиалингвистика в России: лингвопраксиологическая доминанта // Медиалингвистика: [междунар. науч. журн.] 2014. Вып. 1. — С. 5–15. |
8 | Дэниис С., Мэррилл Дж. Беседыо масс-медиа. — М., 1997. — 383 с. |
9 | Ивченков В. И. Медиалингвистика в Беларуси: условия формирования и особенности развития // Медиалингвистика. 2017. No 2. — С. 7 –17 |
10 | КазакМ.Ю. Медиатекст как открытый тип текста // Стилистика сегодня и завтра: медиатекст в прагматическом, риторическом и лингвокульторологическом аспектах: доклады междунар. науч. конф. — М.: МедиаМир, 2010. С. 87–94 |
11 | Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2016. — С.178–224 |
12 | Ким М.Н. Теория и практика массовой информации. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2017. — 304 с. |
13 | Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы истории русской литературы / под ред. Д.Ф. Маркова. — М.: Наука, 1971. — С. 199–207 |
14 | Кормилицына М. А., Сиротинина О. Б.Идиостиль журналиста. Статья первая // Медиалингвистика. 2014. No 2 (5). — С. 40–48. — URL: https://medialing.ru/idiostil-zhurnalista-statya-pervaya/ (дата обращения: 25.09.2019) |
15 | Корнилов Е. А. Социокультурные модели журналистики [Текст]: пособ.— Ростов н/Д, 1998. No 3. — С.36–38 |
16 | Литература и искусство Узбекистана («Узбекистон адабиёти ва санъати»), 2010, No17. |
17 | Лотман Ю.М. Текст в тексте // Лотман Ю.М. Избр. ст.: в 3 т. — Таллинн: Александра, 1992. Т. 1. — С. 148–160. |
18 | Накорякова К. М. Литературное редактирование. — М.: ИКАР, 2004. — 432 с. |
19 | Новая философская энциклопедия / под ред. В. С. Стёпина.2-еизд., испр. и допол.В 4х тт. — М.: Мысль, 2010. |
20 | Социологический энциклопедический словарь. — М.:ред.-коорд. акад. РАН Г.В.Осипов. — М.: Норма-Инфра-М, 1998. — 488 с. |
21 | Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. —М.: Аспект Пресс, 2000. — 310 с |
22 | Тулупов В.А.Уроки журналистики для начинающих // Словарь понятий и терминов. — Воронеж: ВГУ, 2019. — 15 с |
23 | Успенский Б.А. Поэтика композиции. — СПб.: Азбука, 2000. — 348 с |
24 | Успенский Б.А. Семиотика искусства. — М.: Школа «Языки русской культуры», июль 1995. — 360 с |
25 | Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. — М: МОО «Информация для всех». 2014. —64 с. |
26 | Цветова Н. С. Медиатекст в свете практической эстетики // Медиалингвистика. 2017. No 4 (19). С. 18–26. URL: https://medialing.ru/mediatekst-v- svete-prakticheskoj-ehstetiki/ (дата обращения: 19.09.2019) |
27 | Яковенко И. Авторская журналистика не умрет под давлением новых цифровых технологий. Режим доступа: http://mediakritika.by/article/3631/igor-yakovenko-avtorskaya-zhurnalistika-ne-umret-pod-davleniem-novyh-cifrovyh |
28 | Christians C.G., Glasser T.L., McQuail D., Nordenstreng K. et. al. (2009) Normative Theories of the Media: Journalism in Democratic Societies. History of Communication Series. Urbana: University of Illinois Press. |
29 | Dictionary of Media and Communications@ by Marcel Danesi. Режим доступа: https://www.amazon.com/. Marcel-Danesi/dp/8182744067, дата обращения 26.06.2018) |