332

Данная  статья  посвящена  одномуиз  основных  компонентов  журналистского произведения — авторской позиции, ее роли и значению в медиатексте. Цель статьи — определить  значение  понятия  на  основе  анализа  российских,  зарубежных  и  узбекских исследований. Используются теоретические методы: анализ, сравнение, сопоставление и др.  Результаты  исследования  показывают,  что  представленные  в  научной  литературе подходы к определению понятия «позиция» разнообразны, но их объединяет понимание того, что позиция автора является основой журналистского произведения.

  • Read count311
  • Date of publication03-10-2019
  • Main LanguageRus
  • Pages159-170
Ўзбек

Мазкур мақола журналистик материалнинг муҳим белгилари бири — медиаматнда муаллиф ёндашувнинг ўрни ва аҳамиятига  бағишланади. Мақоланинг мақсади — Россия, хорижий  ва  Ўзбекистонда  мавжуд  тадқиқотларини  ўрганиш  ва  таҳлил  қилиш  орқали  ушбу  тушунчанинг  моҳиятига  ойдинлик  киритишдир.  Бунда  назарий  методлардан: таҳлил, қиёслаш, солиштириш каби методлардан фойдаланилади. Тадқиқот натижалари тақдим этилган илмий адабиётларда “позиция” тушунчасига  ёндашув кенг ва турли туман эканлиги,  уларни  бирлаштирувчи  муҳим  белги  бу — муаллиф  ёндашуви  журналистик асарнинг энг муҳим белгиларидан  эканлигига ойдинлик киритади.

Русский

Данная  статья  посвящена  одномуиз  основных  компонентов  журналистского произведения — авторской позиции, ее роли и значению в медиатексте. Цель статьи — определить  значение  понятия  на  основе  анализа  российских,  зарубежных  и  узбекских исследований. Используются теоретические методы: анализ, сравнение, сопоставление и др.  Результаты  исследования  показывают,  что  представленные  в  научной  литературе подходы к определению понятия «позиция» разнообразны, но их объединяет понимание того, что позиция автора является основой журналистского произведения.

English

This scientific article is dedicated to clarify the role and value of “point of view” of the author  in  the  media  text,  which  is  considered  as  one  of  the  most  important  components  of  journalistic composition. The goal of writing of this article is the identification of the meaning of “point  of  view”  of  author  and  the  value  of  its  usage  according  to  scientific  conclutions  of Russian  and  foreign  researchers.  It’s  noticed  that  this  given  scientific  problem  is  the  object  of  investigation of such sciences as philosophy, political science, psychology, sociology, philology. During  the  creation  of  the  article  such  theoretic  methods  as  analysis,  comparison,  collation,  logical approach were used. According to research the conception of “point of view” in different scientific sources are interpreted differently. In the basis of reaserches and analyzes, we have concluded, that the only aspect which unite all scientific definitions listed above is the point of view of the author, as the basis of journalistic composition  and  in  our  opinion,  the  “point  of  view”  is  the  system  of  author’s  thoughts  in  the  relation to concrete reality.

Author name position Name of organisation
1 TASHPULATOVA N.K. Филология фанлари номзоди, доцент Ўзбекистон журналистика ва оммавий коммуникациялар университети
Name of reference
1 Аграновский В. Вторая древнейшая: беседы о журналистике. — М.: Вагриус, 1999. — 189 с.
2 БлотноваН.С.,БолотновА.В. Когнитивный стиль языковой личности в структуре модели идиостиля: к постановке проблемы // Сибир. филол. журн. 2012. No 4. — С. 187–193.
3 БолотновА. В. Текстовая деятельность как отражение коммуникативного и когнитивного стилей информационно-медийнойязыковойличности. — Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2015. — 274 с
4 Большой энциклопедический словарь. Режим доступа: https://gufo.me/dict/bes/МИРОВОЗЗРЕНИЕ(дата обращения 2018)
5 Дмитровский А.Л. Виды композиций в журналистском тексте // УченыезапискиОрловскогогосударственногоуниверситета.Серия:Гуманитарныеисоциальныенауки2001. — С.189–197
6 ДобросклонскаяТ.Г. Роль СМИ в динамике языковых процессов // Вестн. Моск. унта. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. No3. — С. 38–54.
7 ДускаеваЛ.Р.Медиалингвистика в России: лингвопраксиологическая доминанта // Медиалингвистика: [междунар. науч. журн.] 2014. Вып. 1. — С. 5–15.
8 Дэниис С., Мэррилл Дж. Беседыо масс-медиа. — М., 1997. — 383 с.
9 Ивченков В. И. Медиалингвистика в Беларуси: условия формирования и особенности развития // Медиалингвистика. 2017. No 2. — С. 7 –17
10 КазакМ.Ю. Медиатекст как открытый тип текста // Стилистика сегодня и завтра: медиатекст в прагматическом, риторическом и лингвокульторологическом аспектах: доклады междунар. науч. конф. — М.: МедиаМир, 2010. С. 87–94
11 Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2016. — С.178–224
12 Ким М.Н. Теория и практика массовой информации. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2017. — 304 с.
13 Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы истории русской литературы / под ред. Д.Ф. Маркова. — М.: Наука, 1971. — С. 199–207
14 Кормилицына М. А., Сиротинина О. Б.Идиостиль журналиста. Статья первая // Медиалингвистика. 2014. No 2 (5). — С. 40–48. — URL: https://medialing.ru/idiostil-zhurnalista-statya-pervaya/ (дата обращения: 25.09.2019)
15 Корнилов Е. А. Социокультурные модели журналистики [Текст]: пособ.— Ростов н/Д, 1998. No 3. — С.36–38
16 Литература и искусство Узбекистана («Узбекистон адабиёти ва санъати»), 2010, No17.
17 Лотман Ю.М. Текст в тексте // Лотман Ю.М. Избр. ст.: в 3 т. — Таллинн: Александра, 1992. Т. 1. — С. 148–160.
18 Накорякова К. М. Литературное редактирование. — М.: ИКАР, 2004. — 432 с.
19 Новая философская энциклопедия / под ред. В. С. Стёпина.2-еизд., испр. и допол.В 4х тт. — М.: Мысль, 2010.
20 Социологический энциклопедический словарь. — М.:ред.-коорд. акад. РАН Г.В.Осипов. — М.: Норма-Инфра-М, 1998. — 488 с.
21 Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. —М.: Аспект Пресс, 2000. — 310 с
22 Тулупов В.А.Уроки журналистики для начинающих // Словарь понятий и терминов. — Воронеж: ВГУ, 2019. — 15 с
23 Успенский Б.А. Поэтика композиции. — СПб.: Азбука, 2000. — 348 с
24 Успенский Б.А. Семиотика искусства. — М.: Школа «Языки русской культуры», июль 1995. — 360 с
25 Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. — М: МОО «Информация для всех». 2014. —64 с.
26 Цветова Н. С. Медиатекст в свете практической эстетики // Медиалингвистика. 2017. No 4 (19). С. 18–26. URL: https://medialing.ru/mediatekst-v- svete-prakticheskoj-ehstetiki/ (дата обращения: 19.09.2019)
27 Яковенко И. Авторская журналистика не умрет под давлением новых цифровых технологий. Режим доступа: http://mediakritika.by/article/3631/igor-yakovenko-avtorskaya-zhurnalistika-ne-umret-pod-davleniem-novyh-cifrovyh
28 Christians C.G., Glasser T.L., McQuail D., Nordenstreng K. et. al. (2009) Normative Theories of the Media: Journalism in Democratic Societies. History of Communication Series. Urbana: University of Illinois Press.
29 Dictionary of Media and Communications@ by Marcel Danesi. Режим доступа: https://www.amazon.com/. Marcel-Danesi/dp/8182744067, дата обращения 26.06.2018)
Waiting