333

В статье представлен социологический анализ формирования здоровьесберегающего пространства в образовательно-воспитательной системе вуза. С точки зрения социологического подхода, здравосберегающая среда вуза определяется ролью социальных факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья студентов. Доказывается, что сбалансированная система биологических, психологических, социальных состояний индивидов и общности изменяется под воздействием социальной, экологической среды, и развивается за счет воспитания осмысленного самосохранения самих индивидуумов. Важным представляется взаимосвязь социальной успешности и уровня здоровья молодого человека. Отмечается роль модели поведения молодёжи в предупреждении поведенческих рисков, способствующих ухудшению здоровья. Полученные авторами экспериментальные данные доказывают необходимость обмена опытом между вузами, различными государственными и общественными структурам по организации и развитию здоровьесберегающей образовательно-воспитательной среды в высших учебных заведениях.

  • Read count 324
  • Date of publication 29-01-2020
  • Main LanguageRus
  • Pages35
Ўзбек

Maqolada oliy o‘quv yurtlari ta'lim tizimida talaba yoshlarni sog‘lom saqlash dasturini shakllantirishga oid sotsiologik tahlil keltirilgan. Sotsiologik yondashuv nuqtai-nazaridan oliy o‘quv yurtlarining sog‘lom saqlash muhiti talabalar salomatligiga ta'sir etuvchi ijtimoiy omillarning roli bilan belgilanadi. Individlarning va jamoaning biologik, psixologik, ijtimoiy holatlarining Maqolada oliy o‘quv yurtlari ta'lim tizimida talaba yoshlarni sog‘lashtirish muhitini shakllantirishga oid sotsiologik tahlil keltirilgan. Sotsiologik yondashuv nuqtai-nazaridan oliy o‘quv yurtlarining sog‘lomlashtirish muhiti talabalar salomatligiga ta'sir etuvchi ijtimoiy omillarning roli bilan belgilanadi. Individlarning va jamoaning biologik, psixologik, ijtimoiy holatlarining muvozanatlashgan tizimi ijtimoiy, ekologik muhit ta'sirida o‘zgarib, individlarning o‘zlarini ongli ravishda o‘zini o‘zi saqlay olishga tarbiyalash orqali rivojlanib borishi isbotlangan. Ijtimoiy muvaffaqiyat va yoshlarning salomatlik darajasi o‘rtasidagi bog‘liqlikning muhimligi ko‘rsatib berilgan. Salomatlikning yomonlashuviga olib keluvchi xulq-atvor xavflarining oldini olishda yoshlar xulq-atvori modelining o‘rni qayd etilgan. Mualliflar tomonidan olingan tajribaviy ma'lumotlar oliy o‘quv yurtlarida sog‘lomlashtiruvchi ta'lim muhitini tashkil etish va rivojlantirish bo‘yicha boshqa oliy o‘quv yurtlari, turli davlat va jamoat tuzilmalari o‘rtasida tajriba almashish zarurligini isbotlaydi.

Русский

В статье представлен социологический анализ формирования здоровьесберегающего пространства в образовательно-воспитательной системе вуза. С точки зрения социологического подхода, здравосберегающая среда вуза определяется ролью социальных факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья студентов. Доказывается, что сбалансированная система биологических, психологических, социальных состояний индивидов и общности изменяется под воздействием социальной, экологической среды, и развивается за счет воспитания осмысленного самосохранения самих индивидуумов. Важным представляется взаимосвязь социальной успешности и уровня здоровья молодого человека. Отмечается роль модели поведения молодёжи в предупреждении поведенческих рисков, способствующих ухудшению здоровья. Полученные авторами экспериментальные данные доказывают необходимость обмена опытом между вузами, различными государственными и общественными структурам по организации и развитию здоровьесберегающей образовательно-воспитательной среды в высших учебных заведениях.

English

The article presents a sociological analysis of the health-saving space formation in the University educational system. From the point of view of the sociological approach, the University’s healthy environment is determined by the social factors role that influence the students’ health status. It is proved that a balanced system of biological, psychological, social conditions and the community changes under the influence of the social, environment, and develops through the education of meaningful self-preservation of the individuals themselves. Important is the relationship of social success and the level of the young person health. The role of the youth behavior model in preventing behavioral risks contributing to poor health is noted. The experimental data obtained by the authors prove the need for the exchange of experience between Universities and various state, and public structures on the organization and development of a health-saving educational environment in higher educational institutions.

Name of reference
1 1. Фадеева, Т.В. Здоровье как фактор социальной успешности молодого поколения / Т.В. Фадеева // Материалы IV Всероссийского социологического конгресса. – М., 2012. 2. Журавлева, И.В. Отношение к здоровью индивида и общества / И.В. Журавлева. – М., 2006. – С.125 3. Сиерес, Д., Гавидия, В. О различных подходах к понятию «здоровье» / Д. Сиерес, В. Гавидия // Школа здоровья. - 1998.-Т. 5.- №1.- С.7. 4. Документы и материалы Лаборатории социального анализа МичГАУ (под рук. д.соц.н., проф. М.В. Сухомлиновой). – Мичуринск-наукоград, 2015-2018. 5. Викисловарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://gruzdoff.ru/wiki. 6. Иванова, Л.Ю. Познавательная активность российских студентов в области здоровья и здорового образа жизни / Иванова Л.Ю. // Материалы IV Всероссийского Социологического конгресса. – М., 2012. 7. Шиняева, О.В., Падиарова, А.Б. Социальное неравенство и здоровье молодого поколения россиян / О.В. Шиняева, Падиарова А.Б. – Ульяновск, 2010. - 168 с.
Waiting