336

Основной целью данного исследования является описание древнерусского шифра в структуре романной трилогии писателя В. Яна. Автором статьи был проанализирован древнерусский текст в художественной ткани трех романов, а также установлены его функции на формально-содержательном уровне. Рассмотрение древнерусского шифра привело к ключевой мысли о целенаправленном использовании писателем средневекового материала. Проделанный анализ позволил сделать вывод о том, что именно благодаря обращению к древнерусскому шифру в структуре трилогии появилась возможность целостного описания поэтики писателя. Этим обусловлена новизна предложенного исследования. Автором статьи была впервые подвергнута контекстуальному анализу трилогия, что позволило значительно расширить представления о художественном потенциале материала, а также об индивидуально-авторской картине мира В.Яна.

  • Ўқишлар сони 334
  • Нашр санаси 30-09-2019
  • Мақола тилиRus
  • Саҳифалар сони12
Русский

Основной целью данного исследования является описание древнерусского шифра в структуре романной трилогии писателя В. Яна. Автором статьи был проанализирован древнерусский текст в художественной ткани трех романов, а также установлены его функции на формально-содержательном уровне. Рассмотрение древнерусского шифра привело к ключевой мысли о целенаправленном использовании писателем средневекового материала. Проделанный анализ позволил сделать вывод о том, что именно благодаря обращению к древнерусскому шифру в структуре трилогии появилась возможность целостного описания поэтики писателя. Этим обусловлена новизна предложенного исследования. Автором статьи была впервые подвергнута контекстуальному анализу трилогия, что позволило значительно расширить представления о художественном потенциале материала, а также об индивидуально-авторской картине мира В.Яна.

Ўзбек

Ушбу тадқиқоднинг асосий мақсади — В. Яннинг тарихий трилогияси таркибидаги қадимий рус шифрини илмий тавсифлашдир. Мақола муаллифи томонидан қадимий рус шифри уч роман материали асосида таҳлил қилинган ва унинг формал-маъновий даражаларидаги функциялари аниқланган. Қадимий рус шифрини таҳлил этиш жараёни тадқиқотчини мулоҳаза қилишга ундайди: ёзувчи томонидан ўрта асрлар материалини атайин қўллагани ҳақидаги муҳим фикрга олиб келди. Ҳар уч роман устида олиб борилган таҳлиллар туфайли, айнан қадимий рус шифрига берилган эътибор сабаб, ёзувчи поэтикасини тўлиқлигича кўриб чиқиш мумкин. Бу эса, тақдим этилаётган тадқиқотнинг янгилигини белгилайди. Муаллиф тарихий трилогияни илк бор контекстуал планда таҳлил қилган, бу эса материалнинг бадиий қувватини ҳамда олам манзарасини индивидуалмуаллиф – В. Ян тасаввурида ёритилиши ҳақидаги қарашларни кенгайтиришга имкон беради.

English

The main purpose of this study is to describe the old Russian cipher in the structure of the novel trilogy of the writer V. Yang. The author of the article analyzed the old Russian text in the literary text of the three novels, and defined its functions at the formal and substantive level. Consideration of the old Russian cipher led to a key idea about the purposeful use of medieval material by the writer. The analysis made it possible to conclude that it was due to the appeal to the old Russian cipher in the structure of the trilogy that the possibility of a holistic description of the writer's poetics appeared. This explains the novelty of the proposed study. The author of the article was first subjected to contextual analysis of the trilogy, which allowed to significantly expand the understanding of the artistic potential of the material, as well as the individual author's picture of the world V. Yang.

Муаллифнинг исми Лавозими Ташкилот номи
1 Xaydarova N.A. Преподаватель-ассистент Кафедра русского языка и литературы Андижанский государственный университет
Ҳавола номи
1 Vezhbitskaya A. Ponimanie kul'tur cherez posredstvo klyuchevykh slov (Understanding cultures through key words), Moscow, 2016, 287 p.
2 Zholkovskii A. K. Poetika za chainym stolom i drugie razbory (Poetics at the tea table and other analyses), Moscow, 2014, 654 p.
3 Izbornik// Povesti drevnei Rusi (Stories of ancient Russia), Moscow, 1986, 245 p.
4 Krzhizhanovskii C.D. Poetika zaglavii (The poetics of titles), Moscow, 1931, 224 p.
5 Likhachev D.C. Issledovaniya po drevnerusskoi literature (Research on old Russian literature), Leningrad, 1986, 158 p.
6 Maslova V.A. Natsional'nyi kharakter skvoz' prizmu yazyka (National character through the prism of language), Moscow, 2013,147 p.
7 Ogneva E. A. Kognitivnoe modelirovanie kontseptosfery khudozhestvennogo teksta (Cognitive modeling of the literary text conceptosphere), Moscow, 2015,196 p.
8 Prirodnye stikhii v russkoi slovesnosti (Natural elements in Russian literature), Moscow, 2015,213 p.
9 Slovo o polku Igoreve: drevnerusskii tekst (The word about Igor's regiment: old Russian text) (pod. red. akad. D.P.Likhacheva), Moscow, 1986,157 p.
10 Solov'ev C. M. Istoriya Rossii Polnyi kurs russkoi istorii v odnoi knige (History of Russia. Full course of Russian history in one book), Saint Petersburg, 2010, 544 p.
11 Trofimova N.V Russkaya rech', Moscow, 2010. No 1, pp. 69–75.
12 Fasmer M. Etimologicheskii slovar' russkogo yazyka (Etymological dictionary of the Russian language), available at: https://lexicography.online/etymology/vasmer/%D0%B1/%D0%B1%D0% BE%D1%8F%D0%BD (October 18, 2019)
13 Chulkina N.L. Vestnik RUDN. Seriya Teoriya yazyka. Semiotika. Semantika, Moscow, 2015, No 1, 266 p.
14 Esalnek A. Ya. Osnovy literaturovedeniya. Analiz romannogo teksta (Fundamentals of literary criticism. Analysis of the novel text), Moscow, 2004,168 p.
15 Yan V.G. Sobr. sochin. (collected works) in 4 vol., Vol. II, Moscow, 1986, 630 p.
Кутилмоқда