263

Статья посвящена изучению автобиографической прозы первой волны русской эмиграции в контексте исследования особенностей структуры автобиографии В.В. Набокова «Другие берега», центрирующей исключительную ценность, богатство и неповторимое своеобразие внутреннего мира человека в его нравственном становлении на «пути жизни». Изучение мемуарноавтобиографической литературы рассматриваемого периода выстраивается в системе продолжения лучших традиций русской классической литературы и определяет принцип «верности традиционным началам национальной культуры», что обуславливает не только место и значение литературы русского зарубежья, но и маркирует авторские позиции, позволяющие объединиться в осознании своей исторической миссии. Это обуславливает значимость и доминантное положение имени писателя В.В. Набокова, сохраняющего уходящую Россию в художественном слове, сберегающего национальные культурные традиции. Цель и задачи исследования — определить и изучить особенности автобиографического текста В.В. Набокова; рассмотреть процесс превращения индивидуального опыта и миропонимания в художественную реальность литературного произведения; изучить и охарактеризовать автобиографическую прозу писателя с учетом развития культурной ситуации в XX веке; прояснить вопросы отношения к художественным традициям и новаторству, выявить новые тенденции, определившие особенности структуры художественного пространства автобиографии писателя в аспекте переплетения собственно автобиографии с воспоминаниями.

  • Ўқишлар сони 263
  • Нашр санаси 23-06-2021
  • Мақола тилиRus
  • Саҳифалар сони11
Русский

Статья посвящена изучению автобиографической прозы первой волны русской эмиграции в контексте исследования особенностей структуры автобиографии В.В. Набокова «Другие берега», центрирующей исключительную ценность, богатство и неповторимое своеобразие внутреннего мира человека в его нравственном становлении на «пути жизни». Изучение мемуарноавтобиографической литературы рассматриваемого периода выстраивается в системе продолжения лучших традиций русской классической литературы и определяет принцип «верности традиционным началам национальной культуры», что обуславливает не только место и значение литературы русского зарубежья, но и маркирует авторские позиции, позволяющие объединиться в осознании своей исторической миссии. Это обуславливает значимость и доминантное положение имени писателя В.В. Набокова, сохраняющего уходящую Россию в художественном слове, сберегающего национальные культурные традиции. Цель и задачи исследования — определить и изучить особенности автобиографического текста В.В. Набокова; рассмотреть процесс превращения индивидуального опыта и миропонимания в художественную реальность литературного произведения; изучить и охарактеризовать автобиографическую прозу писателя с учетом развития культурной ситуации в XX веке; прояснить вопросы отношения к художественным традициям и новаторству, выявить новые тенденции, определившие особенности структуры художественного пространства автобиографии писателя в аспекте переплетения собственно автобиографии с воспоминаниями.

Ўзбек

Мақола В.В. Набоков қаламига мансуб асар – инсоннинг “ҳаёт йўли” давомида ахлоқий шаклланишида унинг бетакрор ички олами ўзига хосликлари, бойлиги, муқаддас қадриятлари асосий ўрин тутган “Ўзга соҳиллар” автобиографияси тузилиши хусусиятларини ўрганиш контекстида рус эмиграцияси биринчи тўлқинининг автобиография насри тадқиқига бағишланган. Кўриб чиқилаётган давр мемуар-автобиографик адабиётларини ўрганиш рус мумтоз адабиётининг энг яхши анъаналарини давом эттириш тизимига асосланади ва нафақат хорижий рус тили адабиётининг ўрни ва аҳамиятини, балки ўзининг тарихий миссиясини англашда бирлашадиган муаллифлик позициясини таснифлайдиган “миллий маданиятнинг анъанавий ибтидосига садоқат” тамойилини белгилайди. Бу эса бадиий сўзда йўқолиб бораётган рус миллий маданий анъаналарини сақлаган ёзувчи В.В. Набоковнинг аҳамияти, юқори мавқеини белгилайди. Тадқиқотнинг мақсад ва вазифалари — В.В. Набоковнинг автобиографик матни хусусиятларини ўрганиш ва аниқлаш; шахсий тажриба ва дунёқарашнинг адабий асар бадиий ҳақиқатига айланиш жараёнини кўриб чиқиш; ХХ аср маданият тараққиётини ҳисобга олган ҳолда адиб автобиографик насрини ўрганиш ва тавсифлаш; адабий анъаналар ва янгиликларга муносабат масаласини аниқлаш, ёзувчи автобиографиясининг бадиий макон тузилиши хусусиятларини шахсий эсдаликлар билан боғлаш нуқтаи назаридан аниқлайдиган янги тенденцияларни белгилаш.

English

The article is devoted to the study of autobiographical prose of the first wave of Russian emigration in the context of the study of the features of the structure of V. V. Nabokov's autobiography Other Shores, centering the exceptional value, wealth and unique originality of the inner world of a person in his moral formation on the "path of life". Russian literature is based on the system of continuation of the best traditions of Russian classical literature and defines the principle of "loyalty to the traditional principles of national culture", which determines not only the place and significance of the literature of the Russian abroad, but also marks the author's positions that allow us to unite in the realization of our historical mission. This determines the significance and dominant position of the name of the writer V. V. Nabokov, who preserves the outgoing Russia in the artistic word, preserving national cultural traditions. The purpose and objectives of the study was to identify and study the characteristics of the autobiographical text Vladimir Nabokov; to consider the process of transformation of individual experience and Outlook in the artistic reality of a literary work; to study and characterize autobiographical prose writer with the development of the cultural situation in the twentieth century; to clarify the issues relations to the artistic tradition and innovation, to identify new trends that determined the features of the structure of artistic space autobiography of the writer in the aspect of actually weave autobiography with memories.

Муаллифнинг исми Лавозими Ташкилот номи
1 Stepanova N.S. Доктор филологических наук, профессор, завкафедрой русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»
Ҳавола номи
1 Бойд Б. Владимир Набоков. Американские годы: биография. — М.: Независимая Газета; СПб.: Симпозиум, 2004. — 928 с.
2 Васильева Е.В. Автобиографическая проза В.В. Набокова «Conclusive Evidence», «Другие берега», «Speak, Memory!»: История создания, художественная и жанровая специфика: дис. … канд. филол. наук. — Томск, 2005. — 230 с. [Электронный ресурс] / Е.В. Васильева. — Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/ avtobiograficheskaya-proza-vv-nabokova-conclusive-evidence-drugieberega-speak-memory-istori (Дата обращения 30.11.2019).
3 Коковина Н.З., Степанова Н.С. Метафизика пути как формы духовного восхождения в тетралогии Б.К. Зайцева «Путешествие Глеба» // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. — № 6. — С. 342–347.
4 Мулярчик А.С. Следуя за Набоковым // Набоков В.В. Рассказы. Воспоминания. — М.: Современник, 1991. — С. 5–22.
5 Набоков В.В. О хороших читателях и хороших писателях // Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. — М.: Издательство «Независимая газета», 1998. — С. 23–32.
6 Набоков В.В. Собрание сочинений. В 4 т. — М.: Правда, 1990.
7 Набоков, В.В. Память, говори [Электронный ресурс] / В.В. Набоков. – Режим доступа: http://nabokov.niv.ru/nabokov/proza/ pamyat-govori/pamyat-govori-1.htm (Дата обращения 30. 11. 2019).
8 Степанова Н. С. Аксиология детства в автобиографической прозе первой волны русского зарубежья: Монография. — Курск, 2011. — 215 с.
9 Струве Г. Русская литература в изгнании / Г. Струве. — Paris: YMCA-PRESS, 1984. — 428 с.
10 Чагин А. И. Пути и лица. О русской литературе XX века. — М.: ИМЛИ РАН, 2008. — 600 с.
Кутилмоқда