В статье раскрывается роль и направленность самостоятельной самообразовательной деятельности студентов медицинских вузов в соответствии с требованиями непрерывного образования и профессией медика. В большинстве научных исследований по проблеме развития самостоятельности обучающихся подчеркивается, что при больших возможностях самообразовательной и самореализующей деятельности их потенциал как социально-педагогического феномена слабо изучен и в полной мере не реализован. Исходя из приведенных данных, правомерно утверждать, что практически отсутствует целостное теоретическое обоснование и практическое подтверждение потенциальных возможностей самообразовательной деятельности студентов высшей школы, отвечающих новым потребностям модернизации системы профессионального образования в стране. Таким образом, очевидна необходимость теоретического обоснования и практического разрешения проблемы развития самообразования студентов как важного компонента их профессиональной подготовки. На первом этапе исследования, в течение которого анализировалась научная и методическая литература по проблеме, осуществлялось первоначальное ознакомление с учебным процессом базовых вузов, их культурно-образовательной средой, формировалось представление о контингенте студентов, была намечена примерная модель формирования навыков самообразовательной деятельности студентов, состоящая из таких основополагающих компонентов, как этапы, критерии и блоки развития искомых умений и качеств студентов. Дан анализ современного содержания самостоятельной деятельности будущих медиков, блоки педагогической модели формирования навыков самообразовательной деятельности студентов и выдвинуты гипотетические компоненты педагогической системы формирования навыков самостоятельной работы студентов.
В статье раскрывается роль и направленность самостоятельной самообразовательной деятельности студентов медицинских вузов в соответствии с требованиями непрерывного образования и профессией медика. В большинстве научных исследований по проблеме развития самостоятельности обучающихся подчеркивается, что при больших возможностях самообразовательной и самореализующей деятельности их потенциал как социально-педагогического феномена слабо изучен и в полной мере не реализован. Исходя из приведенных данных, правомерно утверждать, что практически отсутствует целостное теоретическое обоснование и практическое подтверждение потенциальных возможностей самообразовательной деятельности студентов высшей школы, отвечающих новым потребностям модернизации системы профессионального образования в стране. Таким образом, очевидна необходимость теоретического обоснования и практического разрешения проблемы развития самообразования студентов как важного компонента их профессиональной подготовки. На первом этапе исследования, в течение которого анализировалась научная и методическая литература по проблеме, осуществлялось первоначальное ознакомление с учебным процессом базовых вузов, их культурно-образовательной средой, формировалось представление о контингенте студентов, была намечена примерная модель формирования навыков самообразовательной деятельности студентов, состоящая из таких основополагающих компонентов, как этапы, критерии и блоки развития искомых умений и качеств студентов. Дан анализ современного содержания самостоятельной деятельности будущих медиков, блоки педагогической модели формирования навыков самообразовательной деятельности студентов и выдвинуты гипотетические компоненты педагогической системы формирования навыков самостоятельной работы студентов.
Мақола тиббиёт соҳасида таълим олаётган талабаларининг мустақил таълим олиши ва ўз устида ишлашининг роли ҳамда, узлуксиз таълим ва шифокорлик касбига мувофик ӯз-ӯзини тарбиялаш фаолияти тўғрисида сӯз боради. Кӯпгина мустақил таълим олиш муоммосига бағишланган илмий тадқиқотларда талабалар учун мустақил билим олиш ва ӯз устида ишлаш имкониятлари ижтимоий-педагогик феномен сифатида кам ӯрганилган, ва тӯлиқ амалга оширилмаганлиги таъкидланган. Юқоридаги маълумотларга асосланиб, мамлакатда касб-ҳунар таълим тизимини модернизация қилишнинг янги эҳтиёжларга жавоб берадиган олий ӯқув юртлари талабаларинг потенциал фаолиятини амалий жиҳатдан яхлит назарий асослаш ва амалий тасдиқлаш деярли йӯқ. Ушбу шароитда олий таълим муассаларида ӯқув жараёнини такомиллаштириш йӯлларини излаш, таълимга йӯналтирилган ёндашувлар асосида талабаларни ӯз устида ишлаш кӯникмаларини ривожлантириш ва амалга ошириш, шахснинг ӯз-ӯзини тарбиялаш, каби муоммолар, шунингдек, талабаларнинг биргаликда ижод қилиши, уларнинг узлуксиз мустақил таълим олишга бӯлган тайёргарлигини шакллантириш, ӯқув жараёнида акс этувчи механизмларни киритиш муоммоларининг долзарблиги хақида сӯз юритилган. Шунингдек, талабаларнинг касбий тайёргарлигининг муҳим таркибий қисми сифатида ӯз-ӯзини тарбиялашини ривожлантириш муоммосини назарий асослаш ва амалий ечишга эҳтиёж пайдо булиши ҳақида сӯз боради. Бўлажак шифокорларнинг мустақил фаолияти, замонавий мазмунининг таҳлили келтирилган ва талабаларнинг мустақил ишлаш кўникмаларини шакллантирувчи гипотетик компонентлар таклиф қилинди.
The article reveals the role of self-directed and self-educational activities of students of medical universities in accordance with the requirements of continuous education and the profession of a physician. In the majority of scientific researches that are dedicated to the problem of the development of self-education of students, it is emphasized that the possibilities of self-educational and self-fulfilling activities as their potential as a socio-pedagogical phenomenon are poorly studied and not fully realized. Based on the above data from which it is legitimate to say there is practically no complete theoretical justification and practical self-educational confirmation of the potential activities of higher education students that meet the new needs of modernization of the vocational education system in the country. Thus, the article says that the need for a theoretical justification and practical solution to the problem of the development of students’ self-education as an important component of their professional training is obvious. The analysis of the modern content of the independent activity of future doctors is given, and the hypothetical components of the pedagogical system of forming students’ independent work skills are advanced.
№ | Муаллифнинг исми | Лавозими | Ташкилот номи |
---|---|---|---|
1 | Lutfullayeva X.A. | ПреподавательКафедра иностранных языков | Ташкентский педиатрический медицинский институт |
№ | Ҳавола номи |
---|---|
1 | Антипов П. Л. Самообразование студентов вузов в контексте новой парадигмы образования// Теория и практика общественного развития. —2013. —No 12. —С. 62–65. |
2 | Афанаскина М.С. Развитиепознавательнойактивности студентов медицинского колледжа в процессе организации самостоятельной работы.: Автореф. дис. .к.п.н. —Брянск, 1999.—20 с. |
3 | Беляева Е.С. Творческо-педагогический аспект в профессиональной подготовке студентов-медиков. Дисс. ...канд. пед. наук. —М, 2006. —204 с |
4 | Буранова Д.Д., Лутфуллаева Х.А. Роль социальных сетей в изучении английского языка среди студентов медицинских вузов // Педиатрия. —No1. —2019. —254 с. |
5 | Губанов В.С., Сухарукова О.В., Охапкина Л.П. Пути повышения качества подготовки студентов —медиков// Смоленский медицинский альманах.—No2. —2015. —С.172–174. |
6 | Князева Е. Н., Курдюмов С. П.Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. —М.: Наука, 1994.—238 с.7.Князева Е.Н.Философия науки. —М.:Юрайт, 2019. —289 с. |
7 | Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и философия синергетики/Материалы международной конференции «Путь в будущее —наука, глобальные проблемы, мечты и надежды» 26–28 ноября, 2007 Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, Москва. —URL: http://spkurdyumov.narod.ru/stepin444.html. |
8 | Сергеева Г. В.Особенности профессионального самообразования студентов и педагогов дошкольного образования// Ярославский педагогический вестник. —2015. —No6. —C.135–140. |
9 | Уста-Азизова Д.А. Psychological-Pedagogical Means of Medical Students’ Activity in Self-Study and Self-Realization// European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. Vol. 7. No. 10, 2019. Р. 215–218. |
10 | Постановление ПрезидентаРеспубликиУзбекистан «О мерах по совершенствованию организации деятельности учреждений первичной медико-санитарной помощи Республики Узбекистан» от29 марта 2017 г. No ПП-2857—URL://https://lex.uz/docs/3177802 |
11 | Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников» 04.04.2017 г. No 174. —URL: //https://lex.uz/docs/3152879 |
12 | Постановление Президента No ПП-2956 «О мерах по дальнейшему реформированию системы медицинского образования в Республике Узбекистан» от 6 мая 2017г. —URL: // https://www.norma.uz/tag/grajdanskoe_i_semeynoe_zakonodatelstvo?page=582&sort=6&limit=20 |
13 | Кёльнская Хартия «Цели и задачи обучения в течение всей жизни» (пересмотренный вариант от 15 июня 1999 года).—URL: // http:// www.g7.utoronto.ca/ summit/1999koln/ charter.htm |
14 | Образование 2020 —стратегические рамки Европы. —URL: https://onlineurope.com/blog/obrazovanie-2020-strategicheskie-ramki-evropy |
15 | Гамбургская декларация об обучении взрослых 1997 г. Пятая Международная конференция по образованию взрослых. Гамбург, Германия, 14–18 июля 1997 года. —URL: http://malitikov.ru/ru/2015/12/02/gamburgskaya-deklaraciya-ob-obuchenii-v/ |