Для усиления профилактической работы и преемственности знаний анатомии врачам необходимо знать, что на строение органов и систем оргомное влияние оказывает вредные факторы экзо – и эндогенной природы, вызывая изменения морфогенеза. К вредным экзогенным факторам, относятся: чрезмерная урбанизация, гонка вооружения, испытания ядерного и атомного оружия, пыль, отходы производства, загрязнение почвы, воды, атмосферного воздуха, продукты химической промышленности (пестициды, ядохимикаты, гербициды и др. ), инфекции, вирусы, аллергены, курение, алкоголь, наркотики, производственные и бытовые отравления, климатические и метеорологические условия, гиподинамия, медикаменты и др..
Для усиления профилактической работы и преемственности знаний анатомии врачам необходимо знать, что на строение органов и систем оргомное влияние оказывает вредные факторы экзо – и эндогенной природы, вызывая изменения морфогенеза. К вредным экзогенным факторам, относятся: чрезмерная урбанизация, гонка вооружения, испытания ядерного и атомного оружия, пыль, отходы производства, загрязнение почвы, воды, атмосферного воздуха, продукты химической промышленности (пестициды, ядохимикаты, гербициды и др. ), инфекции, вирусы, аллергены, курение, алкоголь, наркотики, производственные и бытовые отравления, климатические и метеорологические условия, гиподинамия, медикаменты и др..
To strengthen the preventive work and continuity of knowledge of anatomy, doctors need to know that the structure of organs and systems of organ influence has harmful factors of Exo – and endogenous nature, causing changes in morphogenesis. Harmful exogenous factors include: excessive urbanization, arms race, testing of nuclear and nuclear weapons, dust, industrial waste, pollution of soil, water, air, chemical products (pesticides, pesticides, herbicides, etc.), infections. Viruses, allergens, Smoking, alcohol, drugs, industrial and household poisoning, climatic and meteorological conditions, hypodynamia, medicines, etc..
Профилактика ишларини кучайтириш мақсадида ҳамда анатомия бўйича билимларнинг узлуксизлигини ошириш учун шифокорлар аъзолар ва тизимларнинг тузилишига экзо-ва эндоген табиатнинг зарарли омиллари таъсирида морфогенездаги ўзгаришлар ҳақида билишлари зарур. Зарарли экзоген омилларга қуйидагилар киради: ҳаддан ташқари урбанизация, қуролланиш пойгаси, ядро ва атом қуролларини синовдан ўтказиш, чанг, саноат чиқиндилари, тупроқ, сув, атмосфера ҳавоси, кимёвий маҳсулотлар (пестицидлар, гербицидлар ва бошқалар)нинг ифлосланиши, вируслар, аллергия, спиртли ичимликлар, чекиш, гиёҳванд моддалар, ишлаб чиқариш ва маиший заҳарланиш, иқлим ва метеорологик шароитлар, жисмоний ҳаракатсизлик, дори воситалари ва бошқалар.
№ | Муаллифнинг исми | Лавозими | Ташкилот номи |
---|---|---|---|
1 | Gusenov T.S. | . | Дагестанский государственный медицинский университет |
2 | Gusenov S.T. | . | Дагестанский государственный медицинский университет |
№ | Ҳавола номи |
---|---|
1 | 1. Гончарова Н.И, Сперанский Л.С. Руководство по препарированию //Волгоград, 2-е издание, типография «Офсет», 1994 – 173с. |
2 | 2. Гусейнов Т.С., Гусейнова С.Т. Анатомия и врачебная работа .// Махачкала ИД «Наука плюс» 2012 – 100с. |
3 | 3. Куприянов В.В., Воскресенский Н.В, Анатомические варианты и ошибки в практике врача. // М., Медицина, 1970 – 184с. |
4 | 4. Куприянов В.В., Никитюк Б.А. Методологические проблемы анатомии человека. // М., Медицина , 185-192с. |
5 | 5. В.М.Рогинский . Азбука педагогического труда // М.Высшая школа 1990- 112с. |
6 | 6. Буцык С.В. Горизонтальное управление в российском вузе: дань современности |
7 | 7. Аничкин Е.С.Объединение вузов и образовательная конкурентная способность : Вопросы взаимосвязи // Высшее образование в России, 2018, т. 27, № 10, с.9-19. |
8 | 8. Мандрыков В.Б., Краюшкин А.И., Петров В.А. Самостоятельная работа студентов.// Волгоград, 2006-114с |
9 | 9. Попович А. Аргументы и факты , 2018, № 30, с 4. |
10 | 10. Виноградова Т.В. Результаты социологического исследования среди врачей и руководителей лечебно–профилактических учреждений о деятельности учреждений здравоохранения в условиях нестабильности // В. Кн.: Развитие информационных технологий и проблем управления здоровье и здровоохранением.// Тр. Росс. Науч. – практ. конф. Ижевск – 2006 – с. 100-102. |
11 | 11. Воробьев А.А., Коневский А.Г, Дмитриенко С.В, Краюшкин А.И. Клиническая анатомия и оперативная хирургия головы и шеи. // Санкт- Петербург, Элби – СПБ, 2008- 256с. |
12 | 12. Гайворонский И.В. Инновационные технологии преподавания нормальной анатомии. // СПБ, 2007, -143с. |
13 | 13. Максимов Т.М. Социальное расслоение в среде медицинских работников как проблема охрана здоровья населения // Здравоохранение РФ, 2004, № 3- с. 35-38. |
14 | 14. Алексеева Н.Т., Ключкова С.В., Никитюк Д.Б. Вопросы экологической морфологии в преподавании анатомии // Морфология. - 2017 № 3 с .55. |
15 | 15. Гусейнов Т.С., Гусейнова С.Т. Образовательное пространство анатомии человека для медицинских вузов // Махачкала, Экопресс, 2018. -76с |
16 | 16. Алексеева Н.Т., Ключкова С.В., Никитюк Д.Б. Отечественная экологическая морфология: традиции, опыт, перспективы, научные школы.- Журнал анатомии и гистопатологии. 2015. Т.4. № 3(15), с. 9-13. |
17 | 17. Глыбочко П.В. Обеспечение инновационного характера непрерывного медицинского образования качественно нового уровня// Медицинское образование и вузовская наука, 2012,№ 2,с.6-9. |
18 | 18. Гусейнов Т.С., Гусейнова С.Т. Размышления о врачебной деятельности // Махачкала, изд.дом "Наука плюс", 2011 -168с. |
19 | 19. Котельников Г.П., Колсанов А.В., Яремин Б.И. Научно - образовательный центр - новая форма подготовки студентов и врачей в современных условиях // Медицинское образование и вузовская наука, 2012, № 2, с. 16-18. |
20 | 20. Пальцев М.А, Денисов И.Н., Мелещко В.П. Высшее образование и высшая медицинская школа /\ М.издат ООО «Издательский дом», «Руcский врач», «001 -280С. |