264

В статье рассматриваются основы долгосрочной стратегии повышения уровня жизни населения, обоснована необходимость задающей роли повышения благосостояния населения и развития человеческого капитала в условиях долгосрочной модернизации экономики Узбекистана и адаптации к международным стандартам в области уровня жизни (Цели устойчивого развития). Предложены инструменты и механизмы разработки долгосрочной стратегии повышения уровня жизни населения, включая: программно-целевой подход, интерактивную систему целевого прогнозирования (мониторинга) индикаторов уровня жизни и социальную дорожную карту, представляющую план управления и потенциальные направления развития, оптимальные пути достижения цели. Разработаны социально-экономические методы анализа и основные индикаторы социального развития и повышения уровня жизни, которые даютвозможность анализировать современную ситуацию в социальной сфере, позволяют определить положительные и негативные последствия реализации потенциальных социальных рисков, сформировать различные сценарии и варианты стратегического планирования уровня жизни во взаимосвязи со стратегическими целями и задачами.

  • Ўқишлар сони 264
  • Нашр санаси 26-02-2020
  • Мақола тилиRus
  • Саҳифалар сони14-23
Ўзбек

Мақолада аҳоли турмуш даражасини ошириш бўйича узоқ муддатли стратегия асослари, Ўзбекистон иқтисодиётини узоқ муддатли модернизация қилиш ҳамда турмуш даражасининг халқаро стандартлар (Барқарор ривожланиш мақсадлари)га мослашувчанлиги шароитида аҳоли фаровонлигини ошириш ва инсон капиталини ривожлантиришнинг муҳимлиги кўриб чиқилган. Шунингдек, аҳоли турмуш даражасини оширишнинг узоқ муддатли стратегиясини ишлаб чиқиш воситалари ва механизмлари таклиф этилган, жумладан, мақсадли-дастурий ёндашув, ҳаёт даражаси кўрсаткичларини прогнозлаштириш (мониторинг)нинг интерфаол тизими, бошқарув режаси, ривожланишнинг потенциал йўналишлари, мақсадга эришишнинг оптимал йўлларини кўрсатувчи ижтимоий йўл харитаси келтирилган. Ижтимоий-иқтисодий таҳлил усуллари, ижтимоий ривожланиш ва турмуш даражасини оширишнинг асосий индикаторлари ишлаб чиқилиб, улар ижтимоий соҳадаги мавжуд вазиятни таҳлил қилиш, юзага келиши мумкин бўлган ижтимоий хавф-хатарларнинг ижобий ва салбий оқибатларини аниқлаш, турмуш даражасини стратегик режалаштириш учун мақсад ва вазифалар билан уйғунликда турли хил сценарий ва вариантларни стратегик шакллантиришга имкон беради.

Русский

В статье рассматриваются основы долгосрочной стратегии повышения уровня жизни населения, обоснована необходимость задающей роли повышения благосостояния населения и развития человеческого капитала в условиях долгосрочной модернизации экономики Узбекистана и адаптации к международным стандартам в области уровня жизни (Цели устойчивого развития). Предложены инструменты и механизмы разработки долгосрочной стратегии повышения уровня жизни населения, включая: программно-целевой подход, интерактивную систему целевого прогнозирования (мониторинга) индикаторов уровня жизни и социальную дорожную карту, представляющую план управления и потенциальные направления развития, оптимальные пути достижения цели. Разработаны социально-экономические методы анализа и основные индикаторы социального развития и повышения уровня жизни, которые даютвозможность анализировать современную ситуацию в социальной сфере, позволяют определить положительные и негативные последствия реализации потенциальных социальных рисков, сформировать различные сценарии и варианты стратегического планирования уровня жизни во взаимосвязи со стратегическими целями и задачами.

English

The article deals with the basic principles of a long-term strategy for improving the living standards of population, substantiates the requirements to ensure the living conditions and human capital development in the context of long-term modernization of the Uzbekistan economy and adjustment to international standards (Sustainable development goals) . The study offers tools and mechanisms for developing a long-term strategy to improve living standards, including a program-targeted approach, an interactive system of targeted forecasting (monitoring) of indicators of living standards and a social road map that presents a management plan and potential development directions, optimal ways to achieve the goal. It puts forward social and economic methods of analysis, development and improvement of the living standards that allow to determine the main trends, positive and negative implications of social risks, provide an opportunity to analyze the current situation in the social sphere, form various scenarios and options for strategic planning of living standards in relation to strategic goals.

Муаллифнинг исми Лавозими Ташкилот номи
1 Ibragimova N.M. loyiha rahbari Prognozlashtirish va makroiqtisodiy tadqiqotlar instituti
Ҳавола номи
1 Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы» от 21 сентября 2018 г. № УП-5544.
2 Указ Президента Республики Узбекистан «О комплексе мер по коренному реформированию системы здравоохранения Республики Узбекистан» от 7 декабря 2018 г. № УП-5590.
3 Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. Утверждена Указом Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием» от 5 сентября 2018 г. № УП-5538.
4 Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 8 октября 2019 г. № УП-5847.
5 Доклад о Целях в области устойчивого развития // Организация Объединенных Наций. – Нью Йорк, 2017.
6 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по реализации национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года» от 20 октября 2018 г. № 841.
7 Разрыв в уровне развития человеческого капитала или как убедить правительства инвестировать в людей? // Аналитическая статья президента Всемирного банка Джим Ён Кима, опубликованная на сайте авторитетного американского журнала «Foreign affairs». http://www.pv.uz/ru/gazeta-pravdavostoka/12072018.
8 Social Protection Floor Initiative. The sixth initiative of the CEB on the global financial and economic crisis and its impact on the work of the UN system // Manual and strategic framework for joint UN country operations, Developed by the Group of Cooperating agencies and development partners, International Labour Office and World Health Organization. – Geneva. – November, 2009.
9 Аҳмедов Д.Қ., Ишмуҳамедов А.Э., Жумаев Қ.Ҳ., Жумаев З.А. Макроиқтисодиёт. – Т.: ТДИУ, 2004. – 240 б.
10 Ахмедов Т.М., Нуриддинова А.Г., Хайруллаева Т.Г., Махмудова Г.М., Махкамова Ш.Ю. Формирование системы мониторинга социального благополучия населения. – Т.: ООО «Print Media», 2012. – 135 с.
11 Человеческое развитие: учебник / Коллектив авторов. – 2-е издание. – Т.: УМЭД, ПРООН, 2011. – 656 с.
12 Лукьянова Г.И. Реформы в социальной сфере: опыт Франции // Труд за рубежом. – 2006. – № 3. – С. 95-118.
13 UN. (2007). Indicators of Sustainable Development: Guidelines and Methodologies. United Nations publication Sales No.E.08.II.A.2 ISBN 978-92-1-104577-2. – NewYork. – United Nations, 2007.
14 http://uza.uz/ru/documents/o-gosudarstvennoy-programme-po-realizatsii-strategii-deystvi-23-01-2018
15 http://g20.org.tr/wp-content/uploads/2015/11/G20-Policy-Priorities-on-Labour-Income-Share-andInequalities. pdf
16 Официальный сайт Международной организации труда: http: //www.ilo.org.
17 Официальный сайт Всемирного банка: http: //www.worldbank.org.
Кутилмоқда