48

В настоящее время в Узбекистане создается большое количество частных вузов, за последние несколько лет их количество возросло до 78. Одним из важных вопросов которые стоят перед менеджментом этих вновь открываемых вузов, как создавать и развивать университетскую библиотеку. Чаще всего этими вопросами занимаются люди, у которых не существует большого опыта в этом направлении. Они впервые сталкиваются с необходимостью формирования коллекции, приобретением необходимого оборудования для библиотеки, наймом квалифицированного персонала, созданием стратегического видения развития библиотеки с учетом требований современного академического процесса и качественного обеспечения его ресурсной базой.

Академические библиотеки уже существующих вузов тоже претерпевают трансформационные изменения, поскольку в современном мире библиотеки классичесого типа, где все пространство отдано печатным изданиям и местам для чтения уступают место тем библиотекам, в которых есть возможность утилизировать электронные ресурсы, организовывать дискуссии, дебаты, конференции, клубы. Таким образом библиотечное  пространство полностью вовлечено в учебный процесс и становится его интегративной составляющей. Те же требования предъявляются и к библиотечным работникам, которые встают на один уровень и вплотную сотрудничают с профессорско-преподавательским составом (ППС), обучая студентов эффективному использованию ресурсной базы; рекомендуют ученым возможности для публикации, выбирая и определяя наиболее подходящие журналы, а также ведут научные исследования и публикуются сами; имеют высокие технологические навыки плюс навыки интраперсонального и интерперсонального общения.

  • Ўқишлар сони 48
  • Нашр санаси 28-03-2024
  • Мақола тилиRus
  • Саҳифалар сони40-45
English

Creation of the modern academic library has become a very important task as for new as well as established universities in Uzbekistan. Unfortunately, in our country there is a little understanding of the difference between academic and public library; therefore, in many cases the universities are experiencing certain difficulties in designing the library space, which should be suitable for the university library. Most of recently created libraries are crowded with bookshelves and designed to accommodate as many printed resources as possible rather than to make them appealing for the users. However, contemporary academic libraries have to be different in many ways. First of all, printed resources should not be the core of academic collection, they should give a way to digital collections; therefore, university libraries need to keep printed resources mostly for the reference purposes and leisure reading, which would not occupy too much space. Focus in academic libraries needs to be shifted to users, they need to have a lot of rooms for event organization, clubs, conferences and instead of being only a gateway to resources has to be transformed into multifunctional space fully integrated into all academic processes organized at the university.

Another difference between academic and public libraries is a decision-making process about collection design and replenishment. This process needs to be done in coherence with the university curriculum and requirements of teaching, learning, and research strategies of the university. To fulfill these requirements many universities are creating Library Advisory Boards, which consist of all interested in resources stakeholders, such as top management of the university academic staff members, researches, students, and library personnel. Its main responsibility is to develop policies and procedures of the Learning Resource Centre, develop a budget, provide strategy for further development of LRC, confirm the book order and resource subscription, and provide a platform of communication between the library and its end users.

Русский

В настоящее время в Узбекистане создается большое количество частных вузов, за последние несколько лет их количество возросло до 78. Одним из важных вопросов которые стоят перед менеджментом этих вновь открываемых вузов, как создавать и развивать университетскую библиотеку. Чаще всего этими вопросами занимаются люди, у которых не существует большого опыта в этом направлении. Они впервые сталкиваются с необходимостью формирования коллекции, приобретением необходимого оборудования для библиотеки, наймом квалифицированного персонала, созданием стратегического видения развития библиотеки с учетом требований современного академического процесса и качественного обеспечения его ресурсной базой.

Академические библиотеки уже существующих вузов тоже претерпевают трансформационные изменения, поскольку в современном мире библиотеки классичесого типа, где все пространство отдано печатным изданиям и местам для чтения уступают место тем библиотекам, в которых есть возможность утилизировать электронные ресурсы, организовывать дискуссии, дебаты, конференции, клубы. Таким образом библиотечное  пространство полностью вовлечено в учебный процесс и становится его интегративной составляющей. Те же требования предъявляются и к библиотечным работникам, которые встают на один уровень и вплотную сотрудничают с профессорско-преподавательским составом (ППС), обучая студентов эффективному использованию ресурсной базы; рекомендуют ученым возможности для публикации, выбирая и определяя наиболее подходящие журналы, а также ведут научные исследования и публикуются сами; имеют высокие технологические навыки плюс навыки интраперсонального и интерперсонального общения.

Муаллифнинг исми Лавозими Ташкилот номи
1 LEVINSKAYA V.. Кандидат философских наук Британский Университет Менеджмента в Ташкенте,Директор Библиотеки
Ҳавола номи
1 1. Andrews, C., Wright, W. E., & Raskin, H. (2016). Library learning spaces: Investigating libraries and investing in student feedback. Journal of Library Administration, 56(6), 647-672
2 2. Appleton, L., Stevenson, V., & Boden, D. (2011). Developing learning landscapes: academic libraries driving organizational change. Reference Services Review, 39(3), 343-361
3 3. Bennett, S. (2015). Putting learning into library planning. Portal: Libraries and the Academy. 15(2), 215-31.
4 4. Bilandzic, M., & Foth, M. (2013). Libraries as co-working spaces: Understanding user motivations and perceived barriers to social learning. Library Hi Tech, 31(2), 254-273.
5 5. Carlson, S. (2002). The deserted library. Chronicle of Higher Education, 48(12), A35-A38.
6 6. Childs, S., Matthews, G., & Walton, G. (2013). Space, use and university libraries – the future? In G. Matthews, & G. Walton, G. (Eds.), University libraries and space in the digital world. (pp. 201-213). Farnham, Surrey: ASHGATE.
7 7. Dillon, A. (2008). Accelerating learning and discovery: redefining the role of academic librarians. In No brief candle: reconceiving research libraries for the 21st century, CLIR Report Pub. 142, (p. 57). Washington, D.C.: Council on Library and Information Resources.
8 8. Heitsch, E. K., & Holley, R. P. (2011). The information and learning commons: Some reflections. New Review of Academic Librarianship, 17(1), 64-77
9 9. Seal, R. A. (2015). Library spaces in the 21st century: meeting the challenges of user needs for information technology, and expertise. Library Management, 36(8/9), 558-569.
10 10. Seaman, S (2006) The library as learning environment: Space Planning in an academic library. Colorado Libraries 32(1), 5-7
Кутилмоқда