Целью данной работы является изучение влияния катехоламинов и глюкокортикоидов на углеводный обмен. Были проведены исследования, которые показали, что катехоламины способны стимулировать гликогенолиз – процесс расщепления гликогена в печени и мышцах, что приводит к повышенному образованию глюкозы. Они также усиливают глюконеогенез – процесс синтеза глюкозы из неподходящих подходящих субстратов, таких как лактат или аминокислоты. Глюкокортикоиды, в свою очередь, также способствуют гликогенолизу и глюконеогенезу, но в большей степени влияют на метаболизм белков и жиров. Они снижают периферическую чувствительность к инсулину, что приводит к увеличению уровня глюкозы в крови. Понимание механизмов действия этих гормонов на углеводный обмен позволит лучше разобраться в патологических состояниях, связанных с нарушением уровня глюкозы в организме, таких как диабет.
Целью данной работы является изучение влияния катехоламинов и глюкокортикоидов на углеводный обмен. Были проведены исследования, которые показали, что катехоламины способны стимулировать гликогенолиз – процесс расщепления гликогена в печени и мышцах, что приводит к повышенному образованию глюкозы. Они также усиливают глюконеогенез – процесс синтеза глюкозы из неподходящих подходящих субстратов, таких как лактат или аминокислоты. Глюкокортикоиды, в свою очередь, также способствуют гликогенолизу и глюконеогенезу, но в большей степени влияют на метаболизм белков и жиров. Они снижают периферическую чувствительность к инсулину, что приводит к увеличению уровня глюкозы в крови. Понимание механизмов действия этих гормонов на углеводный обмен позволит лучше разобраться в патологических состояниях, связанных с нарушением уровня глюкозы в организме, таких как диабет.
The purpose of this work is to study the effect of catecholamines and glucocorticoids on carbohydrate metabolism. Studies have been conducted that have shown that catecholamines are able to stimulate glycogenolysis, the process of splitting glycogen in the liver and muscles, which leads to increased glucose formation. They also enhance gluconeogenesis, the process of synthesizing glucose from unsuitable suitable substrates such as lactate or amino acids. Glucocorticoids, in turn, also contribute to glycogenolysis and gluconeogenesis, but to a greater extent affect the metabolism of proteins and fats. They reduce peripheral insulin sensitivity, which leads to an increase in blood glucose levels. Understanding the mechanisms of action of these hormones on carbohydrate metabolism will allow you to better understand the pathological conditions associated with impaired glucose levels in the body, such as diabetes.
Ushbu ishning maqsadi katekolaminlar va glyukokortikoidlarning uglevod almashinuviga ta'sirini o'rganishdir. Tadqiqotlar shuni ko'rsatdiki, katexolaminlar glikogenolizni, jigar va mushaklardagi glikogenni bo'linish jarayonini rag'batlantirishga qodir, bu esa glyukoza hosil bo'lishiga olib keladi. Ular, shuningdek, glyukoneogenezni, laktat yoki aminokislotalar kabi mos bo'lmagan mos substratlardan glyukoza sintez qilish jarayonini kuchaytiradi. Glyukokortikoidlar, o'z navbatida, glikogenoliz va glyukoneogenezga ham hissa qo'shadi, lekin ko'proq darajada oqsillar va yog'lar almashinuviga ta'sir qiladi. Ular periferik insulin sezuvchanligini pasaytiradi, bu esa qonda glyukoza darajasining oshishiga olib keladi. Ushbu gormonlarning uglevod almashinuviga ta'sir qilish mexanizmlarini tushunish sizga diabet kabi tanadagi glyukoza darajasining buzilishi bilan bog'liq patologik sharoitlarni yaxshiroq tushunish imkonini beradi.
№ | Муаллифнинг исми | Лавозими | Ташкилот номи |
---|---|---|---|
1 | Yuldasheva S.A. | talaba | Ургенчский филиал Ташкентской медицинской академии |
2 | Kurbanbayeva D.K. | talaba | Ургенчский филиал Ташкентской медицинской академии |
3 | Olimova M.M. | talaba | Ургенчский филиал Ташкентской медицинской академии |
№ | Ҳавола номи |
---|---|
1 | 1. Жуманиязова, Т. А., Усманов, У. У., Курбанбаева, Д. К., & Олимова, М. М.; Развитие здоровьесберегающей компетенции у педагогов высших учебных заведений как педагогическая проблема.,Нововедения современного научного развития в эпоху глобализации: проблемы и решения,1,5,46-47.,2023, |
2 | 2. T.А., Jumaniyazova; D., Kurbanbaeva; М., Olimova; Oliy ta’lim pedagoglarida salomatlik kompetensiyasini shakllantirishning pedagogik-psixologik jihatlari,International scientific journal «Modern Science аnd Research»,2,10,676–678,2023, |
3 | 3. Jumaniyozova T.A., D.K., Olimova M.M.; Ta’lim muassasalarining ijtimoiy va sog‘liqni saqlash sohasidagi hamshiralarning va o‘qituvchilarning axloqiy kompetentsiyasi,The role of exact sciences in the era of modern development,1,5,18-20,2023, |
4 | 4. Jumaniyazova, TA; Kurbanbaeva, DK; Olimova, ММ; Pedagogical and psychological aspects of health competence formation in higher education pedagogues,Modern Science and Research,2,10,676-678,2023, |
5 | 5. Jumanyozova T. A., Bakhtiyarova A. M.; Teaching personnel in higher education personal characteristics,International Bulletin of Medical Sciences and Clinical Research,3,№. 5,273-278,2023, |