В синтаксисе наблюдается ряд трудностей, возникающих при выборе форм управления и согласования, построения предложения, использования деепричастного оборота и др. Особую трудность для студентов национальной аудитории представляют варианты синтаксических норм, связанных с управлением при предложно-падежных формах, варьирование порядка слов, вариантность в простом и сложном предложении, а также вариативность между типами сложных предложений. Именно возможность варьирования разнообразных синтаксических единиц позволяет значительно обогатить речь студентов с учетом стилистических особенностей научного и официально-делового стилей речи, которые преимущественно представлены текстами юридической направленности. Важность проблемы формирования навыков употребления синтаксических вариантных единиц русского языка в речи студентов, неразработанность методики в этой области применительно к аудитории с узбекским языком обучения, отсутствие научно обоснованной системы заданий, упражнений, направленных на формирование навыков употребления вариантных единиц в процессе обучения русскому языку, и методических рекомендаций по указанной проблематике определяют актуальность данной статьи в методике преподавания русского языка как неродного.
В синтаксисе наблюдается ряд трудностей, возникающих при выборе форм управления и согласования, построения предложения, использования деепричастного оборота и др. Особую трудность для студентов национальной аудитории представляют варианты синтаксических норм, связанных с управлением при предложно-падежных формах, варьирование порядка слов, вариантность в простом и сложном предложении, а также вариативность между типами сложных предложений. Именно возможность варьирования разнообразных синтаксических единиц позволяет значительно обогатить речь студентов с учетом стилистических особенностей научного и официально-делового стилей речи, которые преимущественно представлены текстами юридической направленности. Важность проблемы формирования навыков употребления синтаксических вариантных единиц русского языка в речи студентов, неразработанность методики в этой области применительно к аудитории с узбекским языком обучения, отсутствие научно обоснованной системы заданий, упражнений, направленных на формирование навыков употребления вариантных единиц в процессе обучения русскому языку, и методических рекомендаций по указанной проблематике определяют актуальность данной статьи в методике преподавания русского языка как неродного.
Sintaksisda boshqaruv va moslashuv shaklini tanlash, jumla tuzish, sifatdosh aylanmasi, kerakli jumla va boshqalarni ishlatishda paydo bo‘ladigan bir qator
qiyinchiliklar mavjud. Milliy auditoriya talabalari uchun sintaktik me’yorlarning predlogli va kelishik shakllarida boshqarish, so‘zlar tartibi o‘zgarish, sodda va murakkab
jumlalardagi xilma-xillik, shuningdek, murakkab jumlalar turlari o‘rtasidagi o‘zgaruvchanlik alohida qiyinchilik tug‘diradi. Bu har xil sintaktik birliklarning turlicha bo‘lish
imkoniyati bo‘lib, asosan huquqiy yo‘nalishdagi matnlar bilan ifodalanadigan ilmiy va rasmiy ish uslublarining o‘ziga xos xususiyatlarini hisobga olgan holda talabalar nutqini sezilarli darajada boyitishga imkon beradi. Talabalar nutqida rus tilining sintaktik variant birliklaridan foydalanish ko‘nikmalarini shakllantirish muammosining ahamiyati, tinglovchilarga nisbatan o‘zbek tilida o‘qitish bilan bog‘liq holda bu sohada rivojlanmagan metodikasi, ilmiy asoslangan vazifalar tizimining yo‘qligi, rus tilini o‘qitish jarayonida variativ birliklardan foydalanish ko‘nikmalarini rivojlantirishga qaratilgan mashqlar va uslubiy tavsiyalarning yo‘qligi ushbu maqolaning rus tilini ona tili bo‘lmagan til sifatida o‘qitish metodikasida dolzarbligini belgilaydi.
There are a number of difficulties in the syntax that arise when choosing forms of management and coordination, constructing a sentence, using an adverbial phrase, the needed preposition, and more. Particular difficulty for students of the national audience are variants of syntactic norms associated with management in prepositional-case forms, variation in word order, variance in simple and complex sentences, as well as variability between types of complex sentences. It is the possibility of varying different syntactic units that makes it possible to significantly enrich the speech of students, taking into account the stylistic features of the scientific and official-business styles of speech, which are mainly represented by texts of a legal orientation. The importance of the problem of forming skills in the use of syntactic units in Russian language in students' speech, the undeveloped methodology of the field in relation to the audience with Uzbek language study, lack of a scientifically grounded system of tasks, exercises aimed at developing the skills of using syntactic units in the process of teaching Russian language and no methodological recommendations on given issue define the relevance of this article in teaching Russian as a foreign language.
№ | Муаллифнинг исми | Лавозими | Ташкилот номи |
---|---|---|---|
1 | Matenov R.B. | Katta o‘qituvchi | Toshkent davlat yuridik universiteti |
№ | Ҳавола номи |
---|---|
1 | Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. — М.: Высш. шк., 1973. — 423 с. |
2 | Гак В.Г. Языковая вариантность в свете общей теории вариантности (к проблеме факторов и роли вариантности в языке). Тезисы докл. — М.: Наука, 1982. — Ч. 1. — С. 72–73. |
3 | Голуб И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. — М.: Высш. шк., 1989. — 208 с. |
4 | Гуреева А.В. Основы организации элективного курса английского языка по профилю специальности (неязыковой вуз). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М.: МПГУ, 2010. —26 с. |
5 | Мухин А.М. Проблема вариантности в синтаксисе // Языки мира: Проблемы языковой вариативности / Отв. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Наука, 1990. — С. 140–152. |
6 | Распопов И.П. Вариантность синтаксических конструкций и коммуникативных единиц языка // Филол. науки. 1962. № 4. — С. 198– 202. |
7 | Солнцев В.М. Вариативность как общее свойство языковой системы // Вопр. языкознания. М., 1984. №2. — С. 31–42. |
8 | Шендельс Е.И. Синтаксические варианты // Филол. науки. 1962. — № 1. — С. 8–18. |
9 | Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — Л., Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. — 428 с. |
10 | Ярцева В. Н. Проблема вариативности и взаимоотношение уровней грамматической системы языка // Вопр. языкознания. 1983. — №5. — С. 17–24. |