Проблема профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка относится к числу наиболее важных в педагогическом образовании. Школьный учитель должен быть по-настоящему исследователем: уметь анализировать, обобщать собственный опыт и опыт работы лучших учителей, владеть навыками психологического исследования личности ребёнка, творчески использовать методическое наследие прошлого и достижения современной методики. Одним из эффективных путей повышения качества обучения, как в школе, так и в вузе, является грамотная организация этапа рефлексии на уроках иностранного языка. Цель данной статьи заключается в теоретико-практическом описании и анализе методики организации этапа рефлексии на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе. В статье анализируются различные точки зрения по определению понятия «рефлексия», рассмотренные учёными философии, психологии, педагогики, предлагается авторское определение рефлексии с точки зрения методики обучения иностранным языкам. Описана рефлексия по цели проведения: рефлексия настроения и эмоционального состояния учащихся, рефлексия по усвоению содержания учебного материала учащимися, рефлексия по форме деятельности учащихся. Практическое применение этапа рефлексии на уроках иностранного языка предлагается на основе использования таких приёмов, как «Цветовой тест», «Эмоционально-художественная/ музыкальная минутка», «Плюс, минус, интересно», «Рефлексивный экран», «Мудрая сова», «Метод пяти пальцев», «Знаешь ли ты фразеологизмы?». Использование приемов рефлексии на уроках иностранного языка делает процесс обучения языкам более эффективным и интересным, способствует повышению мотивации учения, всестороннему развитию личности каждого учащегося..
Проблема профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка относится к числу наиболее важных в педагогическом образовании. Школьный учитель должен быть по-настоящему исследователем: уметь анализировать, обобщать собственный опыт и опыт работы лучших учителей, владеть навыками психологического исследования личности ребёнка, творчески использовать методическое наследие прошлого и достижения современной методики. Одним из эффективных путей повышения качества обучения, как в школе, так и в вузе, является грамотная организация этапа рефлексии на уроках иностранного языка. Цель данной статьи заключается в теоретико-практическом описании и анализе методики организации этапа рефлексии на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе. В статье анализируются различные точки зрения по определению понятия «рефлексия», рассмотренные учёными философии, психологии, педагогики, предлагается авторское определение рефлексии с точки зрения методики обучения иностранным языкам. Описана рефлексия по цели проведения: рефлексия настроения и эмоционального состояния учащихся, рефлексия по усвоению содержания учебного материала учащимися, рефлексия по форме деятельности учащихся. Практическое применение этапа рефлексии на уроках иностранного языка предлагается на основе использования таких приёмов, как «Цветовой тест», «Эмоционально-художественная/ музыкальная минутка», «Плюс, минус, интересно», «Рефлексивный экран», «Мудрая сова», «Метод пяти пальцев», «Знаешь ли ты фразеологизмы?». Использование приемов рефлексии на уроках иностранного языка делает процесс обучения языкам более эффективным и интересным, способствует повышению мотивации учения, всестороннему развитию личности каждого учащегося..
Bo‘lajak chet tili o‘qituvchisini kasbiy tayyorlash muammosi pedagogik ta’limdagi eng muhim masalalardan biridir. Maktab o‘qituvchisi haqiqiy tadqiqotchi bo‘lishi kerak: o‘z tajribasini va eng yaxshi o‘qituvchilarning ish tajribasini tahlil qilish, umumlashtirish, bola shaxsini psixologik tadqiq qilish ko‘nikmalariga ega bo‘lish, o‘tmishning uslubiy merosi va zamonaviy uslublar yutuqlaridan ijodiy foydalanish. Maktab va oliy o‘quv yurtida ta’lim sifatini oshirishning samarali usullaridan biri chet tili darslarida reflektsiya bosqichini malakali tashkil etishdir. Ushbu maqolaning maqsadi umumta’lim maktabida chet til darslarida reflektsiya bosqichini tashkil etish metodikasini nazariy va amaliy tavsiflash va tahlil qilishdir. Maqolada falsafa, psixologiya va pedagogika olimlari tomonidan ko‘rib chiqilgan “reflektsiya” tushunchasining ta’rifi bo‘yicha turli nuqtai nazarlar tahlil qilingan va chet tillarini o‘qitish metodikasi nuqtai nazaridan muallifning reflektsiya tarifi taklif etilgani. Amalga oshirish maqsadi to‘g‘risida mulohaza yuritish tavsiflanadi: o‘quvchilarning kayfiyati va hissiy holati to‘g‘risida fikr yuritish, o‘quv materialining mazmunini talabalar tomonidan o‘zlashtirish haqida fikr yuritish, o‘quvchilar faoliyatining shakli haqida fikr yuritish. “Rang testi”, “Emosional-badiiy/musiqiy daqiqa”, “Plyus, minus, qiziqarli”, “Reflektiv ekran”, “Dono boyo‘g‘li”, “Beshta 5 barmoq usuli”, “Siz frazeologik birliklarni bilasizmi?” kabi usullardan foydalanish asosida chet tili darslarida reflektsiya bosqichini amaliy qo‘llash taklif etilgan. Chet til darslarida reflektsiya usullaridan foydalanish til o‘rganish jarayonini yanada samarali va qiziqarli qiladi, o‘quv motivatsiyasini oshirishga, har bir o‘quvchi shaxsini har tomonlama rivojlantirishga yordam beradi.
Abstract. The problem of professional training of future foreign language teachers is one of the most important in pedagogical education. A school teacher must truly be a researcher: able to analyze, generalize their own experience and the experience of the best teachers, possess skills in psychological research of child’s personalities, creatively use the methodological heritage of the past and the achievements of modern methodology. One of the effective ways to improve the quality of education, both in school and university, is the proper organization of the reflection stage in foreign language lessons. The purpose of this article is to describe both theoretical and practical, and analyze the methodology for organizing the reflection stage in foreign language lessons in a secondary school. The study analyzes various viewpoints on the definition of the concept of “reflection”, considered by scientists of philosophy, psychology, and pedagogy, and proposes the author’s definition of reflection from the point of view of methods of teaching foreign languages. Reflection on the purpose of implementation is described: reflection on the mood and emotional state of students, reflection on the assimilation of the content of educational material by students, reflection on the form of student activity. The practical application of the reflection stage in foreign language lessons is proposed based on the use of such techniques as “Color Test”, “Emotional-Artistic/Musical Minute”, “Plus, Minus, Interesting”, “Reflective Screen”, “Wise Owl”, “Method five fingers”, “Do you know phraseological units?”. The use of reflection techniques in a foreign language lessons makes the language learning process more effective and interesting, helps to increase learning motivation, and the comprehensive development of the personality of each student.
№ | Муаллифнинг исми | Лавозими | Ташкилот номи |
---|---|---|---|
1 | Axmedova L.T. | Pedagogika fanlari doktori, professor | O‘zbekiston Davlat Jahon tillari Universiteti |
№ | Ҳавола номи |
---|---|
1 | Аверина Л.В., Боровкова Т.И. и др., Педагогика. — Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2018. — 244 с. |
2 | Ахмедова Л.Т., Лагай Е.А. Современные технологии преподавания русского языка и литературы. — Т., 2016. — 294 с. |
3 | Курбатова О.В., Красноперова Л.Б., Солдатенко С.А. Рефлексия учебного занятия: методический аспект. — Кемерово, 2017. — 44 с. |
4 | Локк Дж. Сочинения: в 3 т. Т. 1 / под ред. И.С. Нарского. — М.: Мысль, 1985. — 621 с. — URL: https://www.philosophy.ru/library/sochineniya-v-3-kh-tomakh-t-1- filosofskoe-nasledie-t-93/ |
5 | Люшер М. Цветовой тест Люшера / пер. англ. А. Никоновой. — М.: СПб., 2006. — 190 с |
6 | Марусинец М.М. Формирование профессиональной рефлексии: процессуально технологическое обеспечение // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. — 2014., — № 2. — С. 19– 31. |
7 | Олий таълим муассасаларида ўқув жараёнига кредит-модуль тизимини жорий этиш тартиби тўғрисида Низом. Вазирлар Маҳкамасининг 2020 йил 31 декабрдаги 824-сонли қарори. Олий ва ўрта махсус таълим вазирлигининг 2021 йил 5 январдаги 7-сонли, 2021 йил 15январдаги 30-сонли буйруқлари. |
8 | Ромась Л. Научно-исследовательская деятельность в начальных классах / Л. Ромась // Начальное образование. — 2013. — No 15. (апрель). — С. 2–11. |
9 | Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. — М., 2000. — 395 с. |
10 | Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М., 1987. — 239 с |
11 | Хуторской А.В. Анализ, самоанализ и рефлексия урока. — URL: http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm. |
12 | Щедровицкий Г.П. Избранные труды. — М., 1995. — 759 с. |
13 | Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с. |
14 | Якиманская И. С. Разработка технологии личностноориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. — 1995. — № 2. — С. 31–42. —URL: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/952/952031.htm |
15 | https://creativity.vetas.ru/tag/de-bono/. |
16 | https://fingeniy.com/metod-5-palcev |
17 | https://ru.m.wikipedia.org. |
18 | http://uzswlu.uz/page/view/22. |