Актуальность исследования обусловлена его направленностью на изменения, которые претерпел англоязычный исторический роман. Проблема, поставленная в статье, касается взаимосвязи между историческими романами и временем, историей, а также стратегиями сохранения актуальности текстов. Целью исследования является изучение эволюции исторического романа, его способности фиксировать исторические процессы, а также поддерживать актуальность и значимость в современной литературе. Методология исследования основана на анализе взглядов ключевых зарубежных исследователей на исторический роман, включая понятия историографической метафикции, саморефлексии, а также «неоисторической» прозы. В статье рассматриваются различные подходы к созданию и интерпретации исторических сюжетов, а также роль литературного процесса в сохранении актуальности исторической прозы. В заключении статьи делается вывод о том, что исторические романы представляют собой важный и разносторонний жанр, способный переосмысливать прошлое через современные литературные призмы. Они не только сохраняют свою актуальность за счёт тщательного подбора деталей и наличия связи с настоящим, но и продолжают развиваться, внося новые подходы и элементы в интерпретацию исторических событий. Рассмотренные в статье аспекты демонстрируют сложность и многогранный характер исторического романа, а также его способность отражать эволюцию литературных тенденций и взглядов на историю. Данное исследование является определенным вкладом в анализ особенностей и значимости исторического романа в контексте современных литературных процессов и интерпретации исторических событий.
The relevance of the presented study is determined by its focus on the changes undergone by English historical novels. The problem addressed in the article concerns the interrelation between historical novels and time, history, as well as strategies for maintaining the relevance of texts. The research aims to explore the evolution of the historical novel, its ability to capture historical processes, and to sustain relevance and significance in contemporary literature. The research methodology is based on the analysis of views by key foreign researchers on the historical novel, including the concepts of historiographical metafiction, self-reflection, and «neo-historical» prose. The article examines various approaches to creating and interpreting historical plots, as well as the role of the literary process in maintaining the relevance of historical fiction. Hence, the article concludes that historical novels are an important and versatile genre capable of reinterpreting the past through contemporary literary prisms. They not only maintain their relevance through careful selection of details and connection to the present, but also continue to evolve, introducing new approaches and elements in interpreting historical events. The aspects discussed in the article successfully demonstrate the complexity and multifaceted nature of the historical novel, as well as its ability to reflect the evolution of literary trends and views on history. This study makes a valuable contribution to the analysis of the characteristics of the historical novel in the context of contemporary literary processes and interpretations of historical events.
Актуальность исследования обусловлена его направленностью на изменения, которые претерпел англоязычный исторический роман. Проблема, поставленная в статье, касается взаимосвязи между историческими романами и временем, историей, а также стратегиями сохранения актуальности текстов. Целью исследования является изучение эволюции исторического романа, его способности фиксировать исторические процессы, а также поддерживать актуальность и значимость в современной литературе. Методология исследования основана на анализе взглядов ключевых зарубежных исследователей на исторический роман, включая понятия историографической метафикции, саморефлексии, а также «неоисторической» прозы. В статье рассматриваются различные подходы к созданию и интерпретации исторических сюжетов, а также роль литературного процесса в сохранении актуальности исторической прозы. В заключении статьи делается вывод о том, что исторические романы представляют собой важный и разносторонний жанр, способный переосмысливать прошлое через современные литературные призмы. Они не только сохраняют свою актуальность за счёт тщательного подбора деталей и наличия связи с настоящим, но и продолжают развиваться, внося новые подходы и элементы в интерпретацию исторических событий. Рассмотренные в статье аспекты демонстрируют сложность и многогранный характер исторического романа, а также его способность отражать эволюцию литературных тенденций и взглядов на историю. Данное исследование является определенным вкладом в анализ особенностей и значимости исторического романа в контексте современных литературных процессов и интерпретации исторических событий.
Taqdim etilgan tadqiqotning dolzarbligi ingliz tarixiy romanlarida yuz bergan o‘zgarishlarga e’tibor qaratilgani bilan belgilanadi. Maqolada ko‘rib chiqilgan muammo tarixiy romanlarning zamon bilan aloqadorligi, tarixi, shuningdek, matnlarning dolzarbligini saqlash strategiyalari bilan bog‘liq. Tadqiqotning maqsadi tarixiy roman evolyutsiyasi, uning tarixiy jarayonlarni qamrab olish xususiyati, zamonaviy adabiyotdagi dolzarbligi va ahamiyatini ochib berishdan iborat. Tadqiqot metodologiyasi tarixiy roman, jumladan, tarixshunoslik metafantastikasi, o‘z-o‘zini aks ettirish, shuningdek, “neo-tarixiy” nasr tushunchalari bo‘yicha yetakchi xorijiy tadqiqotchilarning qarashlari tahliliga asoslangan. Maqolada tarixiy syujetlarni yaratish va talqin qilishda turli yondashuvlar, shuningdek, badiiy adabiyotning dolzarbligini ta’minlashda adabiy jarayonning roli ko‘rib chiqilgan. Maqola yakunida tarixiy romanlar o‘tmishni zamonaviy adabiy prizmalar orqali qayta talqin eta oladigan muhim va ko‘p qirrali janr ekanligi haqida xulosa qilinadi. Ular nafaqat tafsilotlarni sinchkovlik bilan tanlash va hozirgi kun bilan bog‘lash orqali o‘z dolzarbligini saqlab qoladi, balki tarixiy voqealarni talqin qilishda yangi yondashuvlar va elementlarni kiritib, rivojlanishda davom etadi. Maqolada ko‘rib chiqilgan jihatlar tarixiy romanning murakkabligi va serqirraligini, shuningdek, uning adabiy tendensiyalar evolyutsiyasini va tarixga oid qarashlarni aks ettirish xususiyatini muvaffaqiyatli namoyish etadi. Ushbu tadqiqot tarixiy roman xususiyatlari va ahamiyatini zamonaviy adabiy jarayonlar kontekstida tahlil qilish va tarixiy voqealarni talqin qilishga katta hissa qo‘shadi.
№ | Муаллифнинг исми | Лавозими | Ташкилот номи |
---|---|---|---|
1 | NAZAROVA R.S. | Tayanch doktoranti | O‘zbekiston Davlat Jahon tillari Universiteti |
№ | Ҳавола номи |
---|---|
1 | Anderson, B. & O’Gorman, R. (1991). Imagined communities. UK: Verso. Anderson, P. From Progress to Catastrophe, London Review of Books 33, no. 15 (28 July 2011). |
2 | Brooker, J. Reanimating historical fiction. In David James (ed.). (2015). The Cambridge companion to British fiction since 1945, pp.160–176. Cambridge: Cambridge University Press. |
3 | Byatt, A. S. (2001). On histories and stories. Selected essays. London: Chatto & Windus. |
4 | Charles R. Review of The Thousand Autumns of Jacob de Zoet, a novel by David Mitchell // The Washington Post. 2010 30 June. URL: https://www.washingtonpost.com/wpdyn/content/article / [дата обращения 16.11.2024] |
5 | De Groot, J. The historical novel. London & New York: Routledge. 2010. Fleishman, A. (1971). The English historical novel. Baltimore, MD & London: Johns Hopkins University Press |
6 | Hutcheon, L. (1988). A poetics of postmodernism: History, theory, fiction. New York: Routledge. |
7 | Jackson, T. E. (1999). The desires of history, old and new. CLIO: A Journal of Literature, History, and the Philosophy of History. 28(2). pp. 169–187. |
8 | Jameson, F. (2013). The Antinomies of Realism, London: Verso. |
9 | Keen, S. (2001). Romances of the Archive in Contemporary British Fiction. University of Toronto Press. |
10 | Keen, S. (2006). The historical turn in British fiction. In James F. English (ed.). A concise companion to contemporary British fiction, Malden, MA & Oxford: Blackwell Publishing, pp. 167–187. |
11 | Rousselot, E. (2014). Introduction: Exoticising the past in contemporary neo-historical fiction. In Elodie Rousselot (ed.), Exoticizing the past in contemporary neo-historical fiction, Basingstoke: Palgrave Macmillan. pp.1–16. |
12 | Wesseling, E. (1991). Writing history as a prophet: Postmodernist innovations of the historical novel. Amsterdam & Philadelphia, PA: John Benjamins. |
13 | Барашковская Ю. А. История и вымысел в английском романе 1980-х –1990-х г.г.: дис. … кандидата филол. наук. — М., 2006. — 210 с. — URL: http://www.dissercat.com |
14 | Горский И. К. Исторический роман Сенкевича. — М.: Наука, 1966. — 309 с. — URL: https://inslav.ru/publication/gorskiy-i-k-istoricheskiyroman-senkevicha-m-1966 [дата обращения 3. 06. 2024] |
15 | Лукач Г. Исторический роман. Пер. с нем. — М.: Common place, 2014. —178 с. |
16 | Райнеке Ю. С. Исторический роман постмодернизма и традиции жанра (Великобритания, Германия, Австрия): дис. кандидата филол. наук: 10. 01. 03 / Ю. С. Райнеке. — М., 2002. 211 с. |
17 | Соловьёва Н. А. Английский роман в эпоху постмодерна // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2006. —№ 1. — С. 138- 139. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/angliyskiy-roman-v-epohupostmoderna [дата обращения: 21.12.2024] |