6

Статья посвящена литературному анализу романа Стивена Кинга «Мизери», который рассматривается как произведение психологического хоррора, исследующее сложные взаимоотношения между автором и его аудиторией. Основное внимание уделено двум ключевым персонажам — Полу Шелдону и Энни Уилкс. В статье рассматривается, как через диалоги персонажей раскрываются центральные темы романа, такие как творческая свобода, навязчивость поклонников и психологическое напряжение. В рамках анализа приводятся исследования ученых, которые изучают концепцию “misery”, жанровые конвенции и психологический реализм произведения. Особое внимание уделено теории диалогизма и полифонизма Михаила Бахтина, которая применяется к структуре взаимодействий между Полом Шелдоном и Энни Уилкс. Исследуется, как диалоги служат средством выражения борьбы за творческий контроль, а также рассматриваются гендерные аспекты характера Энни Уилкс в контексте исследования Холли Кэтрин Макдоннелл о лиминальности гендерных ролей. Метафикциональный элемент романа подчеркивается в обсуждении того, как требования Энни к Полу воскреcить персонаж Мизери размывают границу между вымышленным и реальным миром. Статья также рассматривает работу Кинга как метафору отношений между автором и коммерциализированной литературой, где авторство сталкивается с ограничениями жанровых ожиданий. В заключение приводится анализ диалогов как основного инструмента создания напряжения и раскрытия психологических конфликтов, а также их значение в построении метафикциональных тем контроля и свободы творчества.

  • Ўқишлар сони 6
  • Нашр санаси 20-02-2025
  • Мақола тилиRus
  • Саҳифалар сони231-248
English

This article is dedicated to the literary analysis of Stephen King's novel "Misery," which is considered a work of psychological horror, exploring the complex relationships between the author and his audience. The focus is on two key characters — Paul Sheldon and Annie Wilkes, whose relationship is built on a struggle for power and control. The article examines how the central themes of the novel, such as creative freedom, fan obsession, and psychological tension, are revealed through the characters' dialogues. Particular attention is given to Mikhail Bakhtin's theory of dialogism and polyphony, which is applied to the structure of interactions between Paul Sheldon and Annie Wilkes. It explores how dialogues serve as a means of expressing the struggle for creative control and examines the gender aspects of Annie Wilkes' character in the context of Holly Catherine McDonnell's study on the liminality of gender roles. Annie emerges not just as a fan, but as an embodiment of broader social expectations placed. The metafictional element of the novel is highlighted in the discussion of how Annie's demands on Paul to resurrect the character of Misery blur the line between the fictional and the real world. The article emphasizes that Annie's control over Paul's creative process symbolizes the pressure that authors experience from their readers. Examples of dialogues demonstrate how King reflects in the novel the conflict between the author's artistic freedom and the audience's expectations. The article also examines King's work as a metaphor for the relationship between the author and commercialized literature, where authorship confronts the limitations of genre expectations. In conclusion, an analysis of dialogues as the primary tool for creating tension and revealing psychological conflicts is presented, as well as their significance in constructing metafictional themes of control and creative freedom.

Русский

Статья посвящена литературному анализу романа Стивена Кинга «Мизери», который рассматривается как произведение психологического хоррора, исследующее сложные взаимоотношения между автором и его аудиторией. Основное внимание уделено двум ключевым персонажам — Полу Шелдону и Энни Уилкс. В статье рассматривается, как через диалоги персонажей раскрываются центральные темы романа, такие как творческая свобода, навязчивость поклонников и психологическое напряжение. В рамках анализа приводятся исследования ученых, которые изучают концепцию “misery”, жанровые конвенции и психологический реализм произведения. Особое внимание уделено теории диалогизма и полифонизма Михаила Бахтина, которая применяется к структуре взаимодействий между Полом Шелдоном и Энни Уилкс. Исследуется, как диалоги служат средством выражения борьбы за творческий контроль, а также рассматриваются гендерные аспекты характера Энни Уилкс в контексте исследования Холли Кэтрин Макдоннелл о лиминальности гендерных ролей. Метафикциональный элемент романа подчеркивается в обсуждении того, как требования Энни к Полу воскреcить персонаж Мизери размывают границу между вымышленным и реальным миром. Статья также рассматривает работу Кинга как метафору отношений между автором и коммерциализированной литературой, где авторство сталкивается с ограничениями жанровых ожиданий. В заключение приводится анализ диалогов как основного инструмента создания напряжения и раскрытия психологических конфликтов, а также их значение в построении метафикциональных тем контроля и свободы творчества.

Ўзбек

Bu maqola Stiven Kingning “Mizeri” romani adabiy tahliliga bag‘ishlangan bo‘lib, u psixologik “horror” asari sifatida muhokama qilinadi va muallif hamda uning auditoriyasi o‘rtasidagi murakkab munosabatlarni o‘rganadi. Asosiy e’tibor ikki asosiy qahramon — Pol Sheldon va Enni Uilks obrazlariga qaratiladi. Maqolada qahramonlarning dialoglari orqali ijodiy erkinlik, muxlislarning zo‘ravonlik darajasidagi fidoyiligi va psixologik tanglik kabi markaziy mavzular qanday ochib berilishi tahlil qilinadi. Shuningdek, ‘misery’ tushunchasi, janr konvensiyalari va asarning psixologik realizmi bo‘yicha olimlarning tadqiqotlari keltiriladi. Maxsus e’tibor Mixail Baxtinning dialogizm va polifoniya nazariyasiga qaratilib, u Pol Sheldon va Enni Uilks o‘rtasidagi o‘zaro ta’sir tuzilishiga tatbiq etiladi. Dialoglarning ijodiy nazorat uchun kurash ifodasiga qanday xizmat qilishi va Enni Uilks obrazining gender jihatlari, xususan, Holli Ketrin Makdonnelning gender rollarning liminalligi haqidagi tadqiqoti doirasida qanday talqin qilinishi tahlil qilinadi. Romanning metafiksion elementi ham muhokama qilinib, Enni Uilksning Pol Sheldondan Mizeri xarakterini “tiriltirish” talab qilishi natijasida haqiqat va xayol o‘rtasidagi chegaralar qanday buzilishi tahlil qilinadi. Shuningdek, King asarining muallif va tijoratlashtirilgan adabiyot o‘rtasidagi munosabatlar haqidagi metafora sifatidagi talqini ham o‘rganiladi, bunda mualliflik va janr talablari o‘rtasidagi ziddiyat yoritiladi. Maqola yakunida dialoglar asardagi asosiy taranglik yaratish vositasi sifatida tahlil qilinib, ular psixologik ziddiyatlarni ochib berish hamda ijodiy nazorat va erkinlik mavzularini metanarrativ kontekstda yoritishdagi roli ko‘rib chiqiladi.

Муаллифнинг исми Лавозими Ташкилот номи
1 QURBONOVA N.T. Tayanch doktorant O‘zbekiston Davlat Jahon tillari Universiteti
Ҳавола номи
1 Азеева В. С., Бондаренко Л. В. Художественный психологизм в романе Стивена Кинга «Мизери» // Издательство Московского Государственного Университета. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-psihologizm-v-romanestivena-kinga-mizeri/viewer (дата обращения: 08.10.2024)
2 Анцыферова О. Ю., Бурцева В. А. Концепт «misery» в контексте жанровых конвенций триллера // Издательство Санкт-Петербургского университета. — 2020. — 19(2). — С. 70–85.
3 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — 424 с.
4 Воронцов И. И. Художественная структура и психологическая глубина в прозе Стивена Кинга // Литературный вестник. — 2020. — 12(3). — С. 45–62.
5 Зимин Л. М. Диалогическое начало в литературе // Литературная критика. — 2018. — 5(2). — С. 30–48.
6 Макарова М. А. Полифония и психологические конфликты: анализ современных произведений // Журнал литературных исследований. — 2021. — 7(1). — С. 15–28.
7 Allan A.S. (2021). Stephen King, Incorporated: Genre Fiction and the Problem of Authorship. American Literary History, 33(2), pp. 271–297.
8 Badley, L. (1996). Film, Horror, and the Body Fantastic. Westport: Greenwood Press. Общее количество страниц.
9 Beahm, G. (1998). Stephen King from A to Z: An Encyclopedia of His Life and Work. Kansas City: Andrews McMeel Publishing.
10 Bloom, H. (2007). Stephen King (Bloom's Modern Critical Views). New York: Infobase Publishing.
11 Clute, John. The Darkening Garden: A Short Lexicon of Horror. Cauheegan; Seattle: Payseur & Schmidt, 2006. Illustrated. Reviewed by Henry Wessells. The New York Review of Science Fiction, vol. 19, no. 223, March 2007.
12 Tudor E. Why Horror? The Peculiar Pleasures of a Popular Genre// Cultural Studies, 1997, pp. 22–3840.
13 H. Strengell Dissecting Stephen King: From the Gothic to Literary Naturalism. — Madison, WI: University of Wisconsin Press, 2005. — 320 p. https://www.tandfonline.com/doi
14 J. Colavito. Knowing Fear: A History of Horror in the Mass Media. — New York: Prometheus Books, 2007. – 432 p.
15 King, S. (1987). Misery. SIGNET. New American Library.
16 M. Clasen. Evolutionary Study of Horror Literature // In: Corstorphine K., Kremmel L. (Eds.). The Palgrave Handbook to Horror Literature. — London: Palgrave Macmillan, 2018. — P. 355–363.
17 Magistrale, T. (2010). Stephen King: America's Storyteller. Santa Barbara: Praeger
18 cDonnell, H. C. (2023) The misery of women: Liminality of gender roles in Stephen King’s Misery // Aigne Journal. 9. — С.106–126. https://aigne.ucc.ie/index.php/aigne/article/view/3798
19 N.Carrol . The Philosophy of Horror; or, Paradoxes of the Heart. — N.Y.: Routledge, 1990. — 276 p.
20 Reyes X. A. Horror: A Literary History. — UK: British Library Publishing, 2016. — URL: https://scholar.google.com/scholar (дата обращения: 04.12.2024).
21 S. Joshi. (Ed.). The Annotated H.P. Lovecraft. — N.Y.: Dell, 1997. — 400 p.
22 Sara, R. B. (2021). A phenomenological interpretation of consciousness and psychoanalytic illustration of unconscious motives in Stephen King's Misery. Journal of Psychoanalytic Studies, 18(4), 50-73.
23 Simpson, P. L. (2000). Psycho Paths: Tracking the Serial Killer Through Contemporary American Film and Fiction. Carbondale: Southern Illinois University Press.
24 Spignesi, S. J. (2001). The Essential Stephen King: A Ranking of the Greatest Novels, Short Stories, Movies, and Other Creations of the World's Most Popular Writer. Franklin Lakes: New Page Books.
25 Winter, D. E. (1989). Stephen King: The Art of Darkness. New York: Signet.
Кутилмоқда