Статья посвящена детальному описанию словообразовательного гнезда с вершиной любить по словообразовательному словарю современного русского языка А. Н. Тихонова. Рассматривается не только структура словообразовательного гнезда, но и лексические значения данного глагола и образованных от него производных. Дается характеристика некоторых производных на разных ступенях деривации, что в свою очередь позволяет сделать вывод о том, что, отдаляясь от вершины, производные теряют первичное лексическое значение и приобретают совершенно новые. Словообразовательный анализ гнезда, представленный в данной статье, показал, что в нем задействованы все имеющиеся способы образования новых слов, а самым частотным является суффиксальный. Статья будет полезна для широкого круга исследователей, занимающихся вопросами лингвистики в целом и словообразования в частности, а описанные нами данные могут быть использованы при подготовке учебно-методических пособий по лексике и словообразованию русского языка.
Статья посвящена детальному описанию словообразовательного гнезда с вершиной любить по словообразовательному словарю современного русского языка А. Н. Тихонова. Рассматривается не только структура словообразовательного гнезда, но и лексические значения данного глагола и образованных от него производных. Дается характеристика некоторых производных на разных ступенях деривации, что в свою очередь позволяет сделать вывод о том, что, отдаляясь от вершины, производные теряют первичное лексическое значение и приобретают совершенно новые. Словообразовательный анализ гнезда, представленный в данной статье, показал, что в нем задействованы все имеющиеся способы образования новых слов, а самым частотным является суффиксальный. Статья будет полезна для широкого круга исследователей, занимающихся вопросами лингвистики в целом и словообразования в частности, а описанные нами данные могут быть использованы при подготовке учебно-методических пособий по лексике и словообразованию русского языка.
Мақола А.Н.Тихоновнинг замонавий рус тилининг сўз ясовчи луғатига биноан, любить чўққисини билан сўз ясаш уясининг батафсил тавсифга бағишланган. Фақат сўз ясовчи уянинг тузилиши эмас, балки берилган феълнинг лексик маънолари ва ундан ҳосил бўлган ҳосиллари ҳам кўриб чиқилади. Ҳосиланинг турли босқичларидаги айрим ҳосилаларнинг хусусияти берилган, бу эса ўз навбатида юқоридан узоқлашиб, ҳосилалар асосий лексик маъносини юқотади ва бутунлай янгиларини эгаллайди деган хулосага келишимизга имкон беради. Ушбу мақолада келтирилган уянинг сўз ҳосил қилиш таҳлили шуни кўрсатдики, унда янги сўзларни шакллантиришнинг барча мавжуд усуллари иштирок этади ва суффикс қўшимчалар енг кўп учрайди. Мақола умуман тилшунослик билан, хусусан сўз ясалиш билан шуғулланадиган кенг кўламли тадқиқотчилар учун фойдали бўлади ва бил таърифлаган маълумотлар рус тилининг сўз бирикмаси ва сўз тузиш бўйича ўқув қўлламалар тайёрлашда ишлатилиши мумкин.
The article is devoted to a detailed description of the word-formative nest with the top to love (любить) according to the word-formative dictionary of the modern Russian language written by A. N. Tikhonov. The study deals not only with the structure of the word-formation nest but also the lexical meanings of the given verb and its derivatives. A characteristic of some derivatives is given at different stages of derivation, which in turn allows to conclude that, moving away from the top, the derivatives lose their primary lexical meaning and acquire completely new ones. The wordformation analysis of the nest, presented in this article, showed that all available ways of forming new words are involved in it, and the suffix is the most frequent one. The outcomes will be useful for a wide range of researchers dealing with linguistics in general, and the word-formation in particular. The data can be used in the preparation of teaching aids on the vocabulary and word-formation of the Russian language.
№ | Муаллифнинг исми | Лавозими | Ташкилот номи |
---|---|---|---|
1 | KHASANOV E.R. | Исполняющий обязанности декана факультета русского языка и литературы | Джизакский государственный педагогический институт имени А. Кадыри |
№ | Ҳавола номи |
---|---|
1 | Атаева Р.Р. Словообразовательное гнездо как комплексная единица словообразовательной системы русского языка // Иностранные языки в Узбекистане. — 2019. — № 1 /2019. — Ташкент. — С. 33–45. |
2 | Большой толковый словарь русского языка/ Под ред. Кузнецова С.А. —СПб.: Норинт, 1998. — 1534 с. |
3 | Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. — С. 241. |
4 | Словарь русского литературного языка в 17-ти томах. Т. 6. Издво АН СССР, 1948–1965. БАС. — 723 с. |
5 | Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь современного русского языка. В 2-х т. — М.: Русский язык 1985. Т. I. — 856 с. |
6 | Ушаков, Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. — М.: Альта-принт, 2008. — С. 216. |
7 | Хасанов Э. Р. О специфике семантической и лексической деривации в современном русском языке //Вестник Челябинского государственного университета. — 2018. — № 6 (416). —198–204 с. |
8 | Шереметьева А.Г. Вопросы общей и русской вариологии. — Ташкент, 2012. — 132 с. |