4

В статье рассматриваются лингвистические аспекты медиакоммуникаций, теория речевых актов, основные составляющие, различные подходы и взгляды, их интерпретации, оценки. На вопрос, чем отличается простое высказывание от высказывания/предложения в речевом акте, следует ответ: в речевом акте предложение используется с каким-либо намерением, коммуникативной целью: что-то сообщить, к чему-либо призвать, убедить, повлиять и т.д. Уделяется внимание видам иллокутивных функций предложений, коммуникативной задаче высказывания в речевом акте. Типы предложений и типы речевых актов определяются целями высказывания и исходя из этого подразделяются: на повествовательные. вопросительные, побудительные. В основе этой общепринятой классификации лежит использование предложения с той или иной иллокутивной функцией. Акцент делается на влияние речевых актов на коммуникацию, средства и пути достижения эффективного общения между группами социума. Анализируются медиатексты в СМИ и их прагматические свойства при общении с целевой аудиторией, в частности, уделяется внимание фешен-текстам зарубежного глянцевого журнала о моде, а также анализу иллокутивных функций в медиатекстах социальной сети Твиттер. В заключении статьи указывается на важность знания журналистами лингвистических особенностей медиатекстов, функциональных типов предложений, используемых в речевых актах аудио- и письменных/печатных произведениях СМИ. Это существенный фактор целенаправленного, эффективного журналистского творчества и активной коммуникации с аудиторией.

  • Ўқишлар сони 4
  • Нашр санаси 20-06-2021
  • Мақола тилиRus
  • Саҳифалар сони197-205
Русский

В статье рассматриваются лингвистические аспекты медиакоммуникаций, теория речевых актов, основные составляющие, различные подходы и взгляды, их интерпретации, оценки. На вопрос, чем отличается простое высказывание от высказывания/предложения в речевом акте, следует ответ: в речевом акте предложение используется с каким-либо намерением, коммуникативной целью: что-то сообщить, к чему-либо призвать, убедить, повлиять и т.д. Уделяется внимание видам иллокутивных функций предложений, коммуникативной задаче высказывания в речевом акте. Типы предложений и типы речевых актов определяются целями высказывания и исходя из этого подразделяются: на повествовательные. вопросительные, побудительные. В основе этой общепринятой классификации лежит использование предложения с той или иной иллокутивной функцией. Акцент делается на влияние речевых актов на коммуникацию, средства и пути достижения эффективного общения между группами социума. Анализируются медиатексты в СМИ и их прагматические свойства при общении с целевой аудиторией, в частности, уделяется внимание фешен-текстам зарубежного глянцевого журнала о моде, а также анализу иллокутивных функций в медиатекстах социальной сети Твиттер. В заключении статьи указывается на важность знания журналистами лингвистических особенностей медиатекстов, функциональных типов предложений, используемых в речевых актах аудио- и письменных/печатных произведениях СМИ. Это существенный фактор целенаправленного, эффективного журналистского творчества и активной коммуникации с аудиторией.

Ўзбек

Мақолада медиакоммуникацияларнинг лингвистик жиҳатлари, нутқ актлари назарияси, концепцияси, асосий таркибий қисмлари, турли хил ёндашувлар ва қарашлар, уларнинг талқинлари, баҳолари муҳокама қилинди. Оддий гап билан нутқ актидаги гапнинг фарқи нимада, деган саволни беришганда, тилшунослар шундай жавоб беришади: нутқ актида гап қандайдир ният билан ишлатилади, коммуникатив мақсад — ниманидир етказиш, нимагадир чорлаш, ишонтириш, таъсир ўтказиш ва ҳ.к. Мақолада гапларнинг иллокацион функциялари турларига, нутқ актидаги гапнинг коммуникатив вазифасига эътибор берилди. Гапларнинг турлари ва нутқий ҳаракатларнинг турлари гапнинг мақсади билан белгиланади ва шунга асосланиб қуйидагиларга бўлинади: тасдиқ, инкор, сўроқ кабиларга. Ушбу умумий қабул қилинган тасниф, у ёки бу иллокацион функцияга эга бўлган гапларни ишлатишга асосланган. Мақоланинг якунида журналистлар медиаматнларининг лингвистик хусусиятлари, оммавий ахборот воситаларининг aудио ва ёзма, босма асарлари нутқ актларида қўлланиладиган гапларнинг функционал турлари тўғрисида билимлари муҳимлиги таъкидланди. Бу мақсадли, самарали журналистик ижодкорлик ва аудитория билан фаол мулоқот қилишнинг муҳим омилидир.

English

The article discusses the linguistic aspects of media communications, the theory of speech acts, its main components and various approaches towards its interpretation. The question, what is the difference between a simple utterance and an utterance / sentence of a speech act, is followed by the answer: in a speech act, a sentence is used with some intention, a communicative purpose - to communicate something, to call on something, convince, influence, etc. Attention is paid to the types of illocutionary functions of sentences, the communicative task of the statement in a speech act. The types of sentences and types of speech acts are determined by the goals of the utterance and subdivided into: interrogative, incentive. This generally accepted classification is based on the use of a sentence with one or another illocutionary function to achieving effective communication between groups of society. The article analyses the media texts and their pragmatic properties when communicating with the target audience, in particular, attention is paid to the fashion texts of a foreign glossy fashion magazine, as well as the analysis of illocutionary functions in the media texts of the social network Twitter. The study points out the functional types of sentences used in speech acts of audio and written / printed works of the media; the importance of journalists' knowledge of the linguistic features of media texts, which is an essential factor for purposeful, effective journalistic creativity and active communication with the audience.

Муаллифнинг исми Лавозими Ташкилот номи
1 Muminova F.I. Филология фанлари доктори, профессор Нашриёт муҳаррири Жаҳон иқтисодиёти ва дипломатия университети
Ҳавола номи
1 Александрова О.В. Когнитивно-прагматические особенности построения дискурса в СМИ// Текст и дискурс. Сб.н.трудов. — Рязань. — 2002. — C. 80– 83.
2 Батура Т.В., Корб А.В., Печенкина А.М. Анализ иллокутивных функций высказываний на примере текстовых сообщений в Твиттере. — Сибирский психологический журнал. — 2015. — № 58. — С. 162–174.
3 Гаркуша А.А. К вопросу о коммуникационной организации диалога// Альманах современной науки и образования. — Тамбов: Грамота, — 2002. — №10. — С. 46–48.
4 Демьянков В. З. Теория речевых актов в контексте современной лингвистической литературы. (Обзор направлений) // Новое в зарубежной лингвистике: Вып.17. Теория речевых актов. — М.: Прогресс.1986. — С. 223– 235.
5 Кибрик А.А. Анализ дискурса в когнитивной перспективе. Диссер. доктора филол. н. — М., 2003. — 90 c.
6 Лингвистический энциклопедический словарь. — М.,1990. — 682 с.
7 Лисицкая Л.Г. Коммуникативные нормы и лингвистическая безопасность современных медиатекстов. Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. Серия 2: Филология и искусствоведение. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-normy.
8 Ткаченок К.А. Когнитивно-прагматические особенности дискурса моды. Диссер. канд. филол. н. — М., 2018. — 271 с.
9 Цурикова Л.В. Проблемы когнитивного анализа дискурса в современной лингвистике. // Вестник ВГУ. Серия 1. Гуманитарные науки. 2001. — № 2. — C. 128–157.
Кутилмоқда