В статье представлен один из вариантов формирования методологической базы литературоведческого исследования. Для исследования поэтики писателя предлагается ввести термин-концепцию «творческая лаборатория». Широкие возможности данного термина-концепции позволяют дать всестороннее описание творческого процесса и творческой личности писателя. Для поэтики С. П. Бородина характерно наличие метатекстуального компонента. Учитывая данный факт, ключевой методологический принцип сформулирован в виде трехчленной формулы: «текст –контекст –метатекст». Исследование в рамках «творческой лаборатории» должно проводиться на уровне текста с переходом на контекстуальный уровень и обязательным выходом на метатекстуальный уровень. Если «творческая лаборатория» в целом –это зона художественного и теоретического эксперимента писателя, то метатекстуальный уровень –это зона формирования концепции и концепта. Для поэтики С. П. Бородина характерен концепт «Вавилонская башня», на основе которого выстраивается (формируется) концепция писателя.
Ушбу мақолада адабиётшунослик соҳасидаги тадқиқодлар учун методологик базани шакллантиришнингбир варианти тақдим этилган. Ёзувчипоэтикасини тадқиқ этиш учун “ижодий лаборатория”термин-концепцияси таклиф этилган.Ушбу термин-концепицияижод жараёнинива ёзувчининг ижодкор шахсини ҳар жиҳатдан тавсифлашдакенг имкониятларберади. С. П. Бородин поэтикаси учун метатекстуал компонентнинг мавжудлиги характерлидир. Мазкур омилни ҳисобга олган холда, асосий методологик принцип уч кисмдан ташкил топган “текст–контекст–метатекст” формуласи кўринишида шакллантирилган. “Ижодий лаборатория” доирасидаги тадқиқотларконтекстуал даражага ўтадиган ва ундан метатекстуал даражага чиқиши керак бўлган текст даражасидан бошланиб амалга оширилиши керак. Агар “ижодий лаборатория” тўлиқлигича ёзувчининг бадиий ва назарий эксперимент ҳудуди бўлса, унда метатекстуал дража,бу –концепт ва концепцияни шакллантирадиган ҳудудддир. С. П. Бородин поэтикаси учун “Бобил минораси”концепти хосдир. Ушбу концепт асосида ёзувчи концепцияси вужудга келади.
В статье представлен один из вариантов формирования методологической базы литературоведческого исследования. Для исследования поэтики писателя предлагается ввести термин-концепцию «творческая лаборатория». Широкие возможности данного термина-концепции позволяют дать всестороннее описание творческого процесса и творческой личности писателя. Для поэтики С. П. Бородина характерно наличие метатекстуального компонента. Учитывая данный факт, ключевой методологический принцип сформулирован в виде трехчленной формулы: «текст –контекст –метатекст». Исследование в рамках «творческой лаборатории» должно проводиться на уровне текста с переходом на контекстуальный уровень и обязательным выходом на метатекстуальный уровень. Если «творческая лаборатория» в целом –это зона художественного и теоретического эксперимента писателя, то метатекстуальный уровень –это зона формирования концепции и концепта. Для поэтики С. П. Бородина характерен концепт «Вавилонская башня», на основе которого выстраивается (формируется) концепция писателя.
The article introduces one of the variants of forming methodological base of literary criticism research.For the analysis of the writer's poetics is offeredto introduce into practice the term-concept «creative laboratory».Wide opportunities of the term-concept allow to give the all-round description of the creative process and creative personality of the writer.For the S. P.Borodin’s poetics it is characteristic the presence of methatextual component.Taking consideration this fact, the main methodological principle is formulated in the form of the three-parted formula: «text –context –methatext». The research within the bounds of «creative laboratory» must be done on the level of the text, with the transition to contextual level and obligatory transition to methatextual level.If the «creative laboratory» in the whole is the zone of art and theoretical experiment of the writer, methatextual level is the zone of forming of the conception and concept.For S. P.Borodin’s poetics it is characteristic the concept «Vavilone tower» on the baze of which is created the conception of the writer.
№ | Муаллифнинг исми | Лавозими | Ташкилот номи |
---|---|---|---|
1 | KAMINSKAYA Y.. | филология фанлари номзоди, докторант | Мирзо Улуғбек номидаги Ўзбекистанмиллийуниверситети |
№ | Ҳавола номи |
---|---|
1 | 1. Гарипова Г.Т. Ориентиры и новации в методике изучения литературы в системе теории межкультурной коммуникации/Русская литература в системе межкультурных коммуникаций XXI века: современное состояние и перспективы развития. Коллективная монография. – Т.: GEO FAN POLIGRAF, 2013. – 200 с. |
2 | 2. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Литература и методы ее изучения. Системно-синергетический подход. – М.: Флинта–Наука, 2011. – 280 с. |
3 | 3. Тюпа В.И. Художественный дискурс. Введение в теорию литературы. – Тверь, Изд-во Тверского гос. университета, 2002. – 80 с. |