314

Статья посвящена изучению проблемы источниковедческого статуса литературно-художественного наследия на материале автобиографических повествований писателей-эмигрантов  первой  волны  («Жизнь  Арсеньева»  И.А.Бунина,  «Путешествие  Глеба» Б.К.Зайцева, «Другие берега» В.В.Набокова, «Времена» М.А.Осоргина, «Богомолье» и «Лето  Господне»  И.С.Шмелева),  которые  стали  творческим  итогом  осознания  «пути жизни» — сложной и противоречивой судьбы поколения. Цель и задачи исследования — рассмотрение духовно-нравственных проблем и жанрово-стилевых особенностей автобио-графической  прозы;  определение  положения  русской  эмигрантской  литературы  первой волны в контексте русской и мировой литературы XX века.

  • Ўқишлар сони 299
  • Нашр санаси 13-08-2019
  • Мақола тилиRus
  • Саҳифалар сони182-194
Ўзбек

Мақолада биринчи тўлқин рус эмигрант-ёзувчиларининг автобиографик асарлари материаллари асосида (И. А. Буниннинг “Арсеневнинг ҳаёти”, Б. К. Зайцевнинг “Глебнинг саёҳати”,  В.В.Набоковнинг  “Ўзга  қирғоқлар”,  М.  А.  Осоргиннинг  “Замон”,  И.  С. Шмелевнинг  “Зиёрат”  ва  “Раббийнингёзи”)  адабий-бадиий  мероснинг  манбашунослик мақоми муаммолари ўрганилган. Тадқиқотнинг мақсад ва вазифалари — автобиографик насрнинг  маънавий-ахлоқий  муаммолари  ва  жанрий-услубий  хусусиятларини  кўриб чиқиш,  ХХ  аср  рус  ва  жаҳон  адабиёти  контекстида  биринчи  тўлқин  рус  эмигрант-ёзувчиларининг адабиётдаги ўрнини белгилашдир.

Русский

Статья посвящена изучению проблемы источниковедческого статуса литературно-художественного наследия на материале автобиографических повествований писателей-эмигрантов  первой  волны  («Жизнь  Арсеньева»  И.А.Бунина,  «Путешествие  Глеба» Б.К.Зайцева, «Другие берега» В.В.Набокова, «Времена» М.А.Осоргина, «Богомолье» и «Лето  Господне»  И.С.Шмелева),  которые  стали  творческим  итогом  осознания  «пути жизни» — сложной и противоречивой судьбы поколения. Цель и задачи исследования — рассмотрение духовно-нравственных проблем и жанрово-стилевых особенностей автобио-графической  прозы;  определение  положения  русской  эмигрантской  литературы  первой волны в контексте русской и мировой литературы XX века.

English

The article studies the problem of source study of the status of the literary heritage on the material  of  autobiographical  narratives  of  writers-emigrants  of  the  first  wave  (“The  Life  of  Ar-seniev” by I. Bunin, “The Journey of Gleb” by B. K. Zaytsev, “The Other shore” by V. Nabokov, “The Times” by M. A. Osorgin, “Pilgrimage” and “The year of the Lord” by I. S. Shmelev) who became the creative result of awareness “Way of life” is a complex and contradictory destiny of the generation. The purpose and objectives of the study — the consideration of spiritual and moral problems and genre-style features of autobiographical prose; Russian émigré literature of the first wave in the context of Russian and world literature of the XX century.

Муаллифнинг исми Лавозими Ташкилот номи
1 STEPANOVA N.S. Филология фанлари доктори, доцент Жанубий-Ғарбийдавлат университети
2 PETRUHINA N.M. Филология фанлари доктори, доцент Ўзбекистон Давлат жаҳон тиллари университети
Ҳавола номи
1 Барахов В. С. Жанр художественной автобиографии в историческом развитии // Славян-ские литературы: X Международный съезд славистов: София, сентябрь 1988: Доклады со-ветской делегации. — М.: Наука, 1988. — С. 166–178.
2 Бунин И.А. Жизнь Арсеньева // Бунин И.А. Полное собрание сочинений. В 13 т. Т.5. —М.: Воскресенье, 2006
3 Гинзбург Л. О психологической прозе. — М.: Intrada, 1999. — 415 с
4 Ильин И.А. О русской идее; О России; Почему мы верим в Россию // Русская идея: Сбор-ник произведений русских мыслителей. — М.: Айрис-Пресс, 2002. — С. 402–448.
5 Ильин И.А. Родина и мы // Литература русского зарубежья: антология. В 6 т. Т. 2. — М.: Книга, 1991. — С. 418–430.
6 Лавров В.В. Холодная осень: Иван Бунин в эмиграции 1920–1953 гг.:роман-хроника. — М.: Молодая гвардия, 1989. — 384 с
7 Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. — СПб.: Рус.-Балт. информац. центр БЛИЦ, 1996. — 159 с
8 Манкевич И.А. Литературно-художественное наследие как источник культурологиче-ской информации // Обсерватория культуры. 2007. No 5. — С. 17–23.
9 Набоков В.В. Собрание сочинений. В 4 т. Т.4. — М.: Правда, 1990
10 Осоргин М.А. Времена: автобиографическое повествование: романы. — М.: Современ-ник, 1989. — 622 с
11 Степанова Н. С. Феномен культурнойпамяти в автобиографической прозе первой волны русского зарубежья // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. No 6–1 (51). — С. 258–264.
12 Степанова Н. С. Художественный текст как форма инобытия писателя (на материале автобиографической прозы первой волны русской эмиграции) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. 2016. No 4 (21). — С. 31–41.
13 Струве Г. Русская литература в изгнании: опыт исторического обзора зарубежной лите-ратуры. — Нью Йорк: Изд-во им. Чехова, 1956. — 408 с.
14 Чагин А. И. Пути и лица. О русской литературе XX века. — М.: ИМЛИ РАН, 2008. — 600 с.
15 Шмелев, И.С. Лето Господне // Избранное. — М.: Правда, 1989. — С. 283–670.
Кутилмоқда