Значительное влияние на состояние здоровья детей оказывает обучение в образовательных организациях, которое совпадает с периодом интенсивного роста и развития детского организма. Систематическое и длительное воздействие факторов школьной среды накапливается и приводит к различным нарушениям здоровья. Степень влияния школьных факторов зависит также от исходного состояния здоровья ребѐнка. Развитие и интенсификация школьного образования обострило проблему сохранения здоровья учащихся. Среди детей, начинающих регулярное обучение, увеличивается распространѐнность пограничных расстройств здоровья с формированием в дальнейшем хронической патологии, поэтому особенно актуален поиск методов ранней донозологической диагностики и профилактики заболеваний. В связи с этим Всемирная организация здравоохранения одним из приоритетных направлений определяет поддержку здоровья, укрепление безопасности и благополучия детей и подростков. Разработаны стандарты качества школьных медицинских услуг, которые должны обеспечить укрепление здоровья молодых людей во всех образовательных учреждениях. Несмотря на признание того, что задачи по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении, до сих пор не найдены универсальные и эффективные формы организации учебного процесса, не решѐн вопрос оптимизации двигательной активности, питания учащихся. Актуальной разработка новых концептуальных положений организации профилактики с использованием системного подхода, изменения роли врача как организатора школьного здравоохранения и научно обоснованной интеграции педагога в систему профилактики нарушений развития и состояния здоровья детей школьного возраста.
Ta'lim muassasalarida o'qitish bolalar salomatligiga sezilarli ta'sir ko'rsatadi, bu bola tanasining intensiv o'sishi va rivojlanishi davriga to'g'ri keladi. Maktab muhiti omillarining tizimli va uzoq muddatli ta'siri to'planadi va turli xil sog'liq buzilishlariga olib keladi. Maktab omillarining ta'sir darajasi ham bolaning sog'lig'ining dastlabki holatiga bog'liq. Maktab ta'limining rivojlanishi va faollashishi o'quvchilar salomatligini saqlash muammosini yanada kuchaytirdi. Muntazam ta'lim olishni boshlaydigan bolalar orasida kelajakda surunkali patologiyaning shakllanishi bilan chegaralangan sog'liq buzilishlarining tarqalishi ortadi, shuning uchun erta prenozologik diagnostika va kasalliklarning oldini olish usullarini izlash ayniqsa dolzarbdir. Shu munosabat bilan Jahon sog‘liqni saqlash tashkiloti bolalar va o‘smirlarning salomatligi, xavfsizligi va farovonligini qo‘llab-quvvatlashning ustuvor yo‘nalishlaridan birini belgilab beradi. Barcha ta’lim muassasalarida yoshlar salomatligini mustahkamlashni ta’minlashi lozim bo‘lgan maktab sog‘liqni saqlash xizmatlarining sifat standartlari ishlab chiqildi. Zamonaviy maktab o'quvchilarining sog'lig'ini saqlash va mustahkamlash vazifalari bevosita ta'lim muassasasida hal qilinishi mumkinligi va hal qilinishi kerakligi e'tirof etilishiga qaramay, o'quv jarayonini tashkil etishning universal va samarali shakllari hali ham topilmagan, bolalarning motor faolligi va ovqatlanishini optimallashtirish masalasi. talabalar hal qilinmagan. Tizimli yondashuvdan foydalangan holda profilaktikani tashkil etish bo'yicha yangi kontseptual qoidalarni ishlab chiqish, shifokorning maktab sog'lig'ini saqlash tashkilotchisi sifatidagi rolini o'zgartirish va o'qituvchini rivojlanish buzilishlarining oldini olish tizimiga dalillarga asoslangan integratsiyalashuvi masalalari yoritildi.
Значительное влияние на состояние здоровья детей оказывает обучение в образовательных организациях, которое совпадает с периодом интенсивного роста и развития детского организма. Систематическое и длительное воздействие факторов школьной среды накапливается и приводит к различным нарушениям здоровья. Степень влияния школьных факторов зависит также от исходного состояния здоровья ребѐнка. Развитие и интенсификация школьного образования обострило проблему сохранения здоровья учащихся. Среди детей, начинающих регулярное обучение, увеличивается распространѐнность пограничных расстройств здоровья с формированием в дальнейшем хронической патологии, поэтому особенно актуален поиск методов ранней донозологической диагностики и профилактики заболеваний. В связи с этим Всемирная организация здравоохранения одним из приоритетных направлений определяет поддержку здоровья, укрепление безопасности и благополучия детей и подростков. Разработаны стандарты качества школьных медицинских услуг, которые должны обеспечить укрепление здоровья молодых людей во всех образовательных учреждениях. Несмотря на признание того, что задачи по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении, до сих пор не найдены универсальные и эффективные формы организации учебного процесса, не решѐн вопрос оптимизации двигательной активности, питания учащихся. Актуальной разработка новых концептуальных положений организации профилактики с использованием системного подхода, изменения роли врача как организатора школьного здравоохранения и научно обоснованной интеграции педагога в систему профилактики нарушений развития и состояния здоровья детей школьного возраста.
A significant impact on the health of children is provided by training in educational institutions, which coincides with a period of intensive growth and development of the child's body. Systematic and long-term exposure to school environment factors accumulates and leads to various health disorders. The degree of influence of school factors also depends on the initial state of health of the child. The development and intensification of school education has exacerbated the problem of maintaining the health of students. Among children who begin regular education, the prevalence of borderline health disorders increases with the formation of chronic pathology in the future, therefore, the search for methods of early prenosological diagnosis and prevention of diseases is especially relevant. In this regard, the World Health Organization defines one of the priority areas to support the health, safety and well-being of children and adolescents. Quality standards have been developed for school health services, which should ensure the improvement of the health of young people in all educational institutions. Despite the recognition that the tasks of preserving and strengthening the health of modern schoolchildren can and should be solved directly in an educational institution, universal and effective forms of organizing the educational process have not yet been found, the issue of optimizing motor activity and nutrition of students has not been resolved. Actual development of new conceptual provisions for the organization of prevention using a systematic approach, changing the role of the doctor as the organizer of school health care and evidence-based integration of the teacher into the system for preventing developmental disorders and the health status of school-age children.
№ | Имя автора | Должность | Наименование организации |
---|---|---|---|
1 | Abdumuxtorova M.Z. | Pediatriya kafedrasi doktoranti | Andijon davlat tibbiyot instituti |
№ | Название ссылки |
---|---|
1 | 1. Баранов, А.А. Охрана здоровья детей в системе государственной политики / А.А.Баранов, Т.В.Яковлева, Ю.Е.Лапин // Вестник Российской академии медицинских наук. - 2011. - № 6. - С. 8 - 12. [Baranov, A.A. Protection of children's health in the system of state policy / A.A. Baranov, T.V. Yakovleva, Yu.E. Lapin // Bulletin of the Russian Academy of Medical Sciences. - 2011. - No. 6. - S. 8 - 12.] 2. Кучма, В.Р. Достижения и перспективы научных исследований по гигиене и охране здоровья детей и подростков в 2015 году / В.Р.Кучма, Л.М.Сухарева, М.А. Поленова // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья и здоровья. – 2017. - №1. – С.4–11. [Kuchma, V.R. Achievements and prospects of scientific research on hygiene and health protection of children and adolescents in 2015 / V.R. Kuchma, L.M. Sukhareva, M.A. Polenova // Questions of school and university medicine and health and health. - 2017. - No. 1. – P.4–11.] 3. ВОЗ. ЮНИСЕФ. Гуманитарная акция для детей 2019 (обзор) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //unicef.оrg/media/48796/file/Humanitarian-action-overview-cover-eng. [WHO. UNICEF. Humanitarian action for children 2019 (review) [Electronic resource]. Access mode: http://unicef.org/media/48796/file/Humanitarian-action-overview-cover-eng.] 4. Murthy, S. Global health care of the critically ill in low-resource settings.? /S. Murthy, N. K. Adhikari // Ann Am Thorac Soc. - 2013. -Oct., Vol. 10(5). - P. 509 - 513. 5. The world health report 2013: research for universal health coverage. Сopenhagen. - 2013. - 206 p. 6. Школьная медицина: анализ достигнутых результатов и поиск новых решений / О.П.Ковтун, Е.В.Ануфриева, Н.В.Ножкина [и др.] // Вестник Уральской медицинской академической науки. - 2018. - Т. 15. - №1. - С. 136-145. [School medicine: analysis of achieved results and search for new solutions / O.P. Kovtun, E.V. Anufrieva, N.V. Nozhkina [and others] // Bulletin of the Ural medical academic science. - 2018. - V. 15. - No. 1. - S. 136-145.] 7. Шлыкова, Д.В. Проблемы школьной адаптации детей / Д.В.Шлыкова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2015.- № 4 (40). - С. 111 - 121. [Shlykova, D.V. Problems of school adaptation of children / D.V. Shlykova // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. - 2015.- No. 4 (40). - S. 111 - 121.] 8. Кучма, В.Р. Медико-профилактические основы безопасной жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе / В.Р.Кучма, Л.М.Сухарева, П.И.Храмцов //Российский педиатрический журнал. - 2017. - Т. 20. - № 3. - С. 161 – 165. [Kuchma, V.R. Medical and preventive foundations for the safe life of children in a hyper-information society / V.R. Kuchma, L.M. Sukhareva, P.I. Khramtsov // Russian Pediatric Journal. - 2017. - T. 20. - No. 3. - S. 161 - 165.] 9. Кучма, В.Р. Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях – основа профилактики заболеваний и охраны здоровья детей и подростков в современных условиях / В.Р.Кучма // Российский педиатрический журнал. - 2012. - №3. - С. 42 – 46. [Kuchma, V.R. Medical support for children in educational institutions - the basis for the prevention of diseases and health protection of children and adolescents in modern conditions / V.R. Kuchma // Russian Pediatric Journal. - 2012. - No. 3. - S. 42 - 46.] 10. The world health report 2013: research for universal health coverage. Сopenhagen. - 2013. - 206 p. 11. Школьная медицина: анализ достигнутых результатов и поиск новых решений / О.П.Ковтун, Е.В.Ануфриева, Н.В.Ножкина [и др.] // Вестник Уральской медицинской академической науки. - 2018. - Т. 15. - №1. - С. 136-145. [School medicine: analysis of achieved results and search for new solutions / O.P. Kovtun, E.V. Anufrieva, N.V. Nozhkina [and others] // Bulletin of the Ural medical academic science. - 2018. - V. 15. - No. 1. - S. 136-145.]] 12. Совершенствование форм работы городской медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях /А.А.Калининская, И.М. Сон, О.В. Обухова [и др.] // Вестник Авиценны. - 2017. - Т. 19. - № 2. - С. 209-213. [Improving the forms of work of a city medical organization providing medical care in an outpatient setting / A.A. Kalininskaya, I.M. Son, O.V. Obukhova [and others] // Bulletin of Avicenna. - 2017. - T. 19. - No. 2. - S. 209-213.] 13. Мохова, Т.Е. Кадровые проблемы здравоохранения (на примере ГБУЗ «Детская городская клиническая поликлиника №3 Министерства здравоохранения Хабаровского края») / Т.Е.Мохова // Ученые заметки ТОГУ. - 2015. - Т. 6. - № 4. - С. 300 – 303. [Mokhova, T.E. Personnel problems of healthcare (on the example of the Children's City Clinical Polyclinic No. 3 of the Ministry of Health of the Khabarovsk Territory) / T.E. Mokhova // Uchenye zametki TOGU. - 2015. - V. 6. - No. 4. - S. 300 - 303.] 14. Perrin, J.M. Innovative health care financing strategies for children and youth with special health care needs / J. M. Perrin// Pediatrics. - 2017. - May, Vol. 139 (Suppl 2). – P.585 - 588. 15. Romaire, M.A. Health care use and expenditures associated with access to the medical home for children and youth / M. A. Romaire, J. F. Bell, D. C. Grossman // Med Care.-2012.- Mar, Vol. 50(3). - P. 262 - 169. 16. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления / А.А.Баранов, В.Ю. Альбицкий // Казанский медицинский журнал. - 2018. - Т. 99. - № 4. - С. 698 - 705. [Baranov, A.A. The state of health of children in Russia, the priorities of its preservation and strengthening / A.A. Baranov, V.Yu. Albitsky // Kazan medical journal. - 2018. - T. 99. - No. 4. - S. 698 - 705] 17. Организация медикосоциальной работы среди детского населения / В.И.Орел, А.В.Ким, В.М.Середа [и др.] // Педиатр. - 2018. - Т. 9. - № 1. - С. 54 - 60. [Organization of medical and social work among the child population / V.I. Orel, A.V. Kim, V.M. Sereda [et al.] // Pediatrician. - 2018. - T. 9. - No. 1. - S. 54 - 60] 18. Организация профилактических осмотров, как основа медицинского обеспечения обучающихся / В.И.Орел, А.В.Ким, О.М.Носырева [и др.] // Детская медицина Северо-Запада. - 2018. - Т. 7. - № 1. - С. 243 - 244. [Organization of preventive examinations as the basis of medical support for students / V.I.Orel, A.V.Kim, O.M.Nosyreva [and others] // Children's medicine of the North-West. - 2018. - V. 7. - No. 1. - S. 243 - 244.] 19. Рагимова, О.А. Здоровье школьника: современные проблемы / О.А.Рагимова // В сборнике: Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы. Сборник статей XI Международной научнопрактической конференции «Артемовские чтения», посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне; под общей редакцией М.А.Родионова. - Пензенский государственный университет, 2015. - С. 164 - 166. [Ragimova, O.A. Schoolchildren's health: modern problems / OA Ragimova // In the collection: Modern education: scientific approaches, experience, problems, prospects. Collection of articles of the XI International Scientific and Practical Conference "Artemovsky Readings", dedicated to the 70th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War; under the general editorship of M.A. Rodionov. - Penza State University, 2015. - P. 164 - 166.] 20. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273 от 29.12.2012 г, статья 41 «Охрана здоровья обучающихся» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: // consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. [Federal Law on Education in the Russian Federation No. 273 dated December 29, 2012, Article 41 “Health Protection of Students” [Electronic resource]. Access mode: https: // consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.] 21. Федеральный закон от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// rosminzdrav.ru/documents. [Federal Law of November 21, 2011 No. No. 323-FZ "On the fundamentals of the health of citizens in the Russian Federation" [Electronic resource]. Access mode: https://rosminzdrav.ru/documents] 22. Здоровьесберегающая деятельность школ стран Европы и Центральной Азии / В.Р.Кучма, М.А.Поленова, И.К.Рапопорт [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. - 2018. - № 8 (305). - С. 55 - 58. [Health-saving activities of schools in Europe and Central Asia / V.R. Kuchma, M.A. Polenova, I.K. Rapoport [et al.] // Population health and habitat. - 2018. - No. 8 (305). - pp. 55 - 58] 23.Соколова, С.Б. Табакокурение среди современных подростков: новые тренды и пути снижения / С.Б.Соколова // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2017. - №3. – С. 40 - 46. [Sokolova, S.B. Tobacco smoking among modern adolescents: new trends and ways to reduce / S.B. Sokolova // Questions of school and university medicine and health. - 2017. - No. 3. - P. 40 - 46] 24. Криволапчук, И.А., Особенности функционального состояния школьников в начальный период адаптации к обучению [Текст] / И.А.Криволапчук, М.Б.Чернова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 10-3. - С. 63 - 66 [Krivolapchuk, I.A., Features of the functional state of schoolchildren in the initial period of adaptation to learning [Text] / I.A. Krivolapchuk, M.B. Chernova // Actual problems of the humanities and natural sciences. - 2016. - No. 10-3. - S. 63 - 66] 25. Шлыкова, Д.В. Проблемы школьной адаптации детей / Д.В.Шлыкова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2015.- № 4 (40). - С. 111 - 121. [. Shlykova, D.V. Problems of school adaptation of children / D.V. Shlykova // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. - 2015.- No. 4 (40). - pp. 111 - 121] 26. Джорухян, Е.А. Проблема школьной адаптации детей с комплексным нарушением развития / Е.А.Джорухян // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2015. - № 4 (11). - С. 34 - 39. [Dzhorukhyan, E.A. The problem of school adaptation of children with complex developmental disorders / E.A. Dzhorukhyan // Personality in a changing world: health, adaptation, development. - 2015. - No. 4 (11). - S. 34 - 39.] 27. Дзарданова, Н.А. Формы профилактики наркомании у школьников в рамках образовательного процесса / Н.А.Дзарданова, О.Л.Нифонтова // Успехи современной науки и образования.- 2016.-Т. 3.- № 10.-С.106-108. [] 28. Мокий, В.С. Классификация системных подходов - основа решения многофакторных проблем общества, науки и техники / В.С.Мокий, М.С.Мокий, Т.А.Лукьянова // Universum: общественные науки. - 2016. - № 12 (30). - С. 40 – 47. [Dzardanova, N.A. Forms of prevention of drug addiction among schoolchildren in the framework of the educational process / N.A. Dzardanova, O.L. Nifontova // Successes of modern science and education.- 2016.-T. 3.- No. 10.-S.106-108. [] 28. Mokiy, V.S. Classification of systemic approaches - the basis for solving multifactorial problems of society, science and technology / V.S. Mokiy, M.S. Mokiy, T.A. Lukyanova // Universum: social sciences. - 2016. - No. 12 (30). - S. 40 - 47] 29. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарноэпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности / В.Р.Кучма, Л.М.Сухарева, И.К.Рапопорт [и др.] // Гигиена и санитария. - 2017. - Т. 96. - № 12.- С. 990 -995. [Population health of the child population, health risks and sanitary and epidemiological well-being of students: problems, solutions, technologies of activity / V.R. Kuchma, L.M. Sukhareva, I.K. - 2017. - T. 96. - No. 12.- P. 990 -995.] 30.Body composition in children with chronic illness: accuracy of bedside assessment techniques / E. E. Martinez, C. D. Smallwood, N. L. Quinn [et al.] // JPediatr. - 2017. - Nov., Vol.190.- P. 56 - 62. doi: 10.1016/j. 31. Микерова, Г.Ж. Использование здоровьесберегающих технологий в семейном воспитании школьников / Г.Ж.Микерова, Е.П.Швец // Современные наукоѐмкие технологии. – 2015. – Т.12. - №3. – С. 521 - 524. [Mikerova, G.Zh. The use of health-saving technologies in family education of schoolchildren / G.Zh.Mikerova, E.P. Shvets // Modern science-intensive technologies. - 2015. - T.12. - No. 3. - S. 521 - 524] 32. Масная, Г.Е. Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья школьника Текст / Г.Е.Масная, М.А.Рейкенцишко // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2017. - Т. 12. - № 1. - С.256 - 258. [ Masnaya, G.E. Health-saving technologies as a factor in maintaining health schoolchildren's health [Text] / G.E. Masnaya, M.A. Reykentsishko // Health is the basis of human human potential: problems and ways to solve them. - 2017. - T. 12. - No. 1. - S.256 - 258] 33. Приказ Минздрава РФ от 10.08.2017 N 514н "О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minjust.consultant.ru/documents/36434. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of August 10, 2017 N 514n "On the procedure for conducting preventive medical examinations of minors" [Electronic resource]. Access mode: https://minjust.consultant.ru/documents/36434.] 34. Соколова, С.Б. Табакокурение среди современных подростков: новые тренды и пути снижения / С.Б.Соколова // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2017. - №3. – С. 40 - 46. [Sokolova, S.B. Tobacco smoking among modern adolescents: new trends and ways to reduce / S.B. Sokolova // Questions of school and university medicine and health. - 2017. - No. 3. - P. 40 - 46.] 35. Соколова, С.Б. Концепция оценки качества медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях/ С.Б.Соколова, В.Р.Кучма // Здоровье населения и среда обитания. – 2016. - № 8. – С. 16 - 18. [Sokolova, S.B. The concept of assessing the quality of medical care for students in educational institutions / S.B. Sokolova, V.R. Kuchma // Population health and habitat. - 2016. - No. 8. - P. 16 - 18] 36. Храмцов П.И. Школьные проекты формирования единой профилактической среды на основе системной интеграции двигательной активности в образовательный процесс (научный обзор) / П.И.Храмцов // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2016. - № 3. - С. 34 – 40. [Khramtsov P.I. School projects for the formation of a unified preventive environment based on the system integration of motor activity in the educational process (scientific review) / P.I. Khramtsov // Issues of school and university medicine and health. - 2016. - No. 3. - S. 34 - 40] 37. Шишова, А.В. Характеристика соотношений физического, интеллектуального развития, социальной адаптации и динамики здоровья школьников / А.В.Шишова, Л.А.Жданова, И.Н.Михайлова //Здоровье населения и среда обитания. - 2011. -№2(215). - С. 28 – 31. [Shishova, A.V. Characteristics of the correlations of physical, intellectual development, social adaptation and dynamics of schoolchildren's health / A.V. Shishova, L.A. Zhdanova, I.N. Mikhailova // Population health and habitat. - 2011. - No. 2 (215). - S. 28 - 31.] 38. Георгизова, Е.В. Основа деятельности по управлению современной школой / Е.В. Георгизова, Н.В. Кокоева // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. - № 6-2. - С. 24 - 28. [Georgizova, E.V. Basis for the management of modern school / E.V. Georgizova, N.V. Kokoeva // New Science: Current State and Ways of Development. - 2016. - No. 6-2. - S. 24 - 28.] 39. Гозак, С.В. Способ оценки здоровь есберегающей функции организации учебного процесса в общеобразовательных школах / С.В.Гозак, Е.Т.Елизарова, А.Н.Парац // Здоровье и окружающая среда. - 2014. - Т. 2. - № 24. - С. 77 – 81. [Gozak, S.V. A method for assessing the health-saving function of the organization of the educational process in secondary schools / S.V. Gozak, E.T. Elizarova, A.N. Parats // Health and the environment. - 2014. - V. 2. - No. 24. - S. 77 - 81] 40. Романцов, М.Г. Здоровьесберегающее образование – стратегическая линия развития системы российского образования / М.Г.Романцов, Е.Л.Поднебесных // Проблемы педагогики. - 2016. - № 3 (14). - С. 38 - 44. [Romantsov, M.G. Health-saving education - a strategic line of development of the system of Russian education / M.G. Romantsov, E.L. Podnebesnykh // Problems of Pedagogy. - 2016. - No. 3 (14). - pp. 38 - 44] 41. Миронова, Н.И. Социальная педагогика как сфера практической деятельности: В сборнике: Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития Материалы II международной научно-практической конференции (очно-заочной) / Н.И.Миронова, А.А.Пономарева; отв. редактор Е.В. Сахарова, 2016.- С. 261 - 264. [Mironova, N.I. Social pedagogy as a sphere of practical activity: In the collection: Psychology and Pedagogy: Actual Problems and Development Trends Materials of the II International Scientific and Practical Conference (part-time) / N.I. Mironova, A.A. Ponomareva; resp. editor E.V. Sakharova, 2016.- S. 261 - 264.] 42. Романцов, М.Г. Здоровьесберегающее образование – стратегическая линия развития системы российского образования / М.Г.Романцов, Е.Л.Поднебесных // Проблемы педагогики. - 2016. - № 3 (14). - С. 38 - 44. [Romantsov, M.G. Health-saving education - a strategic line of development of the system of Russian education / M.G. Romantsov, E.L. Podnebesnykh // Problems of Pedagogy. - 2016. - No. 3 (14). - S. 38 - 44] 43. Сотникова, Ю.В. Здоровьесберегательные образовательные технологии / Ю.В.Сотникова, А.А.Попова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2016. - № 2 (8). - С. 147 - 148. [ Sotnikova, Yu.V. Health-saving educational technologies / Yu.V. Sotnikova, A.A. Popova // Pedagogical mastery and pedagogical technologies. - 2016. - No. 2 (8). - S. 147 - 148.] 44. Миронова, Н.И. Социальная педагогика как сфера практической деятельности: В сборнике: Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития Материалы II международной научно-практической конференции (очно-заочной) / Н.И.Миронова, А.А.Пономарева; отв. редактор Е.В. Сахарова, 2016.- С. 261 - 264. [Mironova, N.I. Social pedagogy as a sphere of practical activity: In the collection: Psychology and Pedagogy: Actual Problems and Development Trends Materials of the II International Scientific and Practical Conference (part-time) / N.I. Mironova, A.A. Ponomareva; resp. editor E.V. Sakharova, 2016.- S. 261 - 264.] 45. Сотникова, Ю.В. Здоровьесберегательные образовательные технологии / Ю.В.Сотникова, А.А.Попова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2016. - № 2 (8). - С. 147 - 148. [Sotnikova, Yu.V. Health-saving educational technologies / Yu.V. Sotnikova, A.A. Popova // Pedagogical mastery and pedagogical technologies. - 2016. - No. 2 (8). - S. 147 - 148] 46. Кокаева, И.Ю. Роль учителя в охране здоровья младших школьников и организации профилактической работы/ И.Ю.Кокаева // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. - 2016. - Т. 18. - № 12. - С. 64 - 67. [. Kokaeva, I.Yu. The role of the teacher in protecting the health of younger schoolchildren and organizing preventive work / I.Yu. Kokaeva // Electronic scientific and educational bulletin Health and education in the XXI century. - 2016. - T. 18. - No. 12. - S. 64 - 67] 47. Маджуга, А.Г. Педагогическая концепция здоровье созидающей функции образования: автореф. дис…докт. пед. наук. 13.00.01 / Маджуга Анатолий Геннадьевич.- Владимир: ГОУ ВПО «СГПА им.З. Биишевой», Стерлитамаг, 2011. – 26 с. [Majuga, A.G. Pedagogical conception of the health-creating function of education: Ph.D. dis...doc. ped. Sciences. 13.00.01 / Madjuga Anatoly Gennadievich. - Vladimir: State Educational Institution of Higher Professional Education “SGPA im. Biisheva”, Sterlitamag, 2011. – 26 p.] 48. Поташник, М.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах): пособие для руководителей ОУ и органов образования / М.М.Поташник, А.М.Моисеев.- Новая школа, 2014. – 352 с. [Potashnik, M.M. Management of a modern school (in questions and answers): a guide for heads of educational institutions and educational authorities / M.M. Potashnik, A.M. Moiseev. - New school, 2014. - 352 p.] |