В статье рассматривается ряд актуальных проблем с персоналом библиотек, которые необходимо выделить: недостаточный престиж профессии, старение кадров, большая доля сотрудников без профильного образования, качество подготовки библиотечных специалистов. Кроме того, озвучены и проблемы работы с персоналом библиотек: отсутствие постоянных мероприятий по повышению квалификации; деградация профессиональной культуры; состояние кадрового менеджмента в библиотеках; имидж профессии. Большинство из указанных проблем остаются нерешенными и актуальными, что характеризует состояние изучения и мероприятий по их устранению как малоудовлетворительное. Рассматривается необходимость повышения квалификации с учетом современных тенденций в практике работы библиотек и процессов цифровизации.
The progress of librarianship, contributes to the formation of library teams, in which each specialist must be able to solve production, technical and communication problems at a high level, more actively involve employees of all categories in the study and implementation of various programs related to the modernization of libraries. The constant growth of the volume, content and quality of library services provided to the users puts forward the requirement for continuous training of library specialists, development of professional skills, regular updating of library knowledge, mastering important and relevant competencies. Therefore, the development of the country’s libraries as information, cultural, educational and leisure centers depends primarily on their staffing and professional readiness of librarians to carry out radical modernization of the industry. In this regard, the issue of library staff development has always been relevant in the activities of libraries.
The article considers a number of topical problems with library staff, which should be emphasized: insufficient prestige of the profession, aging of staff, a large proportion of staff without specialized education, the quality of training of library specialists. In addition, the following problems of work with the staff of libraries are also voiced: the lack of continuous professional development activities; de-gradation of professional culture; the state of personnel management in libraries; the image of the profession. Most of these problems remain unresolved and relevant, which characterizes the state of study and measures to eliminate them as unsatisfactory.
The necessity of professional development in view of modern trends in the practice of libraries and digitalization processes is considered.
В статье рассматривается ряд актуальных проблем с персоналом библиотек, которые необходимо выделить: недостаточный престиж профессии, старение кадров, большая доля сотрудников без профильного образования, качество подготовки библиотечных специалистов. Кроме того, озвучены и проблемы работы с персоналом библиотек: отсутствие постоянных мероприятий по повышению квалификации; деградация профессиональной культуры; состояние кадрового менеджмента в библиотеках; имидж профессии. Большинство из указанных проблем остаются нерешенными и актуальными, что характеризует состояние изучения и мероприятий по их устранению как малоудовлетворительное. Рассматривается необходимость повышения квалификации с учетом современных тенденций в практике работы библиотек и процессов цифровизации.
№ | Имя автора | Должность | Наименование организации |
---|---|---|---|
1 | TSAY I.. | преподаватель кафедры «Библиотековедение» | Государственного института искусств и культуры Узбекистана |
№ | Название ссылки |
---|---|
1 | 1. Аракелов, С. Р. Подготовка кадров для библиотечно-информационных учреждений Узбекистана в Ташкентском государственном институте культуры им. Абдулла Кадыри // Интернет и библиотечно-информационные ресурсы в науке, культуре, образовании и бизнесе: мат. конф. «Cеntral Asia-2004». - Ташкент: Изд-во НБ Узб. им. А. Навои, 2010. - С. 246-251. |
2 | 2. В Узбекистане впервые проводится дистанционное обучение специалистов информационно-библиотечного дела. - Ташкент, 2019. – URL: https://aoka.uz/ru/article/w2wsgi0vw9mw-v-uzbekistane-wperwye-prowoditsq-distancionnoe-obuchenie-specialistow-informacionno-bibliotechnogo-dela (дата обращения: 19.08.2023 г.). |
3 | 3. Григорькина Н. А. Кадровая политика библиотек: теоретический аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 36. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95600.htm. |
4 | 4. Коваленко А.П. Современные тенденции в непрерывном профессиональном образовании// Бетгеровские чтения. - Ташкент: Изд-во Нац. биб-ки им. А. Навои, 2005. |
5 | 5. Макеева О. В. Актуальные проблемы работы с персоналом библиотек на современном этапе развития библиотечного дела // Библиосфера. 2018, № 4, с. 48-55 |
6 | 6. Медведева Е.В. Система повышения квалификации сотрудников научной библиотеки Томского государственного университета на современном этапе // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение - Томск, 2012. - № 2(6). - С.102-106. |
7 | 7. Менеджмент качества в библиотеках : Кадровый менеджмент — основа управления качеством в библиотечной деятельности : Материалы V Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 14 декабря 2015 года) / Сост. Т. В. Король. — СПб. : Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского, 2015 — 128 с. |
8 | 8. Повышение квалификации и профессиональных навыков специалистов - залог успешной деятельности информационно-библиотечных учреждений. - Ташкент, 2020. - URL: http://tradeunionict.uz/ru/news/257: 21.08.2023 г. |
9 | 9. Савочкин М. П. Библиотечное образование Узбекистана: прошлое и настоящее / М. П. Савочкин, М.В. Гребенюк //Молодежь в науке и культуре XXI века: матер. межд. науч.-творческого форума. - Челябинск, 2018. - С.244-247. |
10 | 10. Современная библиотека: от идеи к реализации: методические рекомендации / Иркутская областная государственная научная библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского; сост.: Ю. А. Ефремова, А. С. Гусева. - Ир-кутск: ИОГУНБ, 2020. - с. 50 - 60 |
11 | 11. Тешабаева У. Современное состояние и перспективы развития информационно-библиотечной сферы Республики Узбекистан // Интернет и информационно-библиотечные ресурсы в науке, образовании, культуре и бизнесе: материалы конф. «Central Asia», 24–26 апр. 2019 г. - Ташкент, 2019. – С. 3–10. |
12 | 12. Традиционные и инновационные формы и методы повышения квалификации библиотечных специалистов / Гос. автоном. учреждение культуры Новосиб. обл. «Новосиб. гос. обл. науч. б-ка», Центр проф. развития ; [сост.: Г.В. Афанасьева, З.М. Саенко ; ред. Н.П. Носова ; отв. за вып. В.Г. Деев]. – Электрон. текстовые дан. – Новосибирск : Издательство НГОНБ, 2017 – Режим доступа: Электронная библиотека Новосибирской государственной областной научной библиотеки www.ngonb.ru, свободный. – Загл. с экрана. |
13 | 13. http://www.tambovlib.rii/?view=editions.metod.data.imidz_biblioteki |
14 | 14. Сукиасян, Э. Р. Непрерывное образование: реальность и возможности/ Э. Р. Сукиасян // Библиотекарь. - 1991. - № 8. - С. 48-50. |
15 | 15. Фомичева И. К. Адаптация библиотечных специалистов к автоматизированным технологиям / И. К. Фомичева // Библиотека и библиотекарь в современном мире. - Казань: Медицина, 1999.- 161-164. |
16 | 16. Филина Н. В. Профессиональная подготовка и переподготовка библиотечных специалистов новой формации/ Подробно uz. http://library.oreluniver.ru›docs/publ_sotr/Filina_N.pdf |