257

Эпоха сталинизма – одна из основных тем художественно –документальных произведений конца ХХ начала ХХI веков. До этого авторы замалчивали факт, вообще не касаясь эпохи сталинизма. Начиная с 50- х годов образ «отца народа» деформируется в образ палача. Именно с 80-90 годов эта тема вновь зазвучала на страницах литературы.

В мемуарах людей, которые эмигрировали из страны после свержения Азербайджанской Демократической Республики занимает особое место разоблачение образа Сталина: в произведениях Абая Даглы «Они турки», Азиза Алпоуда «Рассказы моей жизни» и в др. Лидер Азербайджанской Демократической республики Мамед Амин Расулзаде, как известно, был лично знаком со Сталиным и написал воспоминания о нём.

В дневниках (Х.Р.Улутюрка, А.Фаруга и др.,), воспоминаниях (Анар «Жизнь болит»), ессе (Анар. «Ночные мысли»), биографических романах ( Анар. «Словно Керем»), автобиографических произведениях (Бабанлы В. «Сокровенное») современные авторы показывают жизнь представителей советской литературы, раскрывают трагизм их существования, а также образы художников, которые были репрессированы, или сломлены требованиями советской системы.

  • Количество прочтений 236
  • Дата публикации 31-03-2019
  • Язык статьиRus
  • Страницы59-36
Русский

Эпоха сталинизма – одна из основных тем художественно –документальных произведений конца ХХ начала ХХI веков. До этого авторы замалчивали факт, вообще не касаясь эпохи сталинизма. Начиная с 50- х годов образ «отца народа» деформируется в образ палача. Именно с 80-90 годов эта тема вновь зазвучала на страницах литературы.

В мемуарах людей, которые эмигрировали из страны после свержения Азербайджанской Демократической Республики занимает особое место разоблачение образа Сталина: в произведениях Абая Даглы «Они турки», Азиза Алпоуда «Рассказы моей жизни» и в др. Лидер Азербайджанской Демократической республики Мамед Амин Расулзаде, как известно, был лично знаком со Сталиным и написал воспоминания о нём.

В дневниках (Х.Р.Улутюрка, А.Фаруга и др.,), воспоминаниях (Анар «Жизнь болит»), ессе (Анар. «Ночные мысли»), биографических романах ( Анар. «Словно Керем»), автобиографических произведениях (Бабанлы В. «Сокровенное») современные авторы показывают жизнь представителей советской литературы, раскрывают трагизм их существования, а также образы художников, которые были репрессированы, или сломлены требованиями советской системы.

Ўзбек

ХХ аср охири – XXI аср бошларида бадиий-ҳужжатли асарларнинг бош мавзуси Сталин даври бўлган. Бу давргача ҳеч бир муаллиф ўша давр ҳусусида лом-мим демаган. 50-йиллар ўрталаридан Сталин шахси қоралана бошлайди. 80-90 йилларга келиб Сталин даври адабиётлар саҳифасида те-тез кўрина бошлайди.

Озарбайжон Демократик республикаси ағдариб ташлангандан сўнг мамлакатни ташлаб хорижга чиқиб кетганларнинг мемуарларида Сталин образининг фош этилиши алоҳида ўрин тутади.  Абай Тоглининг “Улар турклар”, Азиз Алпоуднинг “Менинг ҳаётимнинг ҳикоялари” асарларида мазкур мавзуга алоҳида тўхталинган. Озарбайжон Демократик республикаси раҳбари Мамед Амен Расулзода Сталин билан шахсан таниш бўлган ва у ҳақида хотираларини ёзган.

Кундаликларда (Ҳ.Р. Улутурк, А.Фаруга ва бошқалар), хотираларда (Анар "Ҳаёт тоши"), Эссайда (Анар, "Кеча тафаккури"), биографик романларда (Анар, "Керем каби"), автобиография ишларида замонавий муаллифлар совет адабиётининг вакиллари ҳаётини кўрсатиб, уларнинг фожиявий тақдирини, қатағон қилинган ҳамда шўролар тизими синдирган рассомлар ҳаётини очиб берганлар.

English

Stalinism is a frequent topic of documentary prose of the end of the 20th century. Generally, the authors didn’t touch this topic until the 1950s. In these years, the “father of nations” transforms into a "despot," and in the beginning of the 1980s this theme becomes urgent.

The collapse of Stalinism is also a frequent topic in the creative works of emigrants, who had left the country after the fall of the Azerbaijan Democratic Republic in the early 1920s. A.Dagli’s “They are Turks”, A.Alpoud’s “Stories of my life” and others feature this theme. M.A. Rasulzadeh, the leader of ADR who personally met with Stalin, wrote about him in his memoirs.

In diaries (Khalil Rza Uluturk’ “Diary books”, Abdullah Farug’s “Diary books”), memoirs (Anar’s “Life hurts”), essays (Anar’s “Night thoughts”), biographical novels (Anar’s “As Crimea”), autobiographical novels “Vidadi Babanli’ “Secrets”), modern authors discussed the tragic moments of Soviet life, and revealed the victims of Stalinist repression.

This article studies the subject of Stalinism in documentary prose and focuses on the different approaches to Soviet and emigrant authors.

Имя автора Должность Наименование организации
1 Hasanova L.. Филология фанлари номзоди, доцент Низомий Ганжавий номидаги адабиёт институти, Озарбайжан Миллий фанлар академияси
Название ссылки
1 1. Anar. Jizn` bolit // Anar. Proizvedeniya. 3 T.., -Baku: Nurlan, 2004.- 689s. (na azerb. yazike)
2 2.Anar. Nochnie misli (esse, stat`i, vistupleniya, besedi, pis`ma, obrasheniya, slova proshaniya). Baku: Az.gos. izd-vo, 1998.-558 s.
3 3.Anar. Slovno Kerem // Anar. Proizvedeniya. 8 t., -Baku, Nurlan, 2015. -416s. (na azerb. yazike)
4 4. Babanli V. Sokrovennoe. Baku: Qapp-Poliqraf, 2005.- 317s. (na azerb. yazike)
5 5. Veli K. "Sovetskaya literatura": pravda, real`nost` i protivorechiya // Azerbaydjan, 2009, ¹7, s. 147-164; ¹ 8 s. 155- 166 (na azerb. yazike)
6 6. Djabbarli N. Azerbaydjanskaya emigrantskaya proza. Baku: Elm, 2011.-140s. (na azerb. yazike).
7 7. Nazmi A. Bospominaniya // Nazmi A. Izbrannie proizvedeniya. Baku:S?rq-Q?rb, 2006.- c.390-520 (na azerb. yaz)
8 8. Farug A. Dnevniki.// Azerbaydjan, 2003, ¹ 5-10 (na azerb. yazike).
9 9. Shaik A. Vospominaniya. Baku: Gyandjlik, 1973.- 364s
В ожидании