172

  Тенденции развития информационных технологий Российской Федерации предполагают интенсивную цифровизацию всех сфер общественной жизни. В связи этим, становится актуальной проблема подготовки кадров, владеющих компетенциями, которые необходимы для работы в цифровой среде. Библиотека как социальный институт не является исключением. Один из ключевых трендов развития профессионального развития – формирование у специалистов библиотеки цифровых полномочий, их последующее усовершенствование, которое обеспечит будущее профессии.  Для осуществления поставленных задач требуется изучать «цифровую компетенцию» и использовать термины: цифровая грамотность, цифровая компетентность, цифровые навыки и для дальнейшего исследования важно определить его сущностные характеристики, их отличия от других синонимично употребляемых терминов. Проблема формирования круга прав специалистов библиотечно-информационной сферы актуальна как на мировом, так и на российском уровне

  • Read count172
  • Date of publication30-03-2022
  • Main LanguageRus
  • Pages16-23
Tags
English

   The trends in the development of information technologies in the Russian Federation imply intensive digitalization of all spheres of public life. In this regard, the problem of training personnel with the competencies that are necessary to work in the digital environment becomes relevant. The library as a social institution is no exception. One of the key trends in the development of professional development is the formation of a library of digital credentials for specialists, their subsequent improvement, which will ensure the future of the profession. To accomplish the tasks set, it is required to study «digital competence» and use the terms: digital literacy, digital competence, digital skills, and for further research it is important to determine its essential characteristics, their differences from other synonymously used terms. The problem of forming a circle of rights for specialists in the library and information sphere is relevant both at the world and at the Russian level.

Русский

  Тенденции развития информационных технологий Российской Федерации предполагают интенсивную цифровизацию всех сфер общественной жизни. В связи этим, становится актуальной проблема подготовки кадров, владеющих компетенциями, которые необходимы для работы в цифровой среде. Библиотека как социальный институт не является исключением. Один из ключевых трендов развития профессионального развития – формирование у специалистов библиотеки цифровых полномочий, их последующее усовершенствование, которое обеспечит будущее профессии.  Для осуществления поставленных задач требуется изучать «цифровую компетенцию» и использовать термины: цифровая грамотность, цифровая компетентность, цифровые навыки и для дальнейшего исследования важно определить его сущностные характеристики, их отличия от других синонимично употребляемых терминов. Проблема формирования круга прав специалистов библиотечно-информационной сферы актуальна как на мировом, так и на российском уровне

Tags
Author name position Name of organisation
1 GUZENKO I.. заведующая отделом непрерывного профессионального образования ГПНТБ СО РАН, кандидат технических наук. ГПНТБ СО
2 BEGISHEVA A.. специалист I категории по учебно-методической работе отдела непрерывного профессионального образования ГПНТБ СО РАН. ГПНТБ СО
Name of reference
1 1. Атлас новых профессий 3.0. / Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — М.: Альпина ПРО, 2021. — 472 с.
2 2. «The future of skills». – Текст: электронный. – URL: https://futureskills.pearson.com/ (дата обращения 14.01.2022)
3 3. Шариков А. В. О четырех компонентоной модели цифровой грамотности / Журнал исследований социальной политики. № 14 (1). 2016. С. 87-98.
4 4. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator 4.4.2 : Information Paper № 51 / UNESCO Institute for Statistics. Montreal, 2018. P. 6.
5 5. Кузнецова А. В. Значение профилактики компьютерной аддикции у младших школьников // Герценовские чтения : начальное образование. 2010. Т. 1. № 2. С. 181-187.
6 6. Соболева Ж. С. Теоретические пред- посылки формирования понятий «цифровая грамотность» и «цифровая компетенция» // Актуальные проблемы преподавания иностранных языков. 2019. Т. 13. С. 110-114.
7 7. Берман Н. Д. К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 6-2. С. 35-38.
8 8. Коршунов Г. П., Кройтор С. Цифровая грамотность как ключевой фактор успешной адаптации человека о общества к цифровым реалиям // Общество и экономика. 2020. № 1. С. 35-58.
9 9. Педагогические глоссарий : компетенция // Вокабула : энциклопедии, словари, справочники – онлайн. [Электронный ресурс]. URL: http://www.вокабула.рф/справочники/ педагогический-глоссарий/компетенция (дата обращения 14.01.2022)
10 10. Педагогические глоссарий : компетентность // Вокабула : энциклопедии, словари, справочники – онлайн. [Электронный ресурс]. URL: http://www.вокабула.рф/справочники/глоссарий-образовательных-технологий/компетентность (дата обращения 14.01.2022)
11 11. Цифровые навыки и компетенция, цифровое и онлайн обучение // Европейский фонд образования, Турин, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.etf.europa.eu/sites/default/files/2019-08/dsc_and_dol_ru_0.pdf (дата обращения 14.01.2022)
12 12. Carretero S. DigComp 2.1 : The Digital Competence Framework for Citizens / Vuorikari R., Punie Y.- Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. [Электронный ресурс]. URL:https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/ bitstream/JRC106281/web-digc omp2.1pdf_(online).pdf (дата обращения 14.01.2022)
13 13. Гилева Т. А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. № 2 (28). 2019. С. 22-35.
14 14. The New Foundational Skills of the Digital Economy : Developing the Professionals of the Future. [Электронный ресурс]. URL: https://www.burning-glass.com/wp-content/uploads/New_Foundational_Skills.pdf (дата обращения: 14.01.2022).
15 15. Россия 2025: от кадров к талантам // The Boston Consulting Group. Москва : 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/ 2017/11/ Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf (дата обращения 14.01.2022)
16 16. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — Москва: Интеллектуальная Литература, 2020. — 456 с
17 17. Бобровников В.Н. Роль библиотек в современном мире // Журнал «Самидат». 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://samlib.ru/b/ bobrownikow_walerij_ nikolaewich/ rolxbibliotek.shtml (дата обращения 14.01. 2022).
18 18. Кузнецова Т. Я. Кадровая ситуация в российских библиотеках и пути развития профессионального потенциала отрасли // Информационный бюллетень РБА. 2017. № 80. С. 132-138.
19 19. Digital skills for librarystaff & researchers working group : official website Ligue des Bibliothèques Européennes de Recherche. [Электронный ресурс]. URL: https://libereurope.eu/article/open-science-skills-diagram/ (дата обращения 14.01.2022)
20 20. Schmidt B., Shearer K. Librarians’ Competencies Profile for Research Data Management : official website Association of Research Libraries. [Электронный ресурс]. URL: https://www.coar-repositories.org/files/Competencies-for-RDM_June-2016.pdf (дата обращения 14.01.2022)
21 21. Schmidt B., Shearer K. Librarians’ Competencies Profile for Scholarly Communication and Open Access : official website Association of Research Libraries. [Электронный ресурс]. URL: https://www.coar-repositories.org/files/Competencies-for-RDM_June-2016.pdf (дата обращения 14.01.2022)
22 22. Пекшева М. А. Актуальные компетенции информационно-библиотечных специалистов: по материалам зарубежных исследований // Культура и образование. 2020. № 3. С. 95-114.
23 23. Librarianship in Europe – mapping professional needs : WP 2 -Del 2.2.1 / Tiana Zignani / PL2030, Flavia Massara / ICCU, Aneta Doncheva, Spaska Tarandova / GLBF, DAISSy Research Group / HoU, Baiba Holma, Daina Pakalna / KISC, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.biblio-project.eu/wp-content/uploads/2020/05/BIBLIO_WP2_Mapping-Professional-Needs_Report.pdf (дата обращения 14.01.2022)
24 24. Кузнецова Т. Я. Профессиональный потенциал российских библиотек и пути его развития // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств, 2018. № 4. С. 22-35.
25 25. Степанов В. К. Манифест библиотек цифровой эпохи. 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.calameo.com/read/0034547383b7da70af379 (дата обращения 14.01.2022)
26 26. Левицкий М. Л. Качество подготовки библиотечных работников в контексте требований рынка труда // Научные и технические библиотеки. 2020. № 8. С. 15-38.
27 27. Королёва И. С. Обучение профессии будущего: спецкурс «Digital–комментатор культуры», СМК–2019 // Справочник руководителя учреждения культуры. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cultmanager.ru/article/8943-smk2019-obuchenie-professii-budushchego-spetskurs-digitalkommentator (дата обращения: 15.01.2022).
28 28. Редькина Н. С. «Надпрофессиональные» навыки и профессиональные знания библиотечного специалиста: требования времени // Библиотековедение. 2019. № 68(6). С. 647-658.
Waiting