В данной статье исследуется проявление кросскультуры в философско-религиозных взглядах учёных запада и Востока. Осуществляется анализ религии как основы мироощущения человека, которая проявляется в самых разнообразных формах. В частности в качестве истинной веры в сверхъестественный идеал, Создателя мироздания и одновременно его покровителя, догматического у официальных служителей религиозного культа и постоянно колеблющихся между верой и неверием. А специфика религиозных теорий учёных Запада и Востока И.Канта, ибн Рушдда, Газзали и других связана с решением множества принципиальных вопросов этой сферы. Порой неподъемных для человеческого разума. В результате чего они удивляли и по сей день продолжают удивлять мировые умы, а также способствуют возникновению дискуссий в научном и религиозном сообществе мира вот уже на протяжении двухсот с лишним лет. Это касается вопросов принципа созидания Богом мира, отношения Всевышнего к происходящему в мире, добра и зла, судьбы человека и многих др. Для того чтобы понять суть этих явлений, Кант считает необходимым и возможным выход разума за пределы возможного опыта. Что он формулирует в виде совокупности антиномий религиозного сознания. Согласно взглядам перечисленных учёных высшей инстанцией религии и религиозности является разум, которое имеет решающее значение в теории позании трансцендентного. Разум как способность объединять, приводить в систему все то, что можно постигать, мыслить. В частности, Кант считал, что разум стремится осуществить «систематичность познания, т.е. связь знаний согласно одному принципу». Цель и смысл определяются только в системе, и разум есть сразу и способность и требование системы. В данной статье проводится философский анализ взглядов восточных философов по данному вопросу.
В данной статье исследуется проявление кросскультуры в философско-религиозных взглядах учёных запада и Востока. Осуществляется анализ религии как основы мироощущения человека, которая проявляется в самых разнообразных формах. В частности в качестве истинной веры в сверхъестественный идеал, Создателя мироздания и одновременно его покровителя, догматического у официальных служителей религиозного культа и постоянно колеблющихся между верой и неверием. А специфика религиозных теорий учёных Запада и Востока И.Канта, ибн Рушдда, Газзали и других связана с решением множества принципиальных вопросов этой сферы. Порой неподъемных для человеческого разума. В результате чего они удивляли и по сей день продолжают удивлять мировые умы, а также способствуют возникновению дискуссий в научном и религиозном сообществе мира вот уже на протяжении двухсот с лишним лет. Это касается вопросов принципа созидания Богом мира, отношения Всевышнего к происходящему в мире, добра и зла, судьбы человека и многих др. Для того чтобы понять суть этих явлений, Кант считает необходимым и возможным выход разума за пределы возможного опыта. Что он формулирует в виде совокупности антиномий религиозного сознания. Согласно взглядам перечисленных учёных высшей инстанцией религии и религиозности является разум, которое имеет решающее значение в теории позании трансцендентного. Разум как способность объединять, приводить в систему все то, что можно постигать, мыслить. В частности, Кант считал, что разум стремится осуществить «систематичность познания, т.е. связь знаний согласно одному принципу». Цель и смысл определяются только в системе, и разум есть сразу и способность и требование системы. В данной статье проводится философский анализ взглядов восточных философов по данному вопросу.
№ | Author name | position | Name of organisation |
---|---|---|---|
1 | Bozarova F.. | PhD, assistant professor | NUUz |
№ | Name of reference |
---|---|
1 | 1. Afasijev M.N. Estetika Kanta. – M.: Nauka, 1975. 2. Asmus V.F. Nemetskaya estetika XVIII veka. M., 1962. 3. Kant I. Prolegomenы ko vsyakoy buduщey metafizike, moguщey poyavitsya kak nauka. // Traktatы. – SPb.: Nauka (Seriya «Slovo o suщem»). – 2006. – S. 237. 4. Kant I. Kritika sposobnosti sujdeniya. M.: Choro, 1998. 5. Kant I. Religiya v predelax tolko razuma. M.: Choro, 1998. 6. Vindelband V. K stoletnemu yubileyu Kanta [Elektronnыy resurs] Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennыy universitet. Elektronnaya bibliotekaURL:http://philosophy.pu.ru/userfiles/ library/Fokin/Vindelband_Kant.doc (data obraщeniya: 18.12.2010). 7. Uzlaner D.A. Postsekulyarnoye: pyat syujetov. 2012. URL: http://www.isras.ru/abstract_bank_ congress4/790.pdf (data obraщeniya: 02.06.2016). Uzlaner D.A. Postsekulyarnoe: pyat’ syuzhetov [Postsecular: five stories]. 2012. Available at: http://www. isras.ru/abstract_bank_congress4/790.pdf (date of application 02.06.2016). (in Russian). 8. Sultonov, Asliddin (2019) “THE NEW PHILOSOPHICAL PARADIGM OF CULTURAL DEVELOPMENT,” The Light of Islam: Vol. 2019 : Iss. 4 , Article 25. Available at: https://uzjournals.edu.uz/ iiau/vol2019/iss4/25. 9. Arastu. Poetika (Nafis san’atlar haqida), Axloqi kabir (Katta axloq kitobi), Ritorika (Xitoba). – Toshkent: Yangi asr avlodi, 2012. -351 b. 10. Arzimatova I. Estetik madaniyat. – Toshkent: Fan, 2007. -45 b. 11. Aristotel. Sochineniya v 4 tomax. T.4. – Moskva: Mыsl, 1978. -687 s. 12. Asqarov A. O‘zbek xalqining etnogenezi va etnik tarixi. – Toshkent: Universitet, 2007. -339 b. 13. Abdullayev M. Esteticheskaya kultura. – Toshkent: Fan, 1991. 14. Abu RayhonBeruniy. Tanlanganasarlar. -Toshkent: Fan, 1991. -404 b. 15. Abu Homid G‘azzoliy. Ihyou ulum id–din. Muhabbat, shavq, uns va rizo kitobi. Toshkent: “Movarounnahr”, 2005. –B.13. 16. Abdulla Sher. Estetika. – Toshkent: O‘zbekiston, 2014. 17. Afasijev M.N. Estetika Kanta. – Moskva: Nauka, 1975. 18. Asmus V.F. Nemetskaya estetika XVIII veka. Moskva: Nauka, 1989. 19. Asmus V. F. Kant . — Moskva: Vыsshaya shkola, 2005. – 439 s. 20. Abu Nasr Forobiy. Fozil odamlar shahri. Toshkent, 2011. –B.69. 21. Abdulla Sher, Bahodir Husanov. Axloq va nafosat falsafasi. Toshkent,2008. – B.141. 22. Aristotel. Etika. Estetika. Poetika. AST.: 2011. – 1280s. 23. Aldanov M.A. Chertov most. Devyatoye termidora: Romanы/ Seriya: Kolleksiya istoricheskix romanov). – Minsk: Vecher, 2010. – 640 s. 24. Al–Gazali. Izbavlyayuщiy ot zablujdeniya. V kn.: Antologiya mirovoy filosofii.T 1. S.748. 25. Apel Karl-Otto. Transformatsiya filosofii. Moskva:Logos, 2001. 344s. 26. Axmad Muhammad Mubashshir. Islom hazorasi. Toshkent: Movorounnahr. 2004. |