В настоящей статье на основе метода конечных элементов с моделью деформирования «обделка-горный массив» приведена методика расчета конструкций автотранспортных тоннелей глубокого заложения на воздействия сейсмических волн сжатия (растяжения) и сдвига. Последовательный анализ, происходящих при этом физических процессов, позволяет в достаточно полной мере определить основные закономерности взаимодействия обделки тоннелей совместно с вмещающим грунтовым массивом, а также разработать рекомендации по конструированию элементов с учетом всех особенностей работы тоннелей в горных условиях.
В настоящей статье на основе метода конечных элементов с моделью деформирования «обделка-горный массив» приведена методика расчета конструкций автотранспортных тоннелей глубокого заложения на воздействия сейсмических волн сжатия (растяжения) и сдвига. Последовательный анализ, происходящих при этом физических процессов, позволяет в достаточно полной мере определить основные закономерности взаимодействия обделки тоннелей совместно с вмещающим грунтовым массивом, а также разработать рекомендации по конструированию элементов с учетом всех особенностей работы тоннелей в горных условиях.
№ | Author name | position | Name of organisation |
---|---|---|---|
1 | Anvarov B.F. | Katta o'qituvchi | Tashkent State Transport University |
2 | Miralimov M.X. | Katta o'qituvchi | Tashkent State Transport University |
3 | Karshiboev A.I. | Katta o'qituvchi | Tashkent State Transport University |
4 | Yerpolatov I.B. | Katta o'qituvchi | Tashkent State Transport University |
№ | Name of reference |
---|---|
1 | 1. Гарбер В.А. Научные основы проектирования тоннельных конструкций с учетом технологии их сооружения. НИЦ "Тоннели и Метрополитены". АО "ЦНИИС", 1996, часть 1, с. 169, часть 2, с.22012. Иманалиев Т.Б. |
2 | 2. Перспективные тоннели//Вестник КГУСТА. Вып. 3 (22). Бишкек: КГУСТА, 2008. – С. 78- 83 |
3 | 3. Меркин В.Е., Маковский Л.В. Аварийные ситуации при строительстве и эксплуатации транспортных тоннелей и метрополитенов. Журнал «Подземной пространство мира», 1996, №1- 2, с. 57-60 |
4 | 4. Меликулов А.Д., Тоштемиров У.Т. Современные технологии тоннелестроения на службе развития международных связей Узбекистана вдоль древнего великого шелкового пути. Материалы конференции “Перспективы развития строительных технологий”, ТГТУ, г. Ташкент, 2014, с.151-154 |
5 | 5. Булычев Н.С. Механика подземных сооружений, М.: Недра, 1994, с. 381 |
6 | 6. Булычев Н.С., Фотиева Н.Н. Оценка устойчивости породы, окружающей горные выработки. Шахтное строительство, 1977, №3, с.15-21 |
7 | 7. Дорман И.Я. Сейсмостойкость транспортных тоннелей. М.: Строийиздат, 2000, с. 307 |
8 | 8. Давыдов С.С. Новый метод расчета обделки подземных сооружений. Вестник ВИА, 1935, т. 2 |
9 | 9. Шапошников Н.Н. Расчет круговых тоннельных обделок на упругом основании, характеризуемом двумя коэффициентами постели. Труды МИИТ, вып. 155, М.: Трансжелдориздат, 1961. |
10 | 10. Миралимов М.Х., Ишанходжаев А.А., Болтаев И., Маджидов Н. Разработка пакета программ по расчету транспортных сооружений методом конечных элементов. Вестник ТАДИ, №3-4, 2013. Ташкент, с.56-69 |
11 | 11. Рашидов Т.Р., Ишанходжаев А.А. Сейсмостойкость тоннельных конструкций метрополитена мелкого заложения. Ташкент, Фан, 1994, с.133 |
12 | 12. Daniel Suchora. "Hands on Applied Finite Element Analysis: Applications with ANSYS", AIAA Journal, Vol.54, No. 3, 2016, pp. 1150-1151 |
13 | 13. Seismic Design Aids for Nonlinear Analysis of Reinforced Concrete Structures. Taylor & Francis Group, London, 2010, p. 217 |
14 | 14. Hartl H., Handel C. 3D finite element modeling of reinforced concrete structures//Graz Univ. of Technol. : Inst. Of Structural Concrete. - Austria, 2000.- pp.1-10 |