38

В настоящей статье на основе метода конечных элементов с моделью деформирования «обделка-горный массив» приведена методика расчета конструкций автотранспортных тоннелей глубокого заложения на воздействия сейсмических волн сжатия (растяжения) и сдвига. Последовательный анализ, происходящих при этом физических процессов, позволяет в достаточно полной мере определить основные закономерности взаимодействия обделки тоннелей совместно с вмещающим грунтовым массивом, а также разработать рекомендации по конструированию элементов с учетом всех особенностей работы тоннелей в горных условиях.

  • Web Address
  • DOI
  • Date of creation in the UzSCI system 17-09-2024
  • Read count 38
  • Date of publication 30-03-2024
  • Main LanguageRus
  • Pages149-158
English

This article, based on the finite element method with the “lining-rock massif” deformation model, presents a method for calculating the structures of deep road transport tunnels under the influence of seismic compression (tension) and shear waves. Consistent analysis of the physical processes occurring in this case makes it possible to sufficiently fully determine the main patterns of interaction of the tunnel lining together with the enclosing soil mass, as well as to develop recommendations for the design of elements taking into account all the features of the operation of tunnels in mountain conditions.

Русский

В настоящей статье на основе метода конечных элементов с моделью деформирования «обделка-горный массив» приведена методика расчета конструкций автотранспортных тоннелей глубокого заложения на воздействия сейсмических волн сжатия (растяжения) и сдвига. Последовательный анализ, происходящих при этом физических процессов, позволяет в достаточно полной мере определить основные закономерности взаимодействия обделки тоннелей совместно с вмещающим грунтовым массивом, а также разработать рекомендации по конструированию элементов с учетом всех особенностей работы тоннелей в горных условиях.

Name of reference
1 1. Гарбер В.А. Научные основы проектирования тоннельных конструкций с учетом технологии их сооружения. НИЦ "Тоннели и Метрополитены". АО "ЦНИИС", 1996, часть 1, с. 169, часть 2, с.22012. Иманалиев Т.Б.
2 2. Перспективные тоннели//Вестник КГУСТА. Вып. 3 (22). Бишкек: КГУСТА, 2008. – С. 78- 83
3 3. Меркин В.Е., Маковский Л.В. Аварийные ситуации при строительстве и эксплуатации транспортных тоннелей и метрополитенов. Журнал «Подземной пространство мира», 1996, №1- 2, с. 57-60
4 4. Меликулов А.Д., Тоштемиров У.Т. Современные технологии тоннелестроения на службе развития международных связей Узбекистана вдоль древнего великого шелкового пути. Материалы конференции “Перспективы развития строительных технологий”, ТГТУ, г. Ташкент, 2014, с.151-154
5 5. Булычев Н.С. Механика подземных сооружений, М.: Недра, 1994, с. 381
6 6. Булычев Н.С., Фотиева Н.Н. Оценка устойчивости породы, окружающей горные выработки. Шахтное строительство, 1977, №3, с.15-21
7 7. Дорман И.Я. Сейсмостойкость транспортных тоннелей. М.: Строийиздат, 2000, с. 307
8 8. Давыдов С.С. Новый метод расчета обделки подземных сооружений. Вестник ВИА, 1935, т. 2
9 9. Шапошников Н.Н. Расчет круговых тоннельных обделок на упругом основании, характеризуемом двумя коэффициентами постели. Труды МИИТ, вып. 155, М.: Трансжелдориздат, 1961.
10 10. Миралимов М.Х., Ишанходжаев А.А., Болтаев И., Маджидов Н. Разработка пакета программ по расчету транспортных сооружений методом конечных элементов. Вестник ТАДИ, №3-4, 2013. Ташкент, с.56-69
11 11. Рашидов Т.Р., Ишанходжаев А.А. Сейсмостойкость тоннельных конструкций метрополитена мелкого заложения. Ташкент, Фан, 1994, с.133
12 12. Daniel Suchora. "Hands on Applied Finite Element Analysis: Applications with ANSYS", AIAA Journal, Vol.54, No. 3, 2016, pp. 1150-1151
13 13. Seismic Design Aids for Nonlinear Analysis of Reinforced Concrete Structures. Taylor & Francis Group, London, 2010, p. 217
14 14. Hartl H., Handel C. 3D finite element modeling of reinforced concrete structures//Graz Univ. of Technol. : Inst. Of Structural Concrete. - Austria, 2000.- pp.1-10
Waiting