28

В данной статье на основе источников изучена история и культура Ташкентского оазиса. Известно что, бассейн реки Чирчик является колыбелью одной из древнейших земледельческих и городских цивилизаций Центральной Азии. В пределах этого оазиса был основан город, который в разные этапы истории носил названия Шаш, Чач и наконец, Ташкент. В статье раскрывается деятельность всемирно известных учёных, живших, творивших и получивших свою известность на территории Ташкентского оазиса. Дается оценка и анализ скромному образу жизни ташкентских учёных, мухаддисов и суфиев, как примеру для подражания, а также и их роли в распространении таких качеств, как преданность, отважность, патриотизм, трудолюбие, честность, справедливость, милосердие и доброта. Ташкент, будучи одним из научно-культурных центров, расположенный на Великом Шёлковом пути, являлся связывающим пунктом между Западом и Востоком в течение многих веков. В средневековых источниках город Ташкент назывался Шаш. Именно отсюда вышло большое количество учёных, деятельность которых была тесна связано с такими исламскими науками, как фикх, хадис, суфизм и т.п. Ученым, которые родились здесь и внесли большой вклад в исламское учение своей научной деятельностью приписывали нисбу «Шаши», а позднее «Ташканди». Именно с этим именем прославились во всем мусульманском мире такие учёные, как Хайсам ибн Кулайб Шаши, Каффал Шаши, Абу Бакр Мухаммад ибн Ахмад Шаши, Занги ата, Шайх Умар Багистани, Шейх Хаванди Тахур, Ходжа Ахрар и др.

  • Read count 28
  • Date of publication 05-03-2025
  • Main LanguageO'zbek
  • Pages24-31
Ўзбек

В данной статье на основе источников изучена история и культура Ташкентского оазиса. Известно что, бассейн реки Чирчик является колыбелью одной из древнейших земледельческих и городских цивилизаций Центральной Азии. В пределах этого оазиса был основан город, который в разные этапы истории носил названия Шаш, Чач и наконец, Ташкент. В статье раскрывается деятельность всемирно известных учёных, живших, творивших и получивших свою известность на территории Ташкентского оазиса. Дается оценка и анализ скромному образу жизни ташкентских учёных, мухаддисов и суфиев, как примеру для подражания, а также и их роли в распространении таких качеств, как преданность, отважность, патриотизм, трудолюбие, честность, справедливость, милосердие и доброта. Ташкент, будучи одним из научно-культурных центров, расположенный на Великом Шёлковом пути, являлся связывающим пунктом между Западом и Востоком в течение многих веков. В средневековых источниках город Ташкент назывался Шаш. Именно отсюда вышло большое количество учёных, деятельность которых была тесна связано с такими исламскими науками, как фикх, хадис, суфизм и т.п. Ученым, которые родились здесь и внесли большой вклад в исламское учение своей научной деятельностью приписывали нисбу «Шаши», а позднее «Ташканди». Именно с этим именем прославились во всем мусульманском мире такие учёные, как Хайсам ибн Кулайб Шаши, Каффал Шаши, Абу Бакр Мухаммад ибн Ахмад Шаши, Занги ата, Шайх Умар Багистани, Шейх Хаванди Тахур, Ходжа Ахрар и др.

Name of reference
1 Ф.Абдухолиқов, Н.Мухамедов, А.Абдуллаев, К.Раҳимов. (2017). Ўзбекистон обидаларидаги битиклар. Тошкент вилояти. Архитектурная эпиграфика Узбекистана. Ташкентская область. Architectural epigraphy of Uzbekistan. Tashkent region (ўзбек, рус ва инглиз тилларида). Тошкент: Uzbekistan Today.
2 Абу Саъд Абдулкарим ибн Мухаммад Самъани. (1980). ал-Ансоб. Байрут.
3 Абу Саъид ал-Хайсам ибн Кулайб аш-Шаши. (1990). ал-Муснад. Мадинаи мунаввара: Мактабат ал-улум вал-ҳикам.
4 Д.Алимова, М.Филанович. (2009). Ташкент на переломе эпох // История Ташкента (с древнейших времен до наших дней). Тошкент: ART FLEX.
5 Б.Валихўжаев. (1998). Шайх Хованд Таҳур // Мулоқот. Тошкент.
6 Б.Валихўжаев. (1994). Ходжа Аҳрор тарихи. Тошкент: Ёзувчи.
7 З.Исломов, Д.Мақсудов. (2005). Шайх Хованд Таҳур ёдгорлик мажмуаси. Тошкент: Тошкент ислом университети.
8 Э.Каримов. (2003). Хўжа Аҳрор ҳаёти ва фаолияти. Тошкент: Маънавият.
9 Н.Лыкошин. (1918). Помяните первоучителя // Народный университет.
10 М.Массон. (1954). Прошлое Ташкента. Ташкент: Из-во АН УзССР.
11 Махмуд Ҳасаний, Каромат Қиличева. (2004). Шайх Хованди Таҳур. Тошкент.
12 Н.А.Мухамедов. (2014). Хазрат Имам Абу Бакр Каффал Шаши – мухаддис из Ташкента. Peoples of eurasia. history, culture and interaction problems, 130. http://www.sociosphera.com/files/conference/2014/k-04_05_14.pdf#page=130
13 Н.А.Мухамедов. (2019). THE ROLE OF THE MEMORIAL COMPLEX OF SHEIKH HOVAND TAHUR IN ISLAMIC CULTURE OF THE REGION.
14 The Light of Islam: Vol. 2019: Iss. 1, Article 3. Available at: https://uzjournals. edu.uz/cgi/viewcontent.cgi?article=1026&context=iiau.
15 N.Mukhamedov. (2020). Medieval Scientists Of The Oasis Shash And Their Contribution To Islamic Civilization // The American Journal of Social Science and Education. Innovations (ISSN–2689–100x).Published: August 14, 2020|Doi: https://doi.org/10.37547/tajssei/Volume 02, Issue 08-20.
16 N.Mukhamedov. (2020). “ACTIVITIES OF HADITH SCHOLARS (MUHADDIS) OF SHASH OASIS IN SCIENTIFIC CENTERS OF THE REGION”. The Light of Islam: Vol. 2020 : Iss. 2 , Article 11. Available at: https://uzjournals.edu.uz/iiau/vol2020/iss2/11.
17 С.Прозоров. ал-Каффал // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Москва: Восточная литература, 2000.
18 А.Саидов. (2015). Ҳазрат Занги ата. Тошкент: Шарқ нашриёти.
19 Тожуддин ас Субки. (1999). Табакат аш-шафиъия ал-кубра. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-илмия. 3 том.
20 Тазкират ал-хуффоз. 3 том; Абдурахман ибн Абу Бакр ас-Суюти. Табакат ал-хуффоз. Бейрут: Дор ал-кутуб ал-илмия. Ж. 7.
21 Ризауддин Фахриддин. Имом Газзали. Фонд рукописей Института востоковедения АН РУз. Инв. № 9122. 21. Ходжа Халифа. (1998). Кашф уззунун. Ж. 1. Байрут,
22 Шамсуддин аз-Захаби. Сийар аълам ан-нубала. Ж. 15.
23 Т.Файзиев. (2001). Занги ата Ҳимматий. Тошкент: Мовароуннаҳр.
24 Фахруддин Али Сафий. (2004). Рашахот/Подг. к изд. Махмуд Хасаний, Бахриддин Умрзок. Тошкент: Абу Али ибн Сино.
25 Якут ал-Хамави. (1998). Му’жам албулдон. Байрут. Ж. 1.
Waiting