В статье рассматривается влияние коллективных форм обучения на развитие синергетического мышления у учащихся общеобразовательных школ. Проведенное автором исследование показало, что коллективные методы обучения не только способствуют формированию познавательной активности и развитию коммуникативных навыков, но и создают условия для возникновения синергетических эффектов в процессе мыслительной деятельности. Представленные результаты показывают, что вовлечение школьников в совместные проекты, дискуссии и групповые исследования способствует росту системного, критического и творческого мышления, а также формирует готовность к совместному решению проблем.
В статье рассматривается влияние коллективных форм обучения на развитие синергетического мышления у учащихся общеобразовательных школ. Проведенное автором исследование показало, что коллективные методы обучения не только способствуют формированию познавательной активности и развитию коммуникативных навыков, но и создают условия для возникновения синергетических эффектов в процессе мыслительной деятельности. Представленные результаты показывают, что вовлечение школьников в совместные проекты, дискуссии и групповые исследования способствует росту системного, критического и творческого мышления, а также формирует готовность к совместному решению проблем.
Maqolada umumta’lim maktablari o‘quvchilarida sinergetik tafakkurni rivojlantirishda kollektiv o‘qitish shakllarining ta’siri ko‘rib chiqiladi. Muallif olib borgan tadqiqot shuni ko‘rsatdiki, kollektiv o‘qitish usullari nafaqat bilish faolligini shakllantirish va kommunikativ ko‘nikmalarni rivojlantirishga xizmat qiladi, balki tafakkur jarayonida sinergetik effektlarning yuzaga kelishi uchun sharoit yaratadi. Natijalar shuni tasdiqlaydiki, o‘quvchilarning loyihalar, munozaralar va guruhiy tadqiqotlarda ishtiroki ularning tizimli, tanqidiy va ijodiy tafakkurini oshiradi hamda muammolarni birgalikda hal etishga tayyorgarligini shakllantiradi.
The article examines the impact of collective learning methods on the development of synergetic thinking among secondary school students. The author’s research revealed that collective forms of instruction not only foster cognitive activity and enhance communication skills but also create conditions for the emergence of synergetic effects in the process of thinking. The findings demonstrate that engaging students in joint projects, discussions, and group research promotes the growth of systemic, critical, and creative thinking, as well as readiness for collaborative problem-solving.
| № | Author name | position | Name of organisation |
|---|---|---|---|
| 1 | Masharipova F.. | Специалист | исследователь Ургенчского государственного университета имени Абу Райхана Беруни |
| № | Name of reference |
|---|---|
| 1 | . Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – М.: Педагогика, 1983 |
| 2 | Кларин М.В. Инновационные модели обучения. – М.: Педагогика, 2010 |
| 3 | Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. |
| 4 | Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Смысл, 2001. |
| 5 | Bruner, J. (1996). The culture of education. Cambridge, MA: Harvard University Press. |
| 6 | Dewey, J. (1916). Democracy and education. New York, NY: Macmillan |
| 7 | Erikson, E.H. (1980). Identity and the life cycle. New York, NY: W.W. Norton. |
| 8 | Johnson, D.W., Johnson, R.T., & Holubec, E.J. (1994). Cooperative learning in the classroom. Alexandria, VA: Association for Supervision and Curriculum Development (ASCD) |
| 9 | Slavin, R.E. (1995). Cooperative learning: Theory, research, and practice (2nd ed.). Boston, MA: Allyn & Bacon |