В статье рассматриваются особенности дислексии как нарушения чтения у младших школьников, основные подходы к ее диагностике и коррекции. Приводятся данные о росте числа детей с трудностями чтения и анализ работ исследователей, подчеркивающих роль фонетико-фонематического и грамматического развития речи. В практической части представлен перечень вопросов для родителей, позволяющий оценить раннее речевое развитие ребенка и выявить предпосылки к дислексии
В статье рассматриваются особенности дислексии как нарушения чтения у младших школьников, основные подходы к ее диагностике и коррекции. Приводятся данные о росте числа детей с трудностями чтения и анализ работ исследователей, подчеркивающих роль фонетико-фонематического и грамматического развития речи. В практической части представлен перечень вопросов для родителей, позволяющий оценить раннее речевое развитие ребенка и выявить предпосылки к дислексии
Maqolada kichik maktab o‘quvchilarida disleksiyaning o‘qish buzilishi sifatidagi xususiyatlari, uni tashhis va korreksiya qilishning asosiy yondashuvlari ko‘rib chiqiladi. Maqolada o‘qishda qiyinchiligi bo‘lgan bolalar sonining ortishi haqida ma’lumotlar berilgan hamda nutqning fonetik-fonematik va grammatik rivojlanishining ahamiyatini ta’kidlovchi tadqiqotchilar ishlari tahlil qilinadi. Amaliy qismda ota-onalar uchun bolaning erta nutqiy rivojlanishini baholash va disleksiyaga zaminni aniqlash imkonini beruvchi savollar ro‘yxati taqdim etilgan.
The article examines the characteristics of dyslexia as a reading disorder in primary school children, as well as the main approaches to its diagnosis and correction. Data are provided on the growing number of children experiencing reading difficulties, along with an analysis of studies emphasizing the role of phonetic-phonemic and grammatical speech development. The practical section includes a set of questions for parents aimed at assessing a child’s early speech development and identifying predispositions to dyslexia.
| № | Author name | position | Name of organisation |
|---|---|---|---|
| 1 | Niyozova L.. | Специалист | преподаватель Чирчикского государственного педагогического университета |
| № | Name of reference |
|---|---|
| 1 | Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М.: Медицина, 1968 |
| 2 | Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. – М.: ДиректМедиа, 2008. |
| 3 | Корнев А.Н. Дислексия и ее двойники: критерии дифференциации. // Мат. конф. «Изучение нарушений чтения и письма. Итоги и перспективы». − М.: Мос. соц.-гуманитарный институт, 2013. 120 с. |
| 4 | Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. − СПб., 2014. С. 20−25 |
| 5 | Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. − СПб., 2010. С. 4−68 |
| 6 | Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во МГУ, 1969. |
| 7 | Цветкова Л.С. Нейропсихология письма, чтения и счета: нарушение и восстановление. – М.: Юристъ, 1997 |
| 8 | Чиркина Г.В., Корнев А.Н. Современные тенденции в изучении дислексии у детей. // Дефектология, 2015. № 3. С. 89−93. |