422

Нормо- ва гиперсимпатико-тоник типдаги мактаб болаларида юрак ритми ортади,
асимпатико-тоник типларда эса ортади. Юрак фаолиятининг тикланиш жараёни
бошқарувнинг автоном контур фаоллашуви билан кечади. Гиперсимпатико-тоническим
типга тааллуқли болаларда юрак фаоллиги, ҳамда бошқарувнинг марказий контури
фаоллиги ва гуморал омиллар фаоллиги ортади.
 

  • Read count397
  • Date of publication14-06-2019
  • Main LanguageO'zbek
  • Pages62-70
Русский

Сердечный ритм у школьников с нормо- и гиперсимпатико-тоническим типами
вегетативной реактивности повышается, а у лиц с асимпатико-тоническим типом
реагирования снижается. Процесс восстановления сердечной деятельности сопровождается
активацией автономного контура регуляции с пре- обладанием симпатических модуляций, а
у школьников с гиперсимпатикото- ническим типом вегетативной реактивности повышается
также активность центрального контура регуляции и гуморальных факторов.
 

English

In schoolchildren with normo- and hypersympathicotonic types, autonomic reactivity is
increased, and in individuals with an asympatheticotonic type of reaction, it decreases. The process
of restoration of cardiac activity is accompanied by the activation of an autonomous regulation loop
with a predominance of sympathetic modulations, and in schoolchildren with a
hypersympathicotonic type of autonomic reactivity, the activity of the central regulation loop and
humoral factors also increase.
 

Ўзбек

Нормо- ва гиперсимпатико-тоник типдаги мактаб болаларида юрак ритми ортади,
асимпатико-тоник типларда эса ортади. Юрак фаолиятининг тикланиш жараёни
бошқарувнинг автоном контур фаоллашуви билан кечади. Гиперсимпатико-тоническим
типга тааллуқли болаларда юрак фаоллиги, ҳамда бошқарувнинг марказий контури
фаоллиги ва гуморал омиллар фаоллиги ортади.
 

Author name position Name of organisation
1 Holmatov D.N. ASMI
2 Tagaev B.K. ASMI
3 Solieva G.S. ASMI
Name of reference
1 1.Алферова О.П., Осин А.Я. Особенности вегетативной регуляции и интегрированных показателей адаптированности сердца. Современные проблемы науки и образования. 2012; 2: 113.
2 2.Койчубеков Б.К., Сорокина МА., Коршуков И.В. Механизмы нелинейной динамики сердечного ритма: влияние вегетативной нервной системы. Успехи современного естествознания. 2013; 4: 42-46.
3 3.Молоканова Ю.П. Факторы, определяющие ритм сердечных сокращений у лиц юношеского возраста. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: естественные науки. 2013; 2: 63-66.
4 4.Кудря О.Н. Вегетативное обеспечение сердечно-сосудистой системы при ортостатическом тестировании спортсменов. Бюллетень Сибирской медицины. 2010; 9: 75-81.
5 5.Михайлова Л.А. Вариабельность сердечного ритма у юношей-подростков с различным типом вегетативной реактивности/ Педиатрия. 2015; 92; 2: 27-30.
6 6.Михайлова ЛА., Кимяева С.И. Показатели центральной гемодинамики у старшеклассников, имеющих повышенные учебные и двигательные нагрузки. Сибирское медицинское обозрение. 2013; 3: 55-58.
7 7.Пушкина В.Н., Варенцова И.А. Вариабельность сердечного ритма у юношей с разным типом гемодинамики. Экология человека. 2012; 11: 38-43.
8 8.Спивак Е.М., Печникова Н.В., Гущин А.Г. Показатели вариабельности сердечного ритма и психофизиологического состояния организма школьников с нормальным и повышенным артериальным давлением. Ярославский педагогический вестник. 2012; 3 (3): 159-161.
9 9.Степанова Г.К., Дмитриева С.М., Устинова М.В. Вариабельность сердечного ритма в различные сезоны года у юношей-якутов. Дальневосточный медицинский журнал. 2010; 2: 105-108.
10 10.Хураськина Н.В., Александрова Л.А., Чемерова Л.Ф. Возрастная динамика регуляции сердечного ритма у учащихся. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2010; 4: 204-209.
11 11. Холматов Д.Н., Ганиев А.Г., Сатвалдиева М.Ш. Формирование номо – и гетеротопных нарушений ритма у детей с отклонениями антрпометрического статуса/. Международную научно-практическую конференцию// «Молодой исследователь: вызовы и перспективы развития современной педиатрии и детской хирургии» г. Алматы 2019; Ст.:102-105.
Waiting