Приводится методика автоматизированного обучения студентов нормативным
авиационным документам в рамках проведения практических занятий по учебной дисциплине
«Организация и обслуживание воздушного движения» Обосновывается, что метод
предусматривает формирование навыков аналитического мышления в процессе изучения
авиационных документов. Образовательный процесс осуществляется посредством дедукции, при
которой содержание нормативных документов осваивается путем последовательных действий,
приводящих к осмыслению конечной цели и задач изучаемых документов. Для повышения
результативности процесса обучения и сбережения академического времени предлагается
компьютерная технология, которая представляет собой программный комплекс и необходимую
базу данных об авиационных документах, предназначенных для служб организации и
обслуживания воздушных движений. Дается объяснение, что процедура использования данной
технологии состоит из выполнения последовательных действий на компьютере, таких как выбор
варианта задания, выбор правильного ответа из числа альтернативных ответов, поиск информации
для ответа на поставленные вопросы, осмысление этой информации и изложение ее своими
словами по содержанию, близкому к оригиналу. Использование методики рассматривается на
примере Воздушного Кодекса Республики Узбекистан. В контексте статьи анализируется
системный алгоритм метода обучения.
“Ҳаводаги ҳаракатни ташкил этиш ва ҳизмат кўрсатиш” ўқув фани бўйича ўтказиладиган
амалий машғулотлар кесимида талабаларга авиация меъёрий ҳужжатларини ўргатишнинг
автоматлаштирилган усули кўриб чиқилган. Усулнинг мақсади авиация ҳужжатларини ўрганиш
вақтида талабаларда таҳлилий фикр юритиш кўникмаларини шакллантиришдан иборат. Таълим
жараёни дедукцияга асосланган ва унга биноан меъёрий ҳужжатлар мазмуни бирин кетин
бажариладиган амаллар орқали тушинилган ҳолда ўзлаштирилиши баён этилган. Дарс бериш
жараёнининг самарадорлигини ошириш ва белгиланган академик вақтни тежаш учун амалий
машғулотни компьютерда ўтказилиши таклиф этилган ва бу учун дастурий-алгоритмик комплекс
ва авиация меъёрий ҳужжатларига оид маълумотлар базасининг тузилмаси кўрилган. Таклиф
этилган педагогик технологияни ишлатилиши дастурий ва маълумотлар таъминотлари ёрдамида
бирин кетин бажариладиган амаллар келтирилган. Усулни қўлланилиши Ўзбекистон
Республикаси Ҳаво Кодекси мисолида кўриб чиқилган. Бундай усул талабаларга меъёрий
ҳужжатлар бўйича билимларни мантиқан ва пуҳта ўзлаштиришга имкон берилиши асосланган.
Усулнинг умумий ишлаш принципларини ёритиш мақсадида тизимли алгоритм кўриб чиқилган.
Амалий машғулотни ўтказиш учун талабаларга бериладиган вазифаларнинг шакли ва мазмуни
келтирилган.
Приводится методика автоматизированного обучения студентов нормативным
авиационным документам в рамках проведения практических занятий по учебной дисциплине
«Организация и обслуживание воздушного движения» Обосновывается, что метод
предусматривает формирование навыков аналитического мышления в процессе изучения
авиационных документов. Образовательный процесс осуществляется посредством дедукции, при
которой содержание нормативных документов осваивается путем последовательных действий,
приводящих к осмыслению конечной цели и задач изучаемых документов. Для повышения
результативности процесса обучения и сбережения академического времени предлагается
компьютерная технология, которая представляет собой программный комплекс и необходимую
базу данных об авиационных документах, предназначенных для служб организации и
обслуживания воздушных движений. Дается объяснение, что процедура использования данной
технологии состоит из выполнения последовательных действий на компьютере, таких как выбор
варианта задания, выбор правильного ответа из числа альтернативных ответов, поиск информации
для ответа на поставленные вопросы, осмысление этой информации и изложение ее своими
словами по содержанию, близкому к оригиналу. Использование методики рассматривается на
примере Воздушного Кодекса Республики Узбекистан. В контексте статьи анализируется
системный алгоритм метода обучения.
The method of an automated training of students to normative aviation documents in the
framework of the practical training on the studying discipline "The organization and maintenance of air
traffic". The method involves the formation of analytical thinking skills in the process of stu dying
aviation documents. The educational process is carried out through deduction, in which the content of
normative documents is mastered through successive actions leading to an understanding of the final goal
and objectives of the documents under study. To improve the effectiveness of the learning process and
save academic time, a computer technology is proposed, which is a software package and the necessary
database of aviation documents for air traffic organization and maintenance services. The proced ure for
using this technology consists of performing sequential actions on a computer, such as choosing a job
option, choosing the correct answer from the number of alternative answers, searching for information to
answer the questions posed, understanding this information and presenting it in your own words about the
content close to the original. The use of the methodology is considered on the example of the Air Code of
the Republic of Uzbekistan. In the context of the article, the system algorithm of the proposed learning
method is considered.
№ | Author name | position | Name of organisation |
---|---|---|---|
1 | Shamsiev Z.Z. | _ | _ |
2 | Saydumarov I.M. | _ | _ |
3 | Shukurova S.M. | _ | _ |
№ | Name of reference |
---|---|
1 | Авиационные правила Республики Узбекистан. Правила полётов гражданской и экспериментальной авиации в воздушном пространстве Республики Узбекистан (АП РУз-91). 2007 |
2 | Руководство по организации воздушного движения. ПСК/ЦУАН/ОВД-01. 2015. |
3 | Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студ./ Полат Е.С. М.: Изд. центр «Академия»,2001 |
4 | Современные технологии обучения в вузе (опыт НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге)/ Коллектив авторов под редакцией Малышевой М.А. Методическое пособие. Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ. Спб., 2011. — 134 c |