Шахмат билан шуғулланган ҳар иккала жинсдаги 7-11 ёшдаги ўқувчиларнинг антропометрик кўрсаткичлари ёш ва гендер стандартларига мос келиши аниқланди. Шахматда 3 йилдан ортиқ муддатга шуғулланадиган ҳар икки жинсдаги 4-синф ўқувчилари “математика” ва “информатика” фанлари бўйича юқори илмий ишларга эга бўлишсада, бу болалар гуруҳида морбидитлилик даражаси, айниқса, вегетатив ўзгаришлар (45%) белгиси билан юқор
It has been established that the anthropometric indices of students of 7-11 years of both sexes engaged in chess correspond to age and gender standards. While students of 4 grades of both sexes who have been engaged in chess for more than 3 years have a higher academic performance in the subjects "mathematics" and "informatics", however, in this cohort of children the morbidity rates are higher, especially with signs of vegetative changes (45%).
№ | Author name | position | Name of organisation |
---|---|---|---|
1 | Aliyeva N.R. | ||
2 | Muxamejanova F.R. |
№ | Name of reference |
---|---|
1 | 1. Безруких М.М. Особенности организации внимания у гиперактивных детей 5,5-7 лет / М.М. Безруких, Н.Е. Рейсих, Т.А. Филлипова // Научные труды I съезда физиологов СНГ. М.: Медицина-Здоровье, 2005. - Т. 1. - С. 145-146. 2. Быков Е.В. Онтогенетические аспекты регуляции артериального давления у учащихся младших классов с различным уровнем умственных нагрузок / Е.В.Быков, Е.А. Мекешкин, О.В. Казакова. Н.Г.Зинурова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2010. - Вып. 24. - №24 (200). - С. 24-27. 3. Гребнева, H.H. Исследование психофизиологических функций у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / H.H. Гребнева, Ю.В. Евсеева // Здоровая образовательная среда здоровое поколение: матер. Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009.-С. 69-76. 4. Даирбаева С.Ж. Морфофункциональное и нейрофизиологичское развитие детей и подростков 7-15 лет г. Павлодара (Северный Казахстан): автореф. дисс.. канд. биол. наук / С.Ж. Даирбаева. Челябинск, 2010. - 22 с. 5. Зайнеев, М.М. Возрастные особенности реакции кардиореспираторной системы младших школьников на динамическую и изометрическую нагрузки в различные периоды учебного года: автореф. дис... канд. биол. наук /М.М. Зайнеев. Казань, 2009. - 28 с. 6. Звездина, И.В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей в динамике обучения в начальной школе / И.В. Звездина, Н.С. Жигарева, JI.A. Агапова // Российский педиатрический журнал: научно-практический журнал. 2009. - №2. - С. 19-23 7. Кокорева, Е.Г. Гетерохронизм развития пси-хофизиологических функций у детей с сенсорными нарешениями: дис. . докт. биол. наук /Е.Г. Кокорева. Челябинск, 2010. - 26 с. 8. Колосова, Т.С. Особенности эмоционального статуса младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам / Т.С. Копосова, М.Ю. Кондратьева // Новые исследования. №1-2. - 2004. -С. 213-214. 9. Sato, N. Cardiovascular reaction to mental stress: relationship with menstrual cycle and gender / N. Sato, S. Miyake // J. Pysiol. Anthropol. Appl. Hum. Science. 2004. - V. 23. - №6. - P. 215. |