В статье на основе анализа состояния транспортной системы Узбекистана выявлены наиболее узкие места и накопившиеся проблемы в развитии и регулировании данной сферы. Рассмотрены альтернативные варианты прогноза сценариев развития транспортной системы страны на средне- и долгосрочную перспективы. Определены основные направления развития рынка транспортных услуг в республике. Выработаны рекомендации по усилению роли государства в регулировании сферы, совершенствованию налоговой и бюджетной политики, улучшению антимонопольного и тарифно-ценового регулирования в сфере транспорта, определены важнейшие задачи и сферы ответственности государства в управлении транспортной системой, меры по ослаблению его вмешательства в хозяйственную деятельность транспортных компаний. Обоснованы стратегические приоритеты структурных реформ и важнейшие направления развития транспортной инфраструктуры на период до 2030 года, сформулированы перспективные направления социальной политики в сфере, предложены меры по развитию системы научного обеспечения сферы. Выработаны рекомендации по организации мониторинга за ходом реализации Транспортной стратегии, сформулированы ожидаемые результаты ее внедрения.
Мақолада Ўзбекистон транспорт тизимининг ҳозирги аҳволини таҳлил қилиш асосида мазкур соҳани ривожлантириш ҳамда унинг фаолиятини тартибга солишнинг энг заиф томонлари ва тўпланиб қолган муаммолари аниқланган. Мамлакат транспорт тизимининг ўрта ва узоқ муддатли ривожланиш прогнозларининг муқобил сценарийлари кўриб чиқилган. Республикада транспорт хизматлари бозори ривожланишининг асосий йўналишлари аниқланган. Мазкур соҳани тартибга солишда давлат ролини кучайтириш, солиқ, бюджет сиёсатини такомиллаштириш, монополияга қарши ва тариф-нарх сиёсатини яхшилаш бўйича тавсиялар берилган, транспорт тизимини бошқаришда давлатнинг муҳим вазифалари ва масъулият доиралари, уни транспорт компанияларининг хўжалик фаолиятига аралашишини сусайтириш бўйича чора-тадбирлар белгиланган. 2030 йилгача бўлган даврда таркибий ислоҳотларни амалга ошириш бўйича устувор йўналишлар ҳамда транспорт инфратузилмасининг ривожланиш йўналишлари аниқланган, ижтимоий сиёсатнинг истиқболли томонлари ва мазкур соҳанинг илмий таъминоти асосланган. Транспорт стратегиясини амалга ошириш бўйича мониторинг олиб бориш учун тавсиялар берилган, стратегияни ҳаётга жорий этгандан сўнг кутилаётган натижалар келтириб ўтилган.
В статье на основе анализа состояния транспортной системы Узбекистана выявлены наиболее узкие места и накопившиеся проблемы в развитии и регулировании данной сферы. Рассмотрены альтернативные варианты прогноза сценариев развития транспортной системы страны на средне- и долгосрочную перспективы. Определены основные направления развития рынка транспортных услуг в республике. Выработаны рекомендации по усилению роли государства в регулировании сферы, совершенствованию налоговой и бюджетной политики, улучшению антимонопольного и тарифно-ценового регулирования в сфере транспорта, определены важнейшие задачи и сферы ответственности государства в управлении транспортной системой, меры по ослаблению его вмешательства в хозяйственную деятельность транспортных компаний. Обоснованы стратегические приоритеты структурных реформ и важнейшие направления развития транспортной инфраструктуры на период до 2030 года, сформулированы перспективные направления социальной политики в сфере, предложены меры по развитию системы научного обеспечения сферы. Выработаны рекомендации по организации мониторинга за ходом реализации Транспортной стратегии, сформулированы ожидаемые результаты ее внедрения.
The article provides the analysis of the problems accumulated in the development and regulation of the transport system of Uzbekistan. Alternative forecasting scenarios for the development of the transport system of the country in the medium and long term have been considered as well. The main directions of development of the transport services market in the republic have been determined; recommendations on strengthening the role of the state in regulating the sphere, improving tax and budget policies, improving antimonopoly and tariff-price regulation in the field of transport have been provided; the most important tasks and responsibilities of the state in managing the transport system and measures to weaken its interference with the economic activities of transport companies have been identified. The strategic priorities of the structural reforms and the most important directions of the development of transport infrastructure for the period up to 2030 have been grounded; the prospective directions of social policy in the field have been formulated; measures for the develop the system of scientific support of the sphere have been proposed. Recommendations on the organization of monitoring the Transport Strategy implementation process and the expected results have been defined.
№ | Муаллифнинг исми | Лавозими | Ташкилот номи |
---|---|---|---|
1 | O'ljaboev K.O. | i.f.d., professor | "TRANS EKO" XK bosh direktori |
№ | Ҳавола номи |
---|---|
1 | Мирзиёев Ш. Интересы человека – превыше всего. / Доклад Президента Республики Узбекистан на торжественном собрании в связи с 24-летием Конституции Республики Узбекистан 7 декабря 2016 года. |
2 | Мирзиёев Ш. Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя. / Доклад Президента Республики Узбекистан на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2016 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2017 год 15 января 2017 года. |
3 | Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по строительству железнодорожной линии «Бухара–Мискен» № ПП-2827 от 13.03.2017 г. |
4 | Белая книга. Европейская транспортная политика, разработанная до 2010 года: Время делать выбор. // Комиссия Европейского Союза. Брюссель, 2001. |
5 | Винслав Ю.Б. Управление интегрированными структурами: Теоретические и методические аспекты. М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2016. – 516 с. |
6 | Голомолзин А.Н. Трудное расставание с монополизмом. // Отечественные записки. Железнодорожный узел. – 2013. – №3. – С. 23-42. |
7 | Каримов И.А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. Т.: Ўзбекистон, 1995. – 246 с. |
8 | Каримов И.А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Т.: 2010. |
9 | Линдгрен М., Бандхольд Х. Сценарное планирование: Связь между будущим и стратегией. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009. – 256 с. |
10 | Транспорт и связь в Узбекистане. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. Т.: 2018. – 141 с. |
11 | Транспортная политика России: Ситуационный анализ, исторический анализ, проблемные вопросы / Под ред. Персианова В.А. – М.: 2010. – 596 с. |
12 | Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. министром транспорта РФ 12 апреля 2005 г. |
13 | Транспортная стратегия Республики Казахстан на период до 2015 года. Утв. Президентом Республики Казахстан 11 апреля 2006 г. |
14 | Узбекская модель построения основ рыночной экономики. / Институт макроэкономических и социальных исследований. Министерство макроэкономики и статистики Республики Узбекистан. – Т.: 1999. – 256 с. |
15 | Ульджабаев К.У., Ярашова В.К. Стратегическое планирование развития железнодорожных пассажирских перевозок. – Т.: Exstremum-Press, 2013. – 344 с. |
16 | Хусаинов Ф.И. Экономические реформы на железнодорожном транспорте. – М.: Наука, 2012.–192 с. |