годы независимости в Узбекистане актуализировался вопрос возрождения, сохранения и развития традиционного культурного наследия на новой основе. Данная статья посвящена одной из малоизученных проблем современного искусствоведения, связанных с вопросами возрождения традиционных форм художественного текстиля в контексте важных исторических трансформаций, произошедших в нашем обществе. Автор на основе анализа фактологического материала, собранного в научных экспедицях в различных регионах Узбекистана, отечественных и зарубежных музейных коллекций, дает заключение по проблемам, которые сегодня стоят перед узбекским традиционным текстилем.
годы независимости в Узбекистане актуализировался вопрос возрождения, сохранения и развития традиционного культурного наследия на новой основе. Данная статья посвящена одной из малоизученных проблем современного искусствоведения, связанных с вопросами возрождения традиционных форм художественного текстиля в контексте важных исторических трансформаций, произошедших в нашем обществе. Автор на основе анализа фактологического материала, собранного в научных экспедицях в различных регионах Узбекистана, отечественных и зарубежных музейных коллекций, дает заключение по проблемам, которые сегодня стоят перед узбекским традиционным текстилем.
Мустақилликка йиллари Ўзбекистонда маданий меросимизни қайта тиклаш, сақлаб қолиш ва ривожлантириш долзарб масалалардан бирига айланди. Ушбу мақола замонавий санъатшуносликдаги кам ўрганилган мавзулардан бири – бадиий тўқимачиликнинг анъанавий шаклларини тиклаш масалалари билан
боғлиқдир. Мақола муаллифи Ўзбекистоннинг турли ҳудудларига қилган илмий экспедициялари натижасида тўплаган фактологик материаллари, республика ва хорижий музейлар, галереялар коллекциялари таҳлили асосида бугунги кунда ўзбек бадиий тўқимачилиги олдида турган муаммоларга ўз фикр-мулоҳазалари,
муносабатини билдиради.
After Uzbekistan gained Independence, the issue of revival, preservation and development of traditional cultural heritage on a new basis has actualized. This article focuses on one of the little-known problems of modern art history related to the revival of traditional forms of art textiles in the context of important historical transformations
taken place in our society. The author, based on the analysis of factual material collected by her during the scientific expeditions in various regions of Uzbekistan, collections of Uzbek and foreign museums, provides her own opinion on the issues with which an important cultural segment - traditional Uzbek textile is facing today.
№ | Муаллифнинг исми | Лавозими | Ташкилот номи |
---|---|---|---|
1 | Nodir B.. | искусствовед |
№ | Ҳавола номи |
---|---|
1 | 1. Бикжанова, М. (1948),Ташкентская вышивка 19 - 20 в.в. Библиотека Института искусствознания. ИН Б-60 инв. 260 №124. |
2 | 2. Бухарский Государственный архитектурно-художественный заповедник (2004), Ташкент: СП «SM Print». |
3 | 3. Гюль Э. (2013),Сады небесные и сады земные. Вышивка Узбекистана: скрытый смысл сакральных текстов, Москва: Издательство Марджани. |
4 | 4. Историко-художественный заповедник Ичан-кала (2006), Ташкент: Редакция журнала «МОЗИЙДАН САДО». |
5 | 5. Махкамова С. (1963), Узбекские абровые ткани, Ташкент: Государственное издательство художественной литературы. |
6 | 6. Мошкова В. (1970), Ковры Средней Азии конца Х1Х-начала XX века, Ташкент: Издательство ФАН. |
7 | 7. Nodir B. (2013), Arts and Crafts of the Kungrat from the Southern Regions of Uzbekistan, SAN’AT (ART) Magazine, No. 2: 17-21. |
8 | 8. Сухарева О. (2006), Сузани. Среднеазиатская декоративная вышивка, Москва. |
9 | 9. Ферганский областной краеведческий музей (2005);Ташкент. |
10 | 10. Fitz Gibbon K. and Hale A.(1997), Ikat: Splendid Silks of Central Asia – The Guido Goldmann Collection, London: Laurence King Publishing Ltd. |
11 | 11. Хакимов А и Гюль, Э. (2006), Атлас художественных ремесел, Ташкент. |
12 | 12. Хакимов А. (2010), Искусство Узбекистана: история и современность, Ташкент: Издательство журнала «SAN’AT». |
13 | 13. Хакимов А. (2013), Прикладное искусство Узбекистана: традиции и инновации, Стамбул: MEGA BASIM. |
14 | 14. Хакимов А. и Файзиева, В. (2014), Ўзбекистон Давлат санъат музейи ноёб хазинасидан. Ўзбекистон амалий санъати, Ташкент: «BAKTRIA PRESS». |
15 | 15 Церникель М. (1997), Культура текстиля в Узбекистане, в книге Наследники Шелкового Пути, Штутгарт: Edition hansojorg mayer. |
16 | 16. Чепелевецкая Г. (1961), Сузани Узбекистана, Ташкент: Издательство ФАН. |
17 | 17. Шедевры Самаркандского музея (2004), Ташкент: Редакция журнала «МОЗИЙДАН САДО». |