229

В статье показан аналитико-численный метод расчета гидрофрикционного гасителя колебаний электроподвижного состава (ЭПС). На основе данного метода предложена новая конструкция гидрофрикционного гасителя колебаний торсионного типа с улучшенными динамическими и диссипативными качествами, на которую подана заявка на Патент Республики Узбекистан на изобретение. Данный метод позволит решить задачи на динамическую прочность гидрофрикционного гасителя колебаний ЭПС, позволит провести моделирование динамических явлений в узлах и деталях гидрофрикционного гасителя колебаний торсионного типа, который представляет собой вал, перемещающийся с вращением в рабочей жидкости.Используя аналогичный аналитико-численный метод, можно проанализировать различные гидромеханические системы. Например, проанализировать динамическое функционирование гидравлических и гидрофрикционных гасителей колебаний торсионного типа для ЭПС. Динамические стендовые испытания были проведены в депо Узбекистана. Для испытаний была использована модернизированная конструкция гидрофрикционного гасителя колебаний торсионного типа.

  • Internet ҳавола
  • DOIhttps://dx.doi.org/10.36522/2181-9637-2020-6-9
  • UzSCI тизимида яратилган сана 14-04-2022
  • Ўқишлар сони 229
  • Нашр санаси 29-12-2020
  • Мақола тилиRus
  • Саҳифалар сони82-87
Ўзбек

Ушбу мақолада электр ҳаракатланувчи таркиб (ЭҲТ) тебранишларининг гидрофрикцион сўндирувчисини динамик ҳисоблашнинг математик модели тақдим этилган. Динамик ва диссипатив хусусиятларга эга торсион турдаги тебранишлар гидрофрикцион сўндирувчисининг янги конструкцияси таклиф этилган бўлиб, ихтиролар учун бериладиган Ўзбекистон Республикаси Патентига талабнома юборилган. Торсион турдаги ЭҲТ тебранишлари гидрофрикцион сўндирувчисининг динамик мустаҳкамлиги борасидаги масалаларнинг ҳал этилиши ишчи суюқликда айланиш орқали ҳаракатланадиган вал кўринишидаги ушбу сўндирувчининг узел ва деталларида динамик ҳодисаларни моделлаштириш имконини беради. Шу каби аналитик-сонли усулни қўллаган ҳолда турли хил гидромеханик тизимларни таҳлил қилиш мумкин. Масалан, электр ҳаракат таркиблари учун мўлжалланган торсион турдаги гидравлик ва гидрофрикцион тебраниш сўндиргичларининг динамик фаолиятини ушбу усулни қўллаган ҳолда ўрганиш мумкин. Стенд орқали шу каби динамик синовлар Ўзбекистон депосида ўтказилди. Синовни ўтказиш учун торсион турдаги такомиллаштирилган гидрофрикцион тебраниш сўндиргичи қўлланилди.

Русский

В статье показан аналитико-численный метод расчета гидрофрикционного гасителя колебаний электроподвижного состава (ЭПС). На основе данного метода предложена новая конструкция гидрофрикционного гасителя колебаний торсионного типа с улучшенными динамическими и диссипативными качествами, на которую подана заявка на Патент Республики Узбекистан на изобретение. Данный метод позволит решить задачи на динамическую прочность гидрофрикционного гасителя колебаний ЭПС, позволит провести моделирование динамических явлений в узлах и деталях гидрофрикционного гасителя колебаний торсионного типа, который представляет собой вал, перемещающийся с вращением в рабочей жидкости.Используя аналогичный аналитико-численный метод, можно проанализировать различные гидромеханические системы. Например, проанализировать динамическое функционирование гидравлических и гидрофрикционных гасителей колебаний торсионного типа для ЭПС. Динамические стендовые испытания были проведены в депо Узбекистана. Для испытаний была использована модернизированная конструкция гидрофрикционного гасителя колебаний торсионного типа.

English

The paper studies the problem of modeling vibrations of a torsion hydro-friction damper of a locomotive with the support of hydrodynamic friction based on the application for a Patent of the Republic of Uzbekistan. The objectives of the authors’ invention are: to improve the reliability and damping capacity of the damper as a whole, with the provision of horizontal and vertical damping of vibrations and shock loads, which is important to increase the speeds of the rail transport; to increase the dynamic factor of the system while regulating the damping capacity by creating an additional friction torque to reduce dynamic load on the cantilever section of the shaft fixed to the bogie frame of the vehicle. It is possible to predict various hydromechanical systems using a similar analytical-numerical method, i.e. to analyze the dynamic functioning of hydraulic and hydro-friction torsiontype vibration dampers for electric rolling stock. Dynamic bench tests were carried out at a depot in Uzbekistan. A torsion type of hydrofriction vibration damper was used for testing an upgraded (new) construction.

Муаллифнинг исми Лавозими Ташкилот номи
1 Xromova G.A. texnika fanlari doktori, professor, «Lokomotivlar va lokomotiv xo'jaligi» kafedrasi professori Toshkent davlat transport universiteti
2 Maxamadaliyeva M.A. «Lokomotivlar va lokomotiv xo'jaligi» kafedrasi doktoranti Toshkent davlat transport universiteti
Ҳавола номи
1 Hydraulic vibration damper ftorsion type / G.A. Khromova, Z.G. Mukhamedova, I.S. Yutkina, M.A. Makhamadalieva // A positive decision on the patent of the Republic of Uzbekistan for the invention, the application. – No. IAP 20160113 of 03/29/2016.
2 Хромова Г.А., Юткина И.С., Махамадалиева М.А. Разработка метода расчета на динамическую прочность гидрофрикционного гасителя колебаний ЭПС торсионного типа//Локомотивы. Электрический транспорт. XXI век: Матер. VI Международной научно-технической конференции. –Т. 2. – СПб.: ПГУПС,2018. – 13–15 ноября. – С. 38–43. [In Russian: Khromova G.A., Yutkina I.S., Makhamadalieva M.A. Development of a method for calculating the dynamic strength of EPS hydraulic vibration damperof a torsion type // Locomotives. Electric transport. XXI century: In Proc. of the VI International Scientific and Technical Conference. – Vol. 2. – St. Petersburg: PGUPS, 2018. – November 13–15. – Рp. 38–43].
3 Хромова Г.А., Махамадалиева М.А. Математическая модель для динамического расчета гидрофрикционного гасителя колебаний электроподвижного состава // Транспорт шелкового пути. – Т., 2020. – № 2 –С. 57. [In Russian: Khromova G.A., Makhamadalieva M.A. Mathematical model for the dynamic calculation of hydrofriction damper of electric rolling stock //Silk road transport. – T., 2020. – No. 2. – Р. 57].
4 Файзибаев Ш.С., Хромова Г.А., Махамадалиева М.А. Численные исследования контактных процессов в гидрофрикционном гасителе колебаний для высокоскоростного электроподвижного состава. // Известия ТРАНССИБА. – 2015. – № 1.– С. 49-54. [In Russian: Fayzibaev Sh.S., Khromova G.A., Makhamadalieva M.A. Numerical study of contact processes in a hydro-friction vibration damper for high-speed electric rolling stock. // Izvestiya TRANSSIBA. 2015. – No. 1. – Рp. 49-54].
5 Khromova G., Yutkina I., MakhamadalievaM. Numerical study of heat contact processes in hydro-frictional shock absorbers for high-speed electric rolling stock. // Transport problems:IV International Simposium. – Silesian University of Technology. – Katowice, Faculty of Transport. – 2015. – 22Ǧ23 June. – Рp. 671-779.
6 Хромова Г.А., Махамадалиева М.А. Расчетная схема опоры гидродинамического трения гибкого вала гидрофрикционного гасителя колебаний применяемого на железнодорожном транспорте // Universum: технические науки. –М., 2020. – №7-1 (76). – С. 77-80. [In Russian: Khromova G.A., Makhamadalieva M.A. Calculation diagram of the hydrodynamic friction support of the flexible shaft of the hydrofriction vibration damper used in railway transport //Universum: Engineering Sciences. – Moscow, 2020. – No. 7-1 (76). – Рр. 77-80]
7 Хромова Г.А., Хромов С.А., Махамадалиева М.А. Моделирование динамического функционирования гидрофрикционного гасителя колебаний с учетом влияния тепловых контактных процессов // Локомотивы. XXI век: Матер. II Международной научно-технической конференции. – СПб.: ПГУПС, 2014. – 18–20 ноября.– С. 22–25. [In Russian: Khromova G.A., Khromov S.A., Makhamadalieva M.A. Simulation of dynamic functioning of the hydro-friction vibration damper, with account of the effect of heat contact processes // Locomotives. XXI century:In Proc. of the II International Scientific and Technical Conference. –St. Petersburg: PGUPS, 2014. – November 18–20. – Рp. 22–25].
8 Hydraulic vibration damper / Khromova G.A., Baymanov B.A., Makhbubov A.R., Mukhamedova Z.G. Patent of the Republic of Uzbekistan for invention No. IAP 05463. – Applicant: Tashkent Railway Engineering Institute. Published // BI No. 9. – 09.09.2017.
Кутилмоқда