Аутентичность учения Абу Мансура ал-Матуриди в богословии обосновывается его связью с Пророком
Мухаммадом, основными источниками ислама, а также принципом рациональности. Благодаря этим
особенностям учение богослова распространилось во многих регионах мира, в том числе и Поволжье.
Цель данной статьи исследовать базовые особенности учения Абу Мансура ал-Матуриди, а также
проследить его распространение на территории Поволжья. Соответственно задачи исследования: во-первых,
выявить и охарактеризовать базовые особенности матуридитского вероучения. Во-вторых, проследить
историю матуридитского вероучения в Волго-Уральском регионе. В-третьих, выявить имена богословов и
названия трудов, посвященных матуридитскому вероучению. Источниковую базу исследования составили
изданные труды богослова. В ходе исследования были использованы методы анализа и синтеза, а также
историко-сравнительный метод.
Анализ текста “Китаб ат-таухид” и тафсира богослова позволил выявить базовые принципы его учения и
методологию богослова. В частности, было выявлено, что основными базовыми принципами богослова были:
преемственная связь с пророком Мухаммадом, умеренность и рациональность. Также было установлено,
что проникнув на территорию Поволжья, учение Абу Мансура ал-Матуриди, в зависимости от социально-политических изменений переживало периоды подъема и упадка.
№ | Муаллифнинг исми | Лавозими | Ташкилот номи |
---|---|---|---|
1 | Ramil D.. | Имом Мотуридий халқаро илмий-тадқиқот маркази “Мотуридийлик таълимоти тадқиқотлари” бўлими катта илмий ходими | Cтарший научный сотрудник Международного научно-исследовательского центра Имама Матуриди |
№ | Ҳавола номи |
---|---|
1 | 1. DeWeese D. 2016. It was a Dark and Stagnant Night (‘til the Jadids Brought the Light): Clichés, Biases, and False Dichotomies in the Intellectual History of Central. Journal of the Economic and Social History of the Orient. 59/37-92. 2. Eden J., Sartori P., DeWeese D. 2016. Moving Beyond Modernism: Rethinking Cultural Change in Muslim Eurasia (19th-20th Centuries). Journal of the Economic and Social History of the Orient. February. 1-36. 3. Frank A. 2016. Muslim Cultural Decline in Imperial Russia: A Manufactured Crisis. Leiden. Journal of the Economic and Social History of the Orient 59/166 – 192. 4. Kemper M. 1998. Sufis und Gelehrte in Tatarien und Baschkirien, 1789-1899: der Islamischer Diskurs unter russischer Herrschaft. - Berlin, Klaus Schwarz Verlag. 5. Sartori P. 2017. Exploring the Islamic Juridical Field in the Russian Empire: an Introduction. Islamic law and society. 24/1-19. 6. Абдуллин Я. Г. 1976. Татарская прос-ветительская мысль. Казань: ТКИ. 7. Аз-Забиди М. 1993. Итхаф ас-садат ал-муттакина би шарх ихйа’ ‘улум ад-дин. Бейрут: Му’ассасат ат-тарих ал-гарби. 3. 8. Ал-Баздави М. 2003. Усул ад-дин. Каир: ал-Мактаба ал-азхарийа ли ат-турас. 9. Ал-Кураши ‘А. 1993. ал-Джавахир ал-муди’а фи табакат ал-ханафийа. – Дар ал-хиджра. 3. 10. Алмазова Л.И. 2003. Проблема человека в трудах татарских богословов. Казань: тат. кн. издат. 11. Ал-Матуриди М. 2001. Китаб ат-таухид – Стамбул: Иршад. The Maturidiyya. 2021. № 1 88 E-ISSN 2181-189X ISSN 2181-1881 12. Ан-Насафи М. 2011. Табсират ал-адилла фи усул ад-дин. Каир: ал-Мактаба ал-азхарийа ли ат-турас. 13. Байдаров Е. аль-Матуриди: единство знания и веры в исламской философии / аль-Фараби (философско-политический и духовно-познавательный журнал), № 1 (41) 2013. С. – 26-36. 14. Идиятуллина Г. Духовно-религиозная атмосфера в Поволжье в XVII - XVIII вв. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// tataroved.ru/publication/jad/2/g13, свободный. 15. Измайлов И. 2006. Распространение и функционирование ислама в Волжской Булгарии. Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. Казань: Издательство “Фэн”. 16. Исхаков Д. М. 1998. От средневековых татар к татарам нового времени. Казань: Издательство “Мастер Лайн”. 17. Кемпер М. 1999. Между Бухарой и средней Волгой: Столкновение Абд ан-Насра ал-Курсави с улемами традиционалистами // Мир ислама. 1/160-161. 18. Мараш И. 2005. Религиозное обновление в тюркском мире (1850-1917). Казань. 19. Марджани Ш. Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар. В 2-х Т. Казань, 1897. 20. Мухаметшин Р.М. 2003. Татары и ислам в XX веке. Казань: Фэн. 21. Рамзи М. М. Талфик ал-ахбар ва талких ал-асар фи вакаи Казан ва Булгар ва мулук ат-татар. в 2-х т. Оренбург, 1908. 22. Файзов И. Полный список книг по акыде имама Абу Мансура ал-Матуриди. 2012. http:// islam-today.ru/veroucenie/veroubezdenie/polnyj_ spisok_knig_po_akyde_imama_azama_i_imama_ maturidi/ 23. Хайрутдинов А.Г. 1999. Последний та-тарский богослов. Жизнь и наследие Мусы Джа-руллаха Бигиева. Казань: Иман. 24. Челяби К. 1941. Кашф аз-зунун ‘ан асами ал-кутуб ва ал-фунун. Бейрут: Дар ихйа’ ат-турас ал-‘араби. 1. 25. Шагавиев Д.А. 2010. Роль Шигабутдина Марджани в развитии татарской богословской мысли XIX века / диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Казань. 26. Юзеев А. 1998. Татарская философская мысль конца XVIII – XIX веков. Казань: Иман. 27. Якубов С.Х. Учение Абу Мансура Матуриди о бытии и познании / Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. – Душанбе: 2017. – 162 с. 28. Якупов В. 2005. Ислам в Татарстане в 1990-е годы. – Казань: Издательство “Иман”. |