181

Тема духовно-культурного формирования подрастающего поколения во все времена являлась предметом пристального осмысления философов, религиоведов, педагогов, представителей многих этносов, ее исследующих. Каждый этнос вырабатывал определенные способы образования (обучения и воспитания) молодежи, формирования ее духовного и культурного облика. В различных культурах: восточных и западных сложились свои модели, стандарты образования, духовно-культурного развития и воспитания, в которых присутствуют как общечеловеческие, так и специфические этнонациональные аспекты. В статье рассмотрена проблема духовнонравственного воспитания подрастающего поколения Республики Узбекистан, направленная на возрождение национальных ценностей, совершенствование системы национального образования и воспитание гармонично развитого поколения в духе патриотизма и любви к Родине. Также раскрывается значение изучения истории Узбекистана в воспитании молодежи в духе идеологии национальной независимости. Культурное прошлое не исчезает, оно сохраняется в поколениях, работает на настоящее, закладывая фундамент для будущего. Культура прошлого всегда 
необходима для современности, испытывающей кризис духовности, нравственности. Настоящее нужно сопоставлять с прошлым для выбора новой тенденции культурного развития. Обращение к прошлым культурным, интеллектуальным, ценностям позволяет понять современность, найти пути преодоления кризисного состояния в культуре, сопряженного не только с падением качества обучения, но и духовно-культурного воспитания молодежи, а также для преодоления разрыва между сторонами единого культурно-интеллектуального процесса. В статье рассмотрены идеи воспитания подрастающего поколения в трудах таких восточных мыслителей и учёных просвитетелей как Абу Райхан Беруни, аль-Фараби, Ибн Сина, анализируются их философские взгляды на образование и такие жизненно важные задачи, как отыскание смысла жизни, исследование добра и зла, определение понятий справедливости, сострадания и др. Уделено внимание  актуальности изучения политико-правовых учений, трудов мыслителей Востока, которые имеет важную роль в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и высокой правовой культуры. Статья поднимает проблемы воспитания современной молодёжи в духе патриотизма на основе национальных традиций. 

  • Internet ҳавола
  • DOI
  • UzSCI тизимида яратилган сана 18-05-2023
  • Ўқишлар сони 181
  • Нашр санаси 18-05-2023
  • Мақола тилиRus
  • Саҳифалар сони10
Русский

Тема духовно-культурного формирования подрастающего поколения во все времена являлась предметом пристального осмысления философов, религиоведов, педагогов, представителей многих этносов, ее исследующих. Каждый этнос вырабатывал определенные способы образования (обучения и воспитания) молодежи, формирования ее духовного и культурного облика. В различных культурах: восточных и западных сложились свои модели, стандарты образования, духовно-культурного развития и воспитания, в которых присутствуют как общечеловеческие, так и специфические этнонациональные аспекты. В статье рассмотрена проблема духовнонравственного воспитания подрастающего поколения Республики Узбекистан, направленная на возрождение национальных ценностей, совершенствование системы национального образования и воспитание гармонично развитого поколения в духе патриотизма и любви к Родине. Также раскрывается значение изучения истории Узбекистана в воспитании молодежи в духе идеологии национальной независимости. Культурное прошлое не исчезает, оно сохраняется в поколениях, работает на настоящее, закладывая фундамент для будущего. Культура прошлого всегда 
необходима для современности, испытывающей кризис духовности, нравственности. Настоящее нужно сопоставлять с прошлым для выбора новой тенденции культурного развития. Обращение к прошлым культурным, интеллектуальным, ценностям позволяет понять современность, найти пути преодоления кризисного состояния в культуре, сопряженного не только с падением качества обучения, но и духовно-культурного воспитания молодежи, а также для преодоления разрыва между сторонами единого культурно-интеллектуального процесса. В статье рассмотрены идеи воспитания подрастающего поколения в трудах таких восточных мыслителей и учёных просвитетелей как Абу Райхан Беруни, аль-Фараби, Ибн Сина, анализируются их философские взгляды на образование и такие жизненно важные задачи, как отыскание смысла жизни, исследование добра и зла, определение понятий справедливости, сострадания и др. Уделено внимание  актуальности изучения политико-правовых учений, трудов мыслителей Востока, которые имеет важную роль в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и высокой правовой культуры. Статья поднимает проблемы воспитания современной молодёжи в духе патриотизма на основе национальных традиций. 

Муаллифнинг исми Лавозими Ташкилот номи
1 SATTAROV BATAYEVA DAULETALI T. . lecturer, PhD doctor, Head of the Chinese Philology Department the National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek, The L.N. Gumilyov Eurasian National University, Kazakhstan, Nur-sultan
Ҳавола номи
1 1. Абдулхайров М.Х. (2012) Методы исследования текстов произведений Алишера Навои / М.Х. Абдулхайров // Вестник Челябинского государственного университета, 2012. No 12 (266). С. 134-137. 2. Абдушукурова И.К. (2017) Воспитание студентов в аспекте молодежной политики. // Достижения науки и образования, 2017. No 6 (19). С. 77-78. 3. Абу Райхан Беруни. (1963) Индия // Избранные произведения. –Тошкент: Фан, 1963. С. 58. 4. Абу Райхан Беруни. (1963) Минерология. М.: 1963. С. 21. 5. Асрарова М.У. (2018) Вклад Абу Райхана Беруни в развитие науки // Проблемы педагогики, 2018. No 2 (34). С. 33-35. 6. Бабаджанова Д.И. (2008) Активная гражданская позиция как результат высокой духовности. Т.: Узбекистан, 2008. 7. Давлетшин М.Г. (1975) Психологические основы нравственного воспитания. Ташкент, 1975. С. 185-193. 8. Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. (2001) Ташкент: Узбекистан, 2001. 9. Исламов З.М. (2018) Исламское образование в Узбекистане: история, современность и перспектива / ИИ Международная научно-богословская конференция «Духовный шелковый путь. Созидание. Интеграция», - Ташкент, 2018, С. 189-197. 10. Islomov, Zohidjon (2019) “THE ROLE OF THE INTERNATIONAL ISLAMIC ACADEMY OF UZBEKISTAN IN THE DEVELOPMENT OF ISLAMIC STUDIES,” The Light of Islam: Vol. 2019 : Iss. 1 , Article Available at: https://uzjournals.edu.uz/iiau/vol2019/iss1/1 11. Камалова Ш.У., Мунарова Р.У., Ахмедова Н.А., Алимкулов С О., Эшонкулов Б.М. (2015) Педагогические взгляды Абу Али ибн Сины (Авиценны) // Молодой ученый, 2015. No 9. С. 1068-1070. 12. Каримов И.А. (2001) Выступление в Московском государственном университете // За процветание Родины каждый из нас в ответе. Т: 2001. Том 9. С. 253. 13. Каримов И.А. (2008) «Высокая духовность - непобедимая сила». Ташкент, 2008. 14. Каримов И.А. (2005) Наша главная цель – демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны. – Т.: Узбекистан, 2005. 15. Каримов И.А. (1998) Без исторической памяти нет будущего. Ташкент, 1998. 16. Каримов И. А. (2007) Выступление на торжественном заседании Олий Мажлиса, Кабинета Министров, Аппарата Президента Республики Узбекистан, посвященном 16-й годовщине независимости Узбекистана от 30 авг. 2007 г. 17. Кенжаев Ш.Х. (2016) Место духовнонравственного воспитания в подготовке будущих учителей // Проблемы педагогики, 2016. No 6 (17). С. 16-18. 18. Кинжаева Г.С. (2012) Обучение студентов организации духовно-просветительских работ // Молодой ученый, 2012. No 10. С. 342-345. 19. Крачковский И. Ю. (1971) Абу Райхан Беруни - учёный, энциклопедист средневековья. М.: 1971. – С. 67. 20. Мадаминов А.А. (2018) Морально-нравственное формирование человека в трактатах учёных Фараби и Беруни // Достижения науки и образования, 2018. No 13 (35). С. 48-50. 21. Матибаева Р. (2019) Повышение требования к педагогу - одна из задач реформирования и инноваций в системе образования Республики Узбекистан / PROCEEDINGS International scientific-practical conference «II Yunusov Readings: Modernization of the Great Steppe values as a key factor in the development of science and education». – Шымкент, 2019/3/19. 22. MATIBAYEVA, Raziya (2019) “THE DEVELOPMENT OF KHANAPHISM IN MAVARANNAKHR,”The Light of Islam: Vol. 2019 : Iss. 3 , Article 16. Available at: https://uzjournals.edu.uz/iiau/ vol2019/iss3/16 23. Матибаева Р. (2019) Редкая рукопись по ханафизму «Манакиб Аби Ханифа» // Молодой ученый. - 2019. - №36. -С.71-74.https://moluch.ru/archive/ 274/62293/. 24. Мирзиёев Ш.М. (2017) Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. ПП «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» // Собрание законодательства РУ, 2017. No 6. 25. Mirzoev Sh. A., Mirzoeva A. Sh. (2014) Moral Culture of the person in the system of Dagestan folk ethical traditions. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2014. No. 2. Pp. 66-73. . 26. Мунарова Р.У., Камолова Ш.У., Шакарбоева Ш.А., Каршибоева Д.Б., Алимкулов С.О.У. (2016) Великие мыслители Средней Азии о воспитании гармоничного и всесторонне развитого поколения // Проблемы педагогики, 2016. No 2 (13). С. 17-19. 27. Мухитдинова Ф.А. (2019) «Идеи и учения к концепции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в Узбекистане» Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 4 (61), 2019, с. 33-43. 28. Насыров А. (1950) Список трудов Бируни - великий ученый средневековья. Ташкент, 1950. 29. Национальная программа по подготовке кадров// Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Ташкент: Шарқ, 1997. 30. Нурутдинова З.Г. (1989) Педагогические идеи Абу Райхана Беруни. Ташкент. Изд. «Фан», 1989. С. 88-92. 31. Отамуратов С., Роматов Ж., Хусанов С. (2000) Маънавият асослари маърузалар матни. Ташкент, 2000. 32. Петрова А.А. (2015) Психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание» // Научный журнал, 2015. No 1 (1). С. 41-44. 33. Содиков, Ю. А. (2019) Маънавий ва жисмоний соғломлик мустаҳкам оила гарови // Молодой учений. — 2019. — № 47 (285). — С. 482-483. — УРЛ:. 34. Соломатова А.А. (2018) «Воспитание духовности в нынешней молодежи» // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: III-междунар. студ. науч-практ. конф. No 3, 2018. 35. Тишабаева Л.А. (2018) Духовно-нравственное воспитание студентов в вузах Республики Узбекистан. // Вопросы науки и образования. Январь, 2018. No 1 (13). С. 61-62. 36. Умарова Р. Ш. (2019) Бытие и философские взгляды Абу Райхана Беруни // Достижения науки и образования 2019. No 3 (44). С. 32-33. 37. Умарова Р.Ш. (2019) Бытие и философские взгляды Абу Райхана Беруни // Достижения науки и образования, 2019. No 3 (44). С. 32-33. 38. Умарова Д.З. (2018) Инновационные реформы в системе высшего образования Республики Узбекистан. Научно-методический журнал «Вопросы науки и образования». No 02 (14). Февраль, Москва, 2018. С. 48. 39. Худайберганов Р.Х., Абдураззакова Д.А. (2019) Классическая и неклассическая рациональности философии в парадигме системы образования // Проблемы науки, 2019. No 1 (37). С. 61-62. 40. Фараби — крупнейший мыслитель средневековья. (1973) Ташкент, 1973. С. 3. 41. Фузаилова Г. С. (2019) Основные понятия профессıонализма педагога//Молодой ученый.-2019. -№43. -С.283-285. https://moluch.ru/archive/ 281/63064/. 42. Эркаев А. (2001) Духовность — энергия независимости. Ташкент: Маънавият, 2001. С. 149;
Кутилмоқда