88

 В статье рассмотрена история религий в контексте тюркского прошлого, исламского ренессанса, царского империализма и советского атеизма, современных реалий. Автор анализирует конституционный и профильный законы, описывает религиозное многообразие и культурный плюрализм, рассматривает систему и институты религиозного образования, определяет основные причины радикализации двух стран уделяя особое внимание специфике проявления религиозного радикализма в каждом из двух государств, их подходам к этой проблеме и путям противодействия террористической угрозе, а также систематизирует мнения различных ученых. Определены негативные последствия разных исторических и политических событий на религиозную жизнь узбекстанского и казахстанского общества. Выбор указанных государств обусловлен сходством их истории, культуры и политической системы. Сравнительный анализ состояния межконфессиональных отношений в Узбекистане и Казахстане проводится по следующим критериям: исторические этапы, законодательно-правовая база, религиозные объединения, религиозное образование, проблема религиозного экстремизма и фундаментализма. Цель статьи – определение особенностей взаимодействия казахстанской и узбекстанской властей с религиозными и конфессиональными структурами, а также выявление основных проблем межконфессиональных отношений и религиозной ситуации в целом. 
Данное исследование является ценным научным материалом, который способствует лучшему пониманию этноконфессиональной и межконфессиональной политики в современных реалиях, а также анализу состояния и прогнозу перспективы развития толерантных межконфессиональных отношений в Узбекистане и Казахстане в условиях религиозного плюрализма, глобализма и актуальных вызовов эпохи постмодерна. Необходимо поэтапное укрепление законодательной, политической и социально-экономической базы, которая будет направлена на светский путь развития наших стран, без ущемления конфессий и религиозных организаций, которые отделены от государства по определению. В тюркской истории на территории Центральной Азии имеется множество конкретных примеров, которые свидетельствуют о положительном опыте исторически мирного сосуществования различных религий в среднеазиатском тюркомусульманском регионе. Такие исторические факты должны и могут позитивно влиять на дальнейшее укрепление межрелигиозного сотрудничества и согласия. 

  • Internet ҳавола
  • DOI
  • UzSCI тизимида яратилган сана 18-05-2023
  • Ўқишлар сони 88
  • Нашр санаси 18-05-2023
  • Мақола тилиRus
  • Саҳифалар сони8
Русский

 В статье рассмотрена история религий в контексте тюркского прошлого, исламского ренессанса, царского империализма и советского атеизма, современных реалий. Автор анализирует конституционный и профильный законы, описывает религиозное многообразие и культурный плюрализм, рассматривает систему и институты религиозного образования, определяет основные причины радикализации двух стран уделяя особое внимание специфике проявления религиозного радикализма в каждом из двух государств, их подходам к этой проблеме и путям противодействия террористической угрозе, а также систематизирует мнения различных ученых. Определены негативные последствия разных исторических и политических событий на религиозную жизнь узбекстанского и казахстанского общества. Выбор указанных государств обусловлен сходством их истории, культуры и политической системы. Сравнительный анализ состояния межконфессиональных отношений в Узбекистане и Казахстане проводится по следующим критериям: исторические этапы, законодательно-правовая база, религиозные объединения, религиозное образование, проблема религиозного экстремизма и фундаментализма. Цель статьи – определение особенностей взаимодействия казахстанской и узбекстанской властей с религиозными и конфессиональными структурами, а также выявление основных проблем межконфессиональных отношений и религиозной ситуации в целом. 
Данное исследование является ценным научным материалом, который способствует лучшему пониманию этноконфессиональной и межконфессиональной политики в современных реалиях, а также анализу состояния и прогнозу перспективы развития толерантных межконфессиональных отношений в Узбекистане и Казахстане в условиях религиозного плюрализма, глобализма и актуальных вызовов эпохи постмодерна. Необходимо поэтапное укрепление законодательной, политической и социально-экономической базы, которая будет направлена на светский путь развития наших стран, без ущемления конфессий и религиозных организаций, которые отделены от государства по определению. В тюркской истории на территории Центральной Азии имеется множество конкретных примеров, которые свидетельствуют о положительном опыте исторически мирного сосуществования различных религий в среднеазиатском тюркомусульманском регионе. Такие исторические факты должны и могут позитивно влиять на дальнейшее укрепление межрелигиозного сотрудничества и согласия. 

Муаллифнинг исми Лавозими Ташкилот номи
1 MIRZAKHOJAEV .. PhD candidate International Islamic Academy of Uzbekistan.
Ҳавола номи
1 1. Тәңіршілдік / https://clck.ru/TXz64 2. Кызласов И.Л. Тенгрианство. – Москва: Большая российская энциклопедия, 2016. 3. Валиханов Ч. Тенгри / Собрание сочинений в 5 томах. – Алма-Ата, 1985. 4. Laruelle M. (2007). “Religious revival, nationalism and the ‘invention of tradition’: political Tengrism in Central Asia and Tatarstan”. Central Asian Survey: Vol. 26, Iss. 2. 5. Религия в Узбекистане / https://www.marakandatravel. com/ru/ob-uzbekistane/obshaya-informatsiya/religiya/ index.html 6. Ислам в Казахстане / https://clck.ru/TKarv 7. Мец А. Мусульманский ренессанс. – Москва: ВиМ, 1996. 8. Аль-Бухари / перевод Нирша В. Ат-Таджрид ас-сарих ли-ахадис Аль-Джами`ас-сахих – Ясное изложение хадисов «Достоверного свода». – Москва: Эксмо, 2017. 9. Аль-Фараби. Книга о разуме. – Алматы: Международный клуб Абая, 2014. 10. Махмуд ал-Кашгари / в 3-х томах / перевод с араб. А.Р. Рустамова под ред. И.В. Кормушина. Диван лугат ат-турк (Свод тюркских слов). − Москва: Восточная литература, 2010. 11. Аль-Матуриди А. Китаб ат-таухид. – Казань: «Хузур» − «Спокойствие», 2018. 12. Камаладдини С. Б. Туркестанский старец и его мистический путь / Суфизм в Иране и Центральной Азии. Материалы международной конференции. − Алматы, 2006. 13. Ганиев В.Х. Ахмад Югнаки. − Москва: Большая российская энциклопедия, 2005. 14. Astafieva E. Theology, religion, and politics in Imperial Russia / https://www.politika.io/en/notice/theology-religion-and-politics-in-imperial-russia 15. Теребов О.В. Манифест 17 октября 1905 года. – Москва: Большая Российская Энциклопедия. Том 19, 2011. 16. Luukkanen A. The Party of Unbelief: The Religious Policy of The Bolshevik Party, 1917-1929. – Helsinki: Suomen historiallinen seura, 1994. 17. Kowalewski D. (1980). “Protest for Religious Rights in the USSR: Characteristics and Consequences”. The Russian Review: Vol. 39, No. 4. 18. Религия в Советском Союзе Религия в Советском Союзе − Religion in the Soviet Union / https://ru.qaz. wiki/wiki/Religion_in_the_Soviet_Union 19. Конституция Республики Узбекистан / https://constitution.uz/ru/clause/index#section2 20. Закон Республики Узбекистан о свободе совести и религиозных организациях (1998) / https://www.lex. uz/acts/65089 21. Конституция Республики Казахстан (1995) / http:// adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_ 22. Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (2011) / https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=31067690#pos=3;-106 23. Минюст озвучил количество религиозных организаций, зарегистрированных в Узбекистане (2020) / https://clck.ru/TTDN3 24. Список зарегистрированных религиозных объединений и их филиалов (2019) / https://data.egov. kz/datasets/view?index=tirkeuden_otken_dini_birlestik1 25. Какие религии исповедуют в Казахстане и почему важна свобода вероисповедания? (2020) / https://informburo.kz/special/kakie-religiiispoveduyut-v-kazahstane-i-pochemu-vazhna-svobodaveroispovedaniya.html 26. Агзамходжаев C. (2010). «Современное состояние исламского образования в Узбекистане». Россия и мусульманский мир: № 7. 27. гафуров У.Т. (2018). «История формирования и перспективы развития системы исламского образования управления мусульман Узбекистана». Россия и мусульманский мир: № 1(307). 28. Алтайқызы А. Постмодерн дәуіріндегі діни білім беру феномені: Қазақстан және АҚШ тәжірибесі / Қазақстандағы оқу орындары және ислами білім беруді жетілдіру. – Алматы: Әл-Фараби атындағы ҚазҰУ және ФСДИ ҒК БҒМ ҚР, 2020. / https://clck. ru/TX8Vh 29. Малышев Д.В. (2017). «Сирийский кризис и угроза радикализации Центральной Азии». Проблемы европейской безопасности: № 11. 30. Казанцев А. А., Гусев Л. Ю. Угроза религиозного экстремизма на постсоветском пространстве. – Москва: МГИМО, 2017. 31. Плотников Д.С. Центральная Азия в контексте мировой политики / Религиозный экстремизм в Центральной Азии (на примере Узбекистана, Таджикистана и Казахстана). – Пермь: ПГНИУ, 2020. 32. Qo’ysinova, Fazilat (2020) «STAGES OF DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATION OF ISLAMIC COOPERATION (1969-1990),» The Light of Islam: Vol. 2020 : Iss. 4 , Article 8. Available at: https:// uzjournals.edu.uz/iiau/vol2020/iss4/8 33. Kuysinova, F.O (2018) «ORGANIZATION OF ISLAMIC COOPERATION: AS AN INSTITUTIONAL FACTOR UNITING COUNTRIES,» Bulletin of Gulistan State University: Vol. 2018 : Iss. 2 , Article 18. Available at: https://uzjournals.edu.uz/gulduvestnik/vol2018/iss2/18
Кутилмоқда